Введение
Глава 1. Теоретические особенности изучения связной речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Характеристика связной речи у учащихся младших классов с ТНР
1.2 Особенности развития связной речи у учащихся младших классов с ТНР
Глава 2. Экспериментальное исследование связной речи у учащихся с ТНР
2.1 Методика и организация констатирующего эксперимента
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Методические рекомендации по формированию связной речи учащихся с ТНР на уроках чтения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи играет уникальную роль в формировании личности ребенка. Связная речь традиционно рассматривается в психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с его социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Связная речь является высшей формой речи в психической деятельности, которая определяет уровень речи и психического развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение последовательной устной речью является обязательным условием успешного обучения в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрыты в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). Воспитание связной речи детей бытовыми методами имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методологии развития связной речи у детей младшего школьного возраста определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др.
Основной задачей развития связной речи ребенка в младшем школьном возрасте является улучшение монологической речи. Эта проблема решается с помощью различных видов речевой деятельности: пересказ литературных произведений, написание описательных историй об объектах, предметах и явлениях природы, создание различных типов творческих рассказов, овладение формами речевого мышления (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также составление рассказов по рисункам и по серии сюжетных картинок. Все вышеперечисленные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Характеристика связной речи у учащихся младших классов с ТНР
В младшем школьном возрасте наблюдается интенсивное личностное и речевое развитие. Младший школьный возраст – это возрастная стадия, охватывающая период обучения детей в начальной школе с 6-7 до 10-11 лет. В младшем школьном возрасте происходит изменение социальной ситуации развития, что связано с приемом ребенка в школу [14, с. 5].
С началом обучения у детей активно совершенствуются разговорные навыки: словарный запас расширяется, они осваивают все более сложные грамматические структуры. Тем не менее, развитие когерентной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи сдерживается характером этих нарушений.
Нарушения речи – это собирательный термин для отклонений от нормы речи, принятой в конкретной языковой среде, которые полностью или частично препятствуют свободному речевому общению, ограничивая возможности социальной и психологической адаптации человека. Нарушения речи в основном обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, отклоняются от возрастной нормы, не могут быть преодолены сами по себе и оказывают влияние на психическое развитие. Специалисты используют для обозначения разные термины, в том числе: «расстройство речи», «дефекты речи», «недоразвитие речи», «речевые отклонения», «речевая патология» [3, с. 43].
Проблема развития связной речи изучалась в различных аспектах многими педагогами, лингвистами, логопедами. Среди них следует выделить А.М. Бородич, Л.С. Выготского, В.К. Воробьеву, А.М. Леушину, Е.И. Тихееву, Т.А. Ткаченко, К.Д. Ушинского, Е.А. Флёрину.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ТНР
2.1 Методика и организация констатирующего эксперимента
В практической части нашего исследования приняли участие учащиеся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи.
Цель экспериментального исследования: выявить особенности связной речи в младших школьников с ТНР.
Экспериментальное исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) анализ литературы по проблеме исследования, формирование выборки исследования, подбор диагностических методик исследования, описание критериев оценок по методикам исследования;
2) проведение диагностического исследования связной речи у младших школьников с ТНР и младших школьников без речевых нарушений;
3) проведение обработки и интерпретации полученных данных, количественного и качественного анализа, проведение сравнительного анализа результатов экспериментальной и контрольной группы.
Экспериментальной базой исследования явилось Государственное учреждение образования ... В исследовании приняли участие 40 учащихся 3-х классов в возрасте от 8 до 9 лет (20 мальчиков и 20 девочек).
Для проведения сравнительного анализа были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли 20 детей младшего школьного возраста с ТНР; контрольную группу составили 20 детей младшего школьного возраста без речевых нарушений.
Согласно логопедической и медицинской документации, все дети с ТНР имеют нормальный интеллект, полноценный слух.
Для проведения исследования мы использовали следующие методики:
1. Методика балльной оценки В.П. Глухова.
2. Методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, которая состоит из двух заданий:
1) составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок;
2) пересказ прослушанного текста [20].
Рассмотрим подробнее сущность вышеуказанных методик.
1. Методика балльной оценки В.П. Глухова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования можно сделать следующие выводы.
Развитие связной речи у младших школьников может затрудняться в связи с нарушением у них речи. Речевое недоразвитие может быть представлено от отсутствия общеупотребительной речи и частичного отсутствие речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. У младших школьников с ТНР отмечена недостаточность словообразовательных процессов, особенно касающихся качественных и относительных прилагательных, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, связной речи. При составлении высказываний младшие школьники с недоразвитием речи совершают смысловые ошибки, пропускают фрагменты текста, что нарушает его связность текста. Также младшие школьники с ТНР испытывают затруднения детей уже на уровне планирования содержания рассказа.
Дети с ТНР имеют плохой словарный запас, неточное использование слов, трудности с обновлением словаря больше обычного, отмечается преобладание пассивного словаря над активным, отсутствие структуры значения слова и нарушение организации смыслового поля. У учащихся отмечается неформальная форма грамматического аспекта речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих задач, требующих грамматических обобщений. Морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложений плохо сформированы. У детей морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и синтаксических отношениях слов в предложении чрезвычайно скудны и нечетки, система грамматических значений сформирована недостаточно хорошо. Недостаточное развитие лексической и грамматической структуры речи особенно заметно в связной речи.
В практической части нашего исследования приняли участие учащиеся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи.
Цель экспериментального исследования: выявить особенности связной речи в младших школьников с ТНР.
1. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
2. Баль, Н. Н. Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии / К. Ю. Андреева [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Баль. – Минск : Зорны Верасок, 2014. – 163 с.
3. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениям речи / Программа для специальных дошкольных учреждений/ Авторы-сост. Ю.Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск: НИО 2007. – 280 с.
4. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении / В. В. Гладкая. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 112 с.
5. Грищенкова, О.В. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с ТНР / О.В. Грищенкова // Сборник трудов, посвящённых 30-летию факультета специального образования «Современная теория и практики специального образования». В 3 частях. Ч. 2. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 66 – 75.
6. Грищенкова, О.В. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках “Человек и мир”: учебно-метод. пособие. Мн.: БГПУ, 2008. – 36с.
7. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов / Н. С Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : КнигоМир, 2011. – 320 с.
8. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
9. Кондакова, М. В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста / М.В. Кондакова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 7. – С. 29-30.
10. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
11. Лауткина, С.В. Комментированное рисование как метод развития речи детей: методические рекомендации: в 2 ч. / С.В. Лауткина, Ж.А. Рулева. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 47 с.
12. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск: Сила, 2005. – 194 с.
13. Логопедия: Учебник для студ. дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.
14. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А.А. Максимова // Плюс До и После. – 2005. – № 1. – С. 1–5.
15. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
16. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : Кн. для учителя / Е. С. Слепович. – Мн. : Народная асвета, 1989. – 64 с.
17. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. – М. : Классикс Стиль, 2003. – 473 с.
18. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего младшего школьного возраста тяжелыми нарушениями речи: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.Г. Федосеева. – Москва: МПГУ, 1999. – 191 с.
19. Федотова, Л. А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – № 1. – С. 45-49.
20. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : Айрис-пресс, 2000. – 236 с.