ВВЕДЕНИЕ
Лексическая, или словарная работа в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Практические наблюдения показывают, что приемы работы над языковым материалом не ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний.
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. При условии систематического использования на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития. Если на ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей и сможет сам добывать необходимые знания. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.
Вместе с тем большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством русского языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка.
Учебный словарь, словарь для младшего школьника – это серьезная проблема современной методики русского языка. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься наши ведущие ученые: Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков, А.Н. Тихонов, П.А. Грушников, З.А. Потиха, М.Р. Львов и др. Профессор М.Р. Львов подчеркивает, что цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным, отобранным языковым материалом. Это должен быть языковой материал, который будет способствовать развитию и
ГЛАВА 1. РАБОТА СО СЛОВАРЕМ НА І СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Особенности лексической работы на уроке русского языка и литературного чтения в начальной школе
Слово – основная значимая единица языка. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов (и их сочетаний), выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (т. е. при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматриваются в методике как важное условие успешного развития речи [20, с. 394].
Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение лексическим составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Словарная работа в школе – область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов. В начальных классах словарная работа проводится исключительно на практической основе, с 4
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ СО СЛОВАРЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Диагностика для установки уровня обученности
В ходе прохождения педагогической практики в 3 классе ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилева» нами было проведено экспериментальное исследование особенностей работы со словарем в начальной школе.
В ходе нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент, основными задачами которого было: выявление уровня сформированности навыков владения словарем, знаний о словарях у младших школьников. С этой целью была проведена письменная проверочная работа, куда вошли следующие задания:
1. Какие виды словарей ты знаешь? Перечисли_____________________________________________________
2. Выпишите из «Орфографического словаря» русского языка однокоренные слова к слову адрес. Выделите корень.
3. Найди в словаре и запиши значение слов:
Старик
Садовник
3имовка
Все эти задания могли быть выполнены учащимися на основе полученных знаний.
На выполнение всех заданий отводилось 15-20 минут (эксперимент проводился во время урока), но некоторые ученики справились с выполнением быстрее, поэтому у них было время перепроверить вопросы, вызвавшие затруднения. Учитель следил, чтобы учащиеся работали самостоятельно, поддерживали дисциплину.
После выполнения детьми заданий работы были собраны для проверки. По просьбе учеников с ними были устно рассмотрены все задания, озвучены правильные ответы.
Результаты проведенной работы представлены в таблице 2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что на уроках русского языка в начальной школе большое внимание необходимо уделять лексической работе.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. К сожалению, словарная работа на уроках русского языка часто носит эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы, и повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.
Овладение лексическим составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися орфографии, грамматики, правильного словоупотребления русского языка.
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии: обогащение словаря, уточнение словаря, активизация словаря, устранение нелитературных слов. Существуют различные приемы обучения для разъяснения слов и работы со словарными словами.Существуют различные приемы обучения для разъяснения слов и работы со словарными словами. Задачи изучения словаря и методические принципы работы с ним определяются его типом. Методика работы со словарем различных типов предполагает поэтапное знакомство с ним, хотя и имеет определенную специфику в зависимости от типа словаря.
Отбирая слова для работы, учитель должен учитывать возраст учеников, уровень их знаний по русскому языку и темы, которые изучаются в данном классе. В состав словника необходимо включать только слова, актуальные для речи детей; в словаре должны использоваться примеры, интересные детям: загадки, скороговорки, примеры из любимых детьми книг.
В процессе данной работы нами был проведен педагогический эксперимент на базе 3 класса ГУО «Средняя школа №40 г. Могилева».
На основании анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, учебников по русскому языку и литературному чтению для начальных классов и по результатам констатирующего
1. Архипова, Е.В. Русский язык и развитие речи / Е.В. Архипова. –Санкт-Петербург : Литература, 2005. – 288 с.
2. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина. – М. : Владос, 2003. – 225 с.
3. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка : пособие для учителя / М.Т. Баранов – М. : Просвещение, 1988. – 191 с.
4. Берниковская, А.В. Русский язык : учеб. для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения : в 2 ч. Ч. 1 / А.В. Берниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. — Минск : Нар. асвета, 2007. — 127 с.
5. Берниковская, А.В. Русский язык : учеб. для 3-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения : в 2 ч. Ч. 2 / А.В. Берниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина. — Минск : Нар. асвета, 2007. – 127 с.
6. Бондаренко, А.А. Ваш друг – «Орфографический словарь»: методические рекомендации / А.А. Бондаренко, И.В. Гуркова. – Новосибирск : НГПУ,1993. – 38 с.
7. Васькова, М.Ю. Толковый словарь / М.Ю. Васькова. – М. : ЭКСМО, 2010. – 272 с.
8. Волина, В.В. Весёлая грамматика / В.В. Волина. – М. : Олма-Пресс, 1999, с. 221–285.
9. Гафитулин, М. Слово о словарном слове / М. Гафитулин, Т. Попова // Начальная школа. – 1997. – № 1. – с. 32–33.
10. Грушников, П.А. Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка / П.А. Грушников. – М. : Просвещение, 1985. – 49 с.
11. Гуркова, И.В. Пишу и говорю правильно: орфографический словарь для детей / И.В. Гуркова. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 143 с.
12. Гуркова, И.В. Толково-этимологический словарь / И.В. Гуркова. – СПб. : Виктория-плюс, 2013. – 191 с.
13. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения: монография / В.В. Давыдов. – М. : ИНТОР, 1996 – 544 с.
14. Елина, У.Г. Учусь правильно произносить слова: орфоэпический словарик / У.Г. Елина. – М. : Дрофа, 2002. – 142 с.
15. Кондаурова, Н.Н. Эффективные приёмы работы со «словарными» словами в 1-4-х классах, по программе «Школа 2100» / Н.Н. Кондаурова, Е.И. Сергеева // Начальная школа, 2010. – № 2. – С 49–53.
16. Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах / О.Н. Лёвушкина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
17. Лоншакова, А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка / А.А. Лоншакова // Начальная школа. –2002. – № 4. – С.14 –17.
18. Наймушина, Л.И. Кроссворды на уроках русского языка / Л.И. Наймушина // Начальная школа. – №5. – 1997. – С.22 –25.
19. Неусыпова, Н.М. Учусь понимать слова: толковый словарик / Н.М. Неусыпова. – М. : Дрофа, 2002. – 303 с.
20. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. – М. : Просвещение, 1979. – 431 с.
21. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: практическая методика / Н.Н. Светловская. – М. : Академия, 2001. – 282 с.
22. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 225 с.
23. Ушинский, К.Д. Собр.соч. – М. : Лениздат, 1959. – 256 с.
24. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 4-е изд. - М. : Дрофа, 2001. – 346 с.