ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА
1.1 ПОНЯТИЕ ИМИДЖА И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.2 СУЩНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА
2.1 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Предприятие представляет собой сложный и в достаточной степени самоорганизующийся механизм (внутренняя среда), работающий во внешнем мире (внешняя среда). Но любая деятельность во внешнем, начинается с внутреннего.
Имидж – это гибкая и пластическая концепция. Она может быть как вновь созданной (в случае новой компании), так и модифицированной (для существующей компании). Для того чтобы процесс формирования имиджа был успешным и эффективным, им необходимо эффективно управлять. Сюда относятся типичные управленческие функции – планирование, организация, контроль. Все действия, направленные на формирование имиджа компании, должны быть качественно и количественно определены. Это условие подразумевает, что перед началом процесса формирования имиджа необходимо иметь четкий и детальный план, определяющий цели, технологии, структуру, затраты, сроки, ожидаемые результаты и экономическую эффективность.
Важным условием также является то, что имидж компании должен быть разработан в соответствии с существующим этапом развития общества, в котором компания существует. Это подразумевает, что стратегия развития имиджа должна быть ориентирована на существующие ценности и требования общества. Кроме того, сам план развития имиджа должен следовать принципу гибкости, т.е. он может предусматривать трансформации и изменения рыночных условий, а главное, он должен обладать способностью адаптироваться к ним. Для этого компания должна неустанно работать внутри компании в соответствии с текущими и потенциальными изменениями рыночных условий.
Гибкость процесса формирования имиджа должна позволять переплетать новые элементы без изменения базовых рамок. Это связано с тем, что постоянные клиенты компании должны иметь возможность привыкнуть к инновациям, а не к фундаментальным изменениям. Для новых клиентов организации гибкость процесса формирования имиджа предполагает возможность оценить инновации компании и ее будущую ориентацию.
Актуальность темы исследования заключается в том, что управление внутренним имиджем организации в современных условиях становится важным направлением управления персоналом, потому что это обеспечивает высвобождение скрытых ресурсов организации. Такие показатели деятельности персонала, как организационная активность, производственный энтузиазм, профессиональный рост, коллективная взаимопомощь, не могут быть мотивированы лишь высоким вознаграждением в виде заработной платы, бонусов, премий и иных материальных стимулов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА
1.1 Понятие имиджа и его роль в деятельности организации
Понятие «имидж» стало довольно распространенным и в широком использовании, и в словарном запасе представителей ряда наук. Одними из первых, кто обратился к данному понятию, были специалисты рекламы и политики. Время спустя этот термин стал все активнее эксплуатироваться в психологии, социологии, менеджменте и культурологии. Тут начинают появляться в различной литературе понятия имиджа бизнесмена или лидера, имидж товара, услуги, организации. Если разбирать семантику слова «имидж», то его обозначение лежит на поверхности. Дело в том, что оно происходит от латинского «imago», что означает «картинка». Если дословно переводить с английского слово image, то в буквальном смысле оно обозначает «образ».
Не будет серьёзной погрешностью утверждать, что не всегда толкование семантики какого-то переведенного с иностранного языка понятия однозначно приемлемо для русско-говорящего общества. Например, в переводе с греческого языка слово школа обозначает «дом радости». Однако далеко не все учителя и ученики вкладывают в это слово подобный смысл. Это нужно иметь в виду и при объяснении семантики понятия имидж. Если обратиться к «Толковому словарю» Владимира Даля, то в нём наряду с понятием «образ» даётся и понятие «облик»: «оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица, физиономия». Таким образом, в русском толковании понятие образа как облика более содержательно, чем его зарубежная интерпретация [13, с. 108].
Имидж – это совокупность ряда переменных, с преобладающей над содержанием формой, вариант самоподачи, акцентирующий внимание на лучших качествах, повышающий самооценку и авторитет у потенциальных потребителей, а, также, ключ к успеху в правильности концепции развития общественных связей. Какой бы непредсказуемой ни была реакция общественности в период формирования облика структуры, вся система обязательно должна подчиняться стройной логической концепции. Имидж существует в сознании, как взаимосвязанный последовательный поток информации, программирующий образную и эмоциональную реакцию.
Имидж организации имеет сложную структуру, состоящую из многих компонентов. М.В. Томилова выделяет восемь компонентов имиджа организации: имидж товара, имидж потребителя, внутренний имидж, имидж руководителя, имидж персонала, визуальный имидж, социальный имидж, бизнес-имидж. Каждый уровень данной иерархии оказывает воздействие на соседний верхний уровень.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА
2.1 Процесс формирования имиджа организации
На формирование имиджа оказывают влияние множество различных факторов:
– история организации;
– ее социальная миссия;
– личность руководителя;
– стиль управления;
– деловая репутация;
– качество предоставляемых товаров и услуг;
– уровень обслуживания посетителей;
– паблисити (известность в широких кругах общества);
– фирменный стиль и пр. [5, с. 20].
Рассмотрим кратко вышеперечисленные факторы. Как показывает практика, более популярны среди коллектива организации, история которых связана с каким-либо известным человеком или значимым событием. Однако те учреждения, которые не имеют этого преимущества, могут воспользоваться и этим фактом. Например, можно самому создать увлекательную историю, так называемую «легенду» о своей организации, и распространить ее через средства массовой информации.
Миссией организации является ее визитная карточка. Она должна быть социально ориентированной и отвечать ожиданиям и потребностям реальных и потенциальных клиентов, партнеров и спонсоров.
Личность лидера и стиль управления также важны. Например, авторитарное руководство оказывает крайне негативное влияние на морально-психологический климат в коллективе, тем самым ухудшая внешние связи организации. Деловая репутация означает стабильное финансовое положение, прозрачность в работе с партнерами, готовность выполнять свои обязательства. Качество товаров и услуг, уровень сервиса, пожалуй, являются ключевыми факторами, формирующими имидж организации в глазах общественности.
Фактор гласности также важен, но его использование ограничено для многих учреждений культуры из-за недостатка финансирования.
Фирменный стиль (товарный знак, логотип, слоган, фирменная одежда, фирменная цветовая гамма и т.д.) является одним из основных средств создания имиджа организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях любая общественная деятельность организации заслуживает пристального внимания, поэтому работа по созданию безупречного имиджа является фактором, способным обеспечить ее интенсивное процветание. Имидж – это совокупность переменных, где форма превалирует над содержанием, своего рода вариант самообразования, ориентированный на лучшие качества. Имидж – это взаимосвязанный и последовательный поток информации, который программирует образ и эмоциональную реакцию субъекта.
Внутренний имидж – это образ организации, сформированный в глазах сотрудников и определяющий его привлекательность для них. Логично предположить, что внутренний имидж определяет поведение сотрудников по отношению к организации и многим внутренним процессам. Выделяются следующие внутренние имиджевые факторы: тип корпоративной культуры; социально-психологический климат; удовлетворенность работой. Внутренний имидж организации является атрибутивной характеристикой организации. В науке существует ряд подходов и методов изучения внутреннего имиджа организации. Существует перспективная методика, объединяющая поведенческие, эмоциональные, когнитивные составляющие. Ее применение позволяет представить объективную картину взаимодействия в коллективе.
Формирование внутреннего имиджа состоит из многих факторов. Но основой всего является мотивация сотрудника. Но для ее создания и поддержания необходимо создать определенную атмосферу. Фирменные календари, офис, различные корпоративные мероприятия – все это помогает создать ощущение единства и в конечном итоге улучшает внутренний климат организации. Создание имиджа и репутации организации в глазах сотрудников, общества и потребителей – задача, которая не может быть решена в одночасье. Создание корпоративного имиджа – это продуманный и хорошо организованный процесс, требующий денег, человеческих ресурсов и времени, чтобы учиться у потребителей. Наиболее важной в данном случае является информация о психологических установках и метапрограммах потребителей, изучение такого плана является самым сложным и трудоемким и очень дорогим. Этап непосредственного создания внутреннего имиджа организации требует как соответствующих специалистов, так и времени для трансформации сознания потребителей, изменения их отношения к предприятию, создания яркого имиджа компании. Достигнув уважения в обществе, предприятию придется поддерживать свой имидж. Однако усилия компании не будут напрасными, все вложенное в формирование положительного имиджа не только принесет достойную прибыль, но и создаст хороший фундамент для дальнейшего роста. Имидж может быть создан отдельно внутри компании, отдельно вне компании и во всех областях отдельно. Малейшее действие конкурентов может также повлиять на репутацию и имидж организации, более того, конкуренты сами могут проводить рекламные кампании, что может негативно сказаться на имидже организации. Методы формирования имиджа организации могут предоставить неточную или неполную информацию.
1. Абрамова, С. Г. Психологические механизмы управления, и о том, как их использовать : учеб. пособие / С. Г. Абрамова. – М. : Известия, 2002. – 312 с.
2. Азоев, Г.Л. Конкуренция꞉ анализ, стратегия, практика : учеб. пособие / Г. Л. Азоев. – М. : Центр экономики и маркетинга, 1996. – 208 с.
3. Белянин, А. В. Доверие в экономике и общественной жизни / А. В. Белянин, В. П. Зинченко. – М. : Фонд «Либеральная миссия», 2010. – 164 с.
4. Бодуан, Ж. П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство / Ж. П. Бодуан. – М.: Инфра-М, 2014. – 190 с.
5. Горбаткин, Д. А. Имидж организации : учеб. пособие / Д. А. Горбаткин. – М. : Гос. ин-т управления, 2002. – 27 с.
6. Гришунина, Е. В. Психологические технологии как средство формирования имиджа организации : учеб. пособие / Е. В. Гришунина. – М., 1995. – 21 с.
7. Даулинг, Г. Репутация фирмы. Создание, управление и оценка эффективности : учеб. пособие / Г. Даулинг. – М., 2003. – С. 273.
8. Жебит, В. А. Имидж объекта как продукт сознания реципиента / В. А. Жебит. – М., 2015. – 188 c.
9. Кожекин, Г. Я. Маркетинг предприятия: учеб. пособие / Г. Я. Кожекин, С. Г. Мисербиева. – Минск: Книжный Дом, 2004. – 240 с.
10. Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: учеб. пособие / Э. В. Конратьев, Р.Н. Абрамов. – М.: Академ. Проект, 2011. – 422 c.
11. Кретов, И. И. Организация маркетинга на предприятии / И.И. Кретов. – М. : Юристъ, 2001. – 94 с.
12. Линючева, М. В. Социальная программа управления имиджем организации / М. В. Линючева // Вестник СГТУ. – 2012. – № 1 (63). – Вып. 1. – С.190-194.
13. Макеев, В. А. Стратегия развития деловой репутации и ее влияние на имидж организации / В. А. Макеев. – М., 2009. – 132 с.
14. Морган, Г. Имиджи организации. Восемь моделей организационного развития / Г. Морган. – М.: Вершина, 2014. – 396 с.
15. Ободкова, Е. А. Социально-психологическая структура и содержание имиджа организации / Е. А. Ободкова. – 2007. – 187 с.
16. Опокин, В. В. Социальный имидж в структуре имиджа организации / В. В. Опоркин // Научная мысль. – 2014. – С. 65-67.
17. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия. Психотехнологии. Психотехники / А. Ю. Панасюк. – М.: Омега-Л, 2013. – 272 с.
18. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа: учебное пособие / Е. Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
19. Тесакова, Н. Нужно ли работать над имиджем? : учеб. пособие / Н. Тесакова. – М. : Лаборатория рекламы, 2001. – С. 14-19.
20. Ушакова, Н. В. Имиджиология: учеб. пособие / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова. – М. : Дашков и Ко, 2013. – 264 с.
21. Шепель В. М. Профессия имиджмейкер : учеб. пособие / В. М. Шепель. – М. : Феникс, 2008. – 528 с.
22. Шкардун, В. Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия : учеб. пособие / В. Д. Шкардун, Т. М. Ахтямов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – №3. – С. 68-73.
23. Яковлев, А. С. Социальная политика как многоуровневая дилемма формирования социального государства : учеб. пособие В. Ю. Агаркова, А. С. Чубакова // Молодой ученый. – 2017. – №15.1. – С. 27-29.