ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.
Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев и др.).
В научно-педагогической и методической литературе рассматривались различные аспекты в формировании у учащихся экологической культуры: содержательная суть раскрывается в работах Н.М. Верзилина, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, Н.А. Рыкова и др.; междисциплинарность – в работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.Г. Суравегиной, Д.И. Трайтака и др.; нравственное воспитание во взаимосвязи его с природой рассматривается в работах С.А. Карпеева, И.С. Матрусова, И.Н. Понмаревой, Л.П. Симоновой, В.М. Сенкевич и др.; эстетическое воспитание как одна из сторон экологической культуры изучалось Е.А. Елизовой, А.Ж. Овчинниковой, Л.П. Печко, А.И. Самарцевым и др.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что опытническая и экспериментальная деятельность является существенным видом экологического образования детей дошкольного возраста, поскольку дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы личности ребенка. Таким образом, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Объект исследования: опыты и эксперименты в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование опытов и экспериментов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСОБНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Роль опытов в экологическом образовании дошкольников. Методика и организация опытов в старшем дошкольном возрасте
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Наблюдение за изучаемым объектом или явлением – неотъемлемая часть любого опыта. Без организованного и целенаправленного наблюдения невозможно осознать то явление или процесс, который изучается опытным путем. Также, опыт рассматривается как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия выступают приобретенные знания о мире природы, её объектах и явлениях, а также умения и навыки взаимодействия с природным окружением.
Всякий опыт – это активный процесс, система действий при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. Таким образом, основой опыта является деятельность детей.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
Деятельность экспериментирования, взятая во всей её полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики [15, с. 38].
Эксперимент как метод экологического дошкольников. Методические особенности проведения деятельности
Эксперимент лат. experimentum − проба, опыт) − метод при помощи которого в и управляемых исследуются явления Отличаясь от наблюдения активным изучаемым объектом, осуществляется на теории, постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний имеющих принципиальное (так называемый решающий эксперимент). связи с этим эксперимент, как из практики, выполняет функцию критерия истинности познания целом [6, с. 43].
Эксперимент метод возник нового времени (У. Гильберт, Г. Впервые он получил философское осмысление трудах Ф. Бэкона, разработавшего и классификацию Развитие деятельности в науке сопровождалось в познания борьбой рационализма и эмпиризма, понимающих соотношение эмпирического и теоретического Преодоление этих направлений, начатое классической нашло завершение диалектическом материализме, в котором тезис единстве теоретической и экспериментальной деятельности конкретным выражением общего положения о чувственного и рационального, эмпирических теоретических уровней в процессе познания [6, с. 43].
1.3 Пример опытно-экспериментальной деятельности детьми старшего дошкольного возраста
Рассмотрим программы, касающиеся организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
ниже структура занятия-экспериментирования примерной и быть скорректирована в практике работы.
Примерный алгоритм занятия-экспериментирования:
1. Предварительная (экскурсии, наблюдения, беседы, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели работы с детьми развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг восприятия, мышления.
5. Предварительная исследовательская с использованием учебных пособий.
6. подготовка и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение наблюдений в формах (дневники наблюдений, таблицы, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным по результатам исследования.
Примерная занятия-экспериментирования:
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, мышления.
3. Уточнение правил жизнедеятельности осуществления экспериментирования.
4. плана исследования.
5. Выбор оборудования размещение детьми зоне исследования.
6. Распределение детей подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Предметно-пространственная для экспериментирования:
Организация мини-лабораторий в детском саду
мини-лабораториях может выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. для хранения природного материалов.
5. для проведения опытов.
Приборы и для мини-лабораторий:
1. зеркала, термометры, весы, веревки, лампы, фонарики, взбивалки, мыло, одноразовые шприцы, красители, часы, отвертки, винтики, лоскутки ткани, клей, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. бутылки, стаканы величины, воронки, сита, формочки.
3. Материалы: (желуди, спилы бросовые палочки, резиновые трубочки т.д.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ специальной литературы и других источников по теме курсовой работы позволил нам сделать следующие выводы:
1. Эксперимент понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность.
2. Экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Как специально организованная деятельность, эксперимент, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
3. Экспериментальная работа активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе и т.п.
4. В процессе организации и проведения опытнической работы младшие дошкольники принимают участие в качестве помощников, соблюдаются все правила по технике безопасности, санитарно-гигиенические нормы. Основными работниками, которые проводят опыты с овощными культурами являются сотрудники УДО.
Анализ проведенного исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Авдеева, Степанова, нас. воспитание дошкольников: пособие Академия развития: – с.
2. С.А. Ознакомление природой. М.: Просвещение, – 256 с.
3. Н.Ф. Умственное воспитание в ознакомления с природой. М.: 1992. – 112 с.
4. Воспитание дошкольного возраста/Под. ред. Л. Н. Проколиенко – К.: – 368 с.
5. В.А. Дидактические игры для дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя сада. – М.: Просвещение, – 80 с.
6. Дыбина, Рахманова, В.В. Неизведанное Занимательные опыты эксперименты для – М.: Сфера, 2002. 192 с.
7. Заварухина, Организация воспитания ДОУ // Непрерывное экологическое образование: опыт, перспективы. II конференции. Томск 6-7 2008 г. за выпуск Кобзарь, Т.В. Хахалкина. − Томск: ОГУ РЦРО, 2008. − С. 35-36.
8. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание дошкольников. – – №6 – С. 30-35.
9. И. Знакомим дошкольников миром животных: работы / Под М.: Просвещение, – 96 с.
10. А.И. Экологические и саду. Мир – М.: Сфера, 2004. с.
11. Как знакомить дошкольников природой: для воспитателей дет.сада /Л.А. Каменева, Л.М. Маневцева и Сост. Л.А. ред. П.Г. Саморуковой – 2-е изд.,дораб. – М.: Просвещение, 1983. 207 с.
12. Как знакомить дошкольников с / Под редакцией Саморуковой. (доработ). – М., 1999. – с.
13. Каленникова, Природа и вопросы экологии. Минск: Народная 1989. с.
14. Киреева, О.В. Экспериментирование средство самостоятельности детей возраста // дошкольное начальное образование: Материалы научно-практической посвященной 300-летию – РГПУ А.И. Герцена, 2003. С. 62-66.
15. Киреева, О.В. Развитие исследовательской детей дошкольного возраста в процессе автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 Киреева О.В. − СПб, 2009. – 20 с.
16. Комарова, Л.Г. логических отношений объектов реального мира средствами М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – С. 80
17. экологического в детском Работа и стар. дет. Сада: Для воспитателей сада / С. Николаева. -3-е – М.: Просвещение.2001. – 310 с.
18. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников пособие для сред. пед учеб. заведений. М.: Академия, −
19. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие студ. высш пед. учеб. заведений. − 2002.
20. Николаева, Формирование начал культуры // Дош воспитание. − − №2. − С. 13.
21. Саморукова, Г. Систематизация знаний о природе // Дошк. – 1973. № 90
22. Экологическое дошкольников Под ред. Т.И. – Симферополь, 1995.
23. Ярышева, Н.Ф. Ознакомление детей природой. – К.: школа, 1980. – 164 с.