Введение
Глава 1. Теоретический обзор исследований проблемы детской аппликации
1.1 Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
1.2 Оборудование и материалы для выполнения аппликации
1.3 Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах
Глава 2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста
2.1 Развитие личности ребенка средствами аппликации
2.2 Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольников
2.3 Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – один из самых благоприятных периодов в жизни ребенка для получения им развивающего эффекта.
В этот период у ребенка формируется психофизиологическая основа всей последующей системы психических норм и отношений, которая является основой для будущей реализации человека во всей его будущей жизни.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении проблем эстетического воспитания, так как по своей природе она является художественной деятельностью. Специфика изобразительного искусства дает широкие возможности для познания красоты, для развития у детей эмоционально–эстетического отношения к реальности.
Каждый вид изобразительной деятельности, помимо общего эстетического воздействия, имеет свои специфические влияния на ребенка. Ее применение имеет большое значение в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Она способствует воспитанию и развитию многих личностных характеристик личности, ее умственных и эстетических способностей.
Современные педагогические и психологические исследования доказывают необходимость художественного образования для психического и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Ведущая деятельность в этом возрасте – игровая и продуктивная. В процессе игры моделируются социальные отношения, а продуктивная деятельность проявляется в лепке, рисовании, конструировании и аппликации.
Особенностью аппликации является работа с относительно абстрактными элементами, которые, однако, формируются в легко узнаваемую реалистичную картину. Эта характеристика данного вида производственной деятельности позволяет эффективно развивать мышление и воображение, а также сенсомоторные навыки у младших дошкольников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ АППЛИКАЦИИ
1.1 Понятие «аппликации», ее виды и технические приемы
Изобразительное искусство играет важную роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в красоте и доброте определяется с первых дней жизни. Даже в старшем дошкольном возрасте он избирательно выбирает то, что красиво, имеет свои собственные суждения об этом, и он сам, в соответствии со своими способностями, "создает" прекрасное, чтобы удивлять, радовать, удивлять нас, взрослых, видеть окружающий мир.
Дети должны научиться видеть прекрасное вокруг себя - в природе, в жизни и деятельности человека. Развить способность наслаждаться красотой окружающей природы, восхищаться предметами быта и ремесла, видеть красоту окружающего мира. Необходимо дать детям понять, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Этот процесс должен осуществляться таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное отношение к природе, к пережитым эмоциональным переживаниям.
Произведения искусства приносят радость познания, открытия, вызывают прекрасные чувства радости. Обучение различным видам художественной деятельности в будущем дает детям радость творчества, формирует интерес к искусству, которое сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Искусство является одним из самых мощных средств эстетического воспитания. В дошкольном возрасте необходимо использовать большие возможности искусства, которое воздействует на психику, интеллект, ум, расширяет эмоциональный опыт и учит понимать его роль в жизни человека.
ГЛАВА 2. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Развитие личности ребенка средствами аппликации
Художественно–творческая деятельность – это деятельность, которая происходит у ребенка под влиянием литературного, музыкального или художественного произведения. Эта же деятельность, в свою очередь, оказывает огромное влияние на полноценное развитие личности дошкольника. В этой связи следует отметить заявление Л.И. Новиковой, которая утверждает, что «теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях показали, что художественно–эстетическая деятельность оказывает несравнимое влияние на общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, улучшается мышление, ребенок становится более чувствительным к красоте в искусстве и жизни» [16, c. 4].
В детском саду изобразительная деятельность представлена такими видами, как: моделирование, рисование, дизайн, аппликация. Каждый из этих типов имеет свои особенности, чтобы отразить впечатления ребенка от окружающего мира. Обратим внимание на то, что с помощью аппликации дети дошкольного возраста знакомятся с простыми геометрическими формами из различных материалов, кусочков и силуэтов, которые они вырезают и склеивают. Создание образов силуэта требует много размышлений и фантазии, потому что в силуэте нет деталей, которые иногда являются основными характеристиками сюжета.
Во время занятий по аппликации дошкольники узнают о простых геометрических формах объектов, детали которых нужно вырезать и приклеить. Так, С.В. Арапова пишет: «Создание образов силуэта требует большого размышления и воображения, потому что в силуэте нет деталей, которые иногда являются основными характеристиками субъекта» [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество рассматривается учеными как деятельность человека самого высокого уровня по познанию и преобразованию окружающего его природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, человек сам меняется (формы и образ мышления, личные качества): он становится творческой личностью.
Детское творчество, рассматриваемое как процесс, ведущий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в линии исследования деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.А.Ветлугина, К.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина).В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т.В.Кудрявцев и др.), что приводит к конкретным показателям развития творчества (музыкального, графического, лито–художественного и др.), связанным, главным образом, с анализом продукта деятельности.
Интерес к изобразительной активности детей обусловлен ее значимостью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не уменьшается, а возрастает все больше и больше.
В детском саду изобразительной деятельность включает такие виды деятельности, как рисование, лепка, моделирование и аппликация. Каждое из этих действий имеет свою способность изображать переживание ребенком окружающего мира.
В прикладной деятельности дети изучают простые формы различных предметов, кусочков и силуэтов, которые они вырезают и вставляют.
Аппликация – это самый простой и доступный способ создать произведение искусства, сохраняющее реалистичную основу самой картины. Это позволяет широко использовать аппликацию не только в дизайнерских целях (в производстве наглядных пособий, пособий для различных игр, игрушек, флагов, праздничных сувениров, оформлении стеновых журналов, выставок, д/с комнат), но и в создании картин, орнаментов и т.п.
1. Башарина, А.М. Аппликация из соломки в детском саду /А.М. Башарина. – М.: Академия развития, 2010. – 128 с.
2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
3. Вовикова, А.Н. Аппликации и поделки из бумаги для детей 4–5 лет / А.Н. Вовикова. – М.: Стрекоза, 2010. – 20 с.
4. Вохринцева, С.К. Аппликация в детском саду и дома. Средняя группа / С.К. Вохринцева. – М.: Страна Фантазий, 2011. – 33 с.
5. Грибовская, А.А. Аппликация в детском саду /А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2010. – 16 с.
6. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации /А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2011. – 152 с.
7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
8. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева – М.: Академия, 2000. – 344 с.
9. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
10. Зайцев, В.Б. Аппликация / В.Б. Зайцев. – М.: Рипол Классик, 2011. – 16 с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2008. – 255 с.
12. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 4–5 лет / Д.Н. Колдина. – М.: Мозаика–Синтез, 2010. – 64 с.
13. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2010. – 125 с.
14. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада /Т.С. Комарова. – М.: Мозаика–Синтез, 2008. – 128 с.
15. Короткова, Е.А. Рисование и аппликация в детском саду / Е.А. Короткова. – М.: Академия развития, Харвест, 2009. – 128 с.
16. Корчикова О. В. Декоративно–прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
17. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2009. – 144 с.
18. Малик, О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками / О.А. Малик. – М.: Сфера, 2009. – 96 с.
19. Малышева, А.Н. Ермолаева, Н.В. Аппликация в детском саду /А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – М.: Академия развития, 2010. – 145 с.
20. Маслова, И.В. Аппликация / И.В. Маслова. – М.: Баласс, 2012. – 64 с.
21. Новикова, И.Л. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду/ И.Л. Новикова. – М.: Академия Развития, 2010. – 192 с.
22. Погодина, С.В. Теория и методика развития изобразительного творчества/ С.В. Погодина. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
23. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
24. Румянцева, Е.А. Аппликация. Простые поделки / Е.А. Румянцева. – М.: Мир книги, 2010. – 112 с.
25. Семёнова, Т.А. Бумажная мозаика / Т.А. Семёнова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С. 123–125.
26. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
27. Система работы по художественно–эстетическому воспитанию. Средняя группа. – М.: Корифей, 2010. – 96 с.
28. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2011. – 75 с.