Введение
1 Планирование индивидуальных занятий с гимнастическими палками
1.1 Методические приемы обучения гимнастическим упражнениями
1.2 Гимнастическая палка и способы работы с ней
2 Разработка и обоснование комплекса упражнений с гимнастической палкой для формирования хорошей осанки
Заключение
Список используемых источников
Введение
В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Развитию функциональных и двигательных способностей, их совершенствованию способствуют физическая культура и спорт в сочетании с другими слагаемыми здорового образа жизни. Для укрепления здоровья, хорошего настроения и жизнерадостности необходимы систематические занятия физическими упражнениями. Физические упражнения способствуют увеличению жизненной энергии, повышают работоспособность, что немаловажно для детей и подростков.
Одним из важнейших условий здорового образа жизни является двигательная активность. Она является физиологической потребностью человека. Без необходимого объема движений организм не может накапливать энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности, пренебрежение двигательной потребностью ведет к ухудшению здоровья, а порой и к его потере. Для компенсации недостаточной подвижности используются различные средства, применяемые в многочисленных формах занятий с оздоровительной направленностью. Широко используются ритмическая гимнастика, шейпинг, плаванье, велосипедные прогулки, спортивные игры, ходьба на лыжах, танцы, туристские походы. Весьма эффективное и всестороннее воздействие на организм человека будут оказывать ходьба и оздоровительный бег, если их сочетать с другими видами упражнений.
Совершенно очевидно, что сама по себе физическая активность не дает оздоровительного эффекта, если ею пользоваться неправильно. Физическая нагрузка должна носить оптимальный характер. Очень важно соблюдать принципы постепенности, последовательности и повторности.
Многочисленные исследования последних десятилетий свидетель-ствуют о значительном ухудшении состояния здоровья подрастающего поколения, с одной стороны, и снижении интереса школьников к физическому воспитанию – с другой. Естественно, напряженная учеба в школе, большой объем усваиваемой информации с часто меняющимися и усложняющимися учебными программами оставляют мало времени для двигательной активности. Хотя благодаря пластичности центральной нервной системы дети и подростки гораздо лучше воспринимают тренировочные воздействия. Иными словами, изменения в организме детей и молодежи под влиянием небольших нагрузок происходят значительно быстрее.
Малоподвижность, сидячий образ жизни, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может оказать негативное влияние на позвоночник, нервную систему и внутренние органы. Однако, существуют методики проведения занятий с гимнастической палкой для устранения подобных проблем. Гимнастическая палка способствует развитию подвижности в плечевых суставах, помогает удерживать спину прямой, фиксировать позвоночник,
1 Планирование индивидуальных занятий с гимнастическими палками
1.1 Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям
Гимнастика – важная составная часть физического воспитания. Отличие гимнастики от других разделов программы физического воспитания заключается в особом содержании и подборе как самих упражнений, так и методических приемов обучения. Занятия гимнастикой совершенствуют волевые, эстетические и многие физические качества, в том числе способность согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата. Это помогает овладеть сложными движениями, с которыми человек повседневно встречается в труде, быту и спортивной деятельности [1].
Методические приемы, используемые при обучении гимнастическим упражнениям, весьма разнообразны, а их применение зависит от конкретных этапов обучения.
На этапе первоначального обучения, когда у занимающихся создаются общие предварительные представления о движении, целесообразно использовать такие методические приемы, как знакомство с терминологическим названием упражнения, изучение наглядных пособий (рисунков, схем, кино-, фотоматериа¬лов), демонстрация, объяснение техники выполнения упражнения, применение дополнительных ориентиров, помощь при выполнении упражнения, выполнение пробных попыток.
Использование специальных терминов при обучении гимнасти¬ческим упражнениям играет важную роль. Четкость и краткость гимнастических терминов сокращают затраты времени на различ¬ные пояснения в процессе обучения и ускоряют формирование представлений о движении у занимающихся [2].
Значительно ускоряет процесс формирования предварительных представлений о движении использование наглядных пособий. С помощью рисунков и схем, занимающиеся имеют реальную возможность зрительно ощутить отдельные дета¬ли и особенности тех или иных гимнастических упражнений [3].
Особое значение для создания предварительных представлений о движении имеет умелое выполнение упражнения самим препода¬вателем. Это не только ускоряет формирование предварительных представлений у занимающихся, но и значительно поднимает авто¬ритет преподавателя. Показывая упражнение, преподаватель дол¬жен направлять внимание занимающихся на основные, наиболее важные детали упражнения, подчеркивать типичные ошибки и не¬достатки выполнения его отдельными занимающимися.
2 Разработка и обоснование комплекса упражнений с гимнастической палкой для формирования хорошей осанки
Правильная осанка нужна не только для красоты, но и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при условии сохранения правильной осанки. При ее нарушении ухудшается функция дыхания, может появиться близорукость, остеохондроз позвоночника и другие заболевания [27]. У многих детей дошкольного возраста имеются нарушения осанки. Чаще всего они вызваны неправильным положением тела лежа, сидя или стоя, привычкой носить тяжести в одной руке и т.д. На уроках физкультуры учителя не уделяют этой проблеме должного внимания. Даже при выявлении нарушений осанки у школьников далеко не всегда они имеют возможность заниматься в группах ЛФК в поликлиниках.
Труд учащихся требует большого количества времени, проводимого в положении сидя и часто с опущенной головой. Такое положение рефлекторно влечет за собой изменения в распределении тонуса мышц, удерживающих позвоночник в вертикальном положении. При этом мышцы шеи испытывают наибольшие нагрузки и быстро ослабевают, что приводит к ухудшению осанки [28].
Учитывая высокий процент выявления нарушений осанки у подрастающего поколения, снижение количества занимающихся в спортивных секциях по сравнению с предыдущими годами, загруженностью их в связи с учебной программой, становится целесообразно на занятиях по физическому воспитанию уделять больше внимания физическим упражнениям для коррекции осанки, профилактики остеохондроза.
Основными задачами физической культуры для коррекции нарушений осанки являются:
– разгрузка позвоночника;
– возможное исправление деформации;
– формирование и закрепление навыка правильной осанки;
– формирование мышечного корсета;
– нормализация функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной систем;
– общеоздоравливающее и общеукрепляющее воздействие физических упражнений [29].
При проведении упражнений с гимнастической палкой, которые при-меняются прежде всего с целью формирования хорошей осанки, особое внимание нужно уделять точности исходных, конечных положений и позе (таблица 1). Для решения этой задачи пригодны упражнения, выполняемые в основной стойке и узкой стойке ноги врозь с положением палки: на лопатках, за спиной внизу и в сгибах локтей, вверху, внизу перед телом, а также движения палки из одного горизонтального положения в другое в сочетании с выпадами, полуприседаниями и приседаниями, наклонами. Положение палки
Заключение
Процесс обучения гимнастическим упражнениям складывается из продуманных, последовательных действий педагога и занимающихся, которые определяются характером задач, условиями освоения движений и правильным использованием методов и приемов обучения на каждом его этапе. В начале обучения преподаватель, учитывая двигательный опыт и индивидуальные особенности занимающихся, определяет их готовность к освоению новых упражнений и составляет конкретный план. Знакомя занимающихся с новыми движениями, преподаватель формулирует задачи обучения, устанавливает конкретные требования к выполнению движений, отмечает сходство новых движений с уже освоенными, намечает план освоения нового упражнения. С помощью показа, объяснения, демонстрации рисунков и схем преподаватель способствует формированию у школьников представлений об основах техники осваиваемого упражнения. Эта предварительная работа преподавателя с учениками создает основу для дальнейшего практического выполнения нового упражнения.
Для многих учащихся занятия физической культурой являются един-ственной возможностью для приобретения знаний о норме осанки и закономерностях правильной двигательной активности. Однако в школьной программе по физической культуре этому вопросу уделено поверхностное внимание. Для устранения сложившегося противоречия и повышения эффективности проведения уроков по физической культуре был разработан комплекс упражнений с гимнастической палкой, который подойдет как для групповых, так и для индивидуальных занятий.
Использование гимнастической палки оказывает эффективное воздей-ствие на профилактику и коррекцию осанки. Приведенные упражнения и системы упражнений с гимнастическими палками позволят воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовки. Во всестороннем и гармоническом воспитании здорового, физически совершенного человека гимнастике принадлежит одно из основных мест. Гимнастические упражнения в совокупности со словом преподавателя, музыкальным сопровождением и условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.
1 Сулейманов И.И., Михалев В.И. Общее физкультурное образование: учебник / И.И. Сулейманов, В.И. Михалев. – Омск: СибГАФК, 1998. – 268 с.
2 Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 314, [1] с.: ил. – (Высшее образование).
3 Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2013. – 528 c.
4 Гимнастика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / [М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.]; под. ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 6–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 448 с.
5 Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: КноРус, 2012. – 368 с.
6 Валенский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. – М.: КноРус, 2013. – 240 с.
7 Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. – Ростов на/Д: Феникс, 2014. – 256 с.
8 Листова М.Л. «Выносливость – важный показатель здоровья человека» // Физическая культура в школе. – 2010. – № 5. – С. 39 – 40.
9 Каинов, А.Н. Физическая культура 1–11классы: комплексная про-грамма физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – М.: Советский спорт, 2013. – 171 c.
10 Мартиросова Т.А. Формирование ключевой двигательной компе-тентности человека посредством воспитания и совершенствования выносливости как физического качества // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – С. 83 – 86.
11 Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая культура. – М.: Юрайт, 2013. – 432 с.
12 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2010. – 480 с.
13 Климович, О.В. Организация занятий по физической культуре в СМГ / О.В. Климович // IV Международная научно-практическая конференция «Здоровье для всех», Пинск, 26 – 27 апреля 2012 года / Нац. банк Республики Беларусь, ПолесГУ; [ред. К.К. Шебеко]. – Пинск: ПолесГУ, 2012. – С. 78 – 80.
14 Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. – М.: Физкультура и Спорт, 2007. – 912 с.
15 Маргазин, В.А. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушениях обмена / В.А. Маргазин. – СПб.: СпецЛит, 2016. – 112 c.
16 Дубровский В.И., Федорова В.Н Биомеханика: учебник для студентов сред. и высш. учебных заведений по физической культуре / Дубровский В.И., Федорова В.Н. – 3–е изд. – М. Изд–во Владос–пресс, 2008 – 669 с.
17 Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник для студ. учре-ждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 176 c.
18 Дубровский В.И. Спортивная физиология: учебник для студентов сред. и высш. учебных заведений по физической культуре / Дубровский В.И. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. – 462 с.
19 Корнилов А.Н. Биомеханическая структура соревновательного упражнения рывок и специально–вспомогательных упражнений в тяжелой атлетике: автореф. дис. канд. пед. наук / А.Н. Корнилов, МГПУ ПИФК. – М., 2010. – 26 с.
20 Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы цен-ностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. – М.: КноРус, 2012. – 184 c.
21 Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. –424 c.
22 Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека: учебник для студентов вузов / Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2005. – 383 с.
23 Лазутина Н.С. Здоровый позвоночник – основа жизни. Методиче-ские указания и комплекс упражнений по курсу «Физическое воспитание». – М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 24 с.
24 Потапчук А.А. Аидур М.А. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений. – СПБ.: Речь, 2001. – 164 с.
25 Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с.
26 Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. – М.: Советский спорт, 2014. – 416 c.
27 Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 431 c.
28 Мельников, П.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / П.П. Мельников. – М.: КноРус, 2013. – 240 c.
29 Секерин, В.Д. Физическая культура (для бакалавров) / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2013. – 424 c.
30 Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта, 2011. – 424 c.
31 Козырева, О.В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Учебный словарь–справочник. / О.В. Козырева, А.А. Иванов. – М.: Советский спорт, 2010. – 280 c.