ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
1.2 ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время целевые показатели изменились на этапе завершения дошкольного образования. Каким должен быть выпускник дошкольного учреждения? Прежде всего, ребенок должен овладеть основными культурными методами деятельности, проявить инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игровой, коммуникативной, познавательной и исследовательской деятельности, проектируя и правильно формулируя связи с образовательной деятельностью. Поэтому поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут дошкольнику преуспеть сначала в детском саду, а затем в школе, становится актуальным для педагогов.
Проблема формирования элементарных математических представлений в дошкольном возрасте актуальна во все времена. Предварительная математическая подготовка, проводимая в учреждении дошкольного образования, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании в них элементарных математических представлений.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает разум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике мышления. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий мир вокруг себя. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к знаниям, удовлетворить потребность детей в активной работе и обеспечить пищу для ума ребенка.
Математика является наиболее сложным предметом в образовательном процессе средней школы, и именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы, от которых зависит уровень успеваемости ребенка по этому предмету. Формирование элементарных математических представлений основано на доступных и продуктивных формах обучения.
Ребенок должен приобретать свои знания по математике не только на уроках математики в детском саду, но и в своей повседневной жизни, наблюдая за явлениями окружающего его мира. Здесь помощь родителей неоценима, помощь родителей, которые хотят внести свой вклад в развитие и воспитание своего ребенка. Совместный поиск решений проблем помогает организовать обучение детей и взрослых, что не только способствует лучшему овладению математикой, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает отношения между старшими и младшими, в которых они нуждаются в будущем для решения жизненных проблем.
Основные усилия как воспитателей, так и родителей должны быть направлены на то, чтобы дошкольник заинтересовался учебным процессом, преодолевал трудности и самостоятельно находил решения. Важно воспитывать и прививать интерес к математике.
Математика – один из самых сложных предметов в школе. Все зависит от фундамента, заложенного в детстве.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
1.1 Сущность понятия «предматематическое развитие»
Предматематическая подготовка в детском саду является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании в них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми аспектами воспитательной работы детского сада и в первую очередь направлен на решение проблем умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общее направление развития, связь с умственным, речевым развитием, играми, жизнью, работой [2].
При постановке и выполнении заданий перед математической подготовкой дошкольников учитывайте:
- закономерности формирования и развития познавательной деятельности, психических процессов и способностей личности ребенка в целом;
- возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и соответствующих навыков;
- Принцип преемственности в работе детского сада и школы.
В процессе предматематической подготовки воспитательные, воспитательные и развивающие задачи решаются в тесном единстве и взаимосвязи друг с другом [7].
Приобретая математические идеи, ребенок приобретает необходимый сенсорный опыт ориентации в различных свойствах предметов и взаимоотношений между ними, осваивает методы и приемы познания, а также применяет знания и навыки, которые были сформированы в процессе обучения на практике. , Это создает предпосылки для возникновения материалистического мировоззрения, связывает обучение с окружающей средой и способствует положительным качествам личности. Остановимся более подробно на основных проблемах математической подготовки детей в детском саду [13].
Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. Со стороны содержания наиболее важными в смысле формирования первичных простых представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «количество». Эти понятия широко представлены в начальном образовании, но не буквально, а с точки зрения пропедевтики образования, только представление о них. Образно говоря, ребенок в детском саду постигает «науку перед наукой», и, естественно, это связано с тем, что в своей психологической структуре элементарные математические представления имеют образную природу. Постепенное усложнение знаний, приобретаемых детьми, состоит в увеличении как объема количественных пространственных и временных представлений, так и степени и обобщения.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Ясли-сад №18, г. Лида. Апробация экспериментальных разработок осуществлялась автором совместно с воспитателем группы старших дошкольников Бережной Н.И. в рамках занятий по ФЭМП. Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа:
констатирующий;
формирующий;
контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента было изучение состояния исходного уровня математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап был направлен на подбор дидактических игр и апробирование методики организации влияния дидактических игр на формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент был проведён по той же методике что и констатирующий и был посвящен уточнению, обработке результатов опытно-экспериментальной работы, отслеживанию динамики изменений математических представлений дошкольников и оформлению документов педагогического эксперимента.
В эксперименте принимало участие 40 детей старшей группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 20 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый – 5-6 лет.
Для изучения уровня математических представлений старших дошкольников мы использовали следующие методы:
1. Методы исследования количественных представлений (Р.Л. Непомнящая)
«Сосчитай себя».
1. Какие части вашего тела по очереди (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).
2. Что такое парные органы тела (2 глаза, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги).
3. Покажите те органы тела, которые можно сосчитать до пяти (пальцы рук и ног) [14-18].
«Зажги звезды».
Материал: лист бумаги темно-синего цвета – модель ночного неба; кисть, желтая краска, числовые карточки (до пяти).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предматематическая подготовка в детском саду является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании в них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми аспектами воспитательной работы детского сада и в первую очередь направлен на решение проблем умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общее направление развития, связь с умственным, речевым развитием, играми, жизнью, работой. Задачи решаются не изолированно, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Будучи в основном направлены на математическое развитие детей, они сочетаются с выполнением задач нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, то есть комплексного развития личности детей дошкольного возраста. Комплексный подход к их реализации является наиболее эффективным способом обучения детей младшего возраста. Задачи определяют содержание предматематической подготовки в детском саду.
Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение особыми видами деятельности, среди которых есть две группы. Первая включает математические операции, которые являются ведущими по своей природе: подсчет, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметических операций. Во-вторых, пропедевтические, специально разработанные для дидактических целей, в зависимости от преобладающей деятельности: сравнение объектов путем наложения или приложения (А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н. И. Непомнящая). Действия, связанные со второй группой, базируются на определенной субъектно-сенсорной основе. Поэтому они доступны для младших дошкольников. Первая группа, хотя и не отделена от основной поддержки, является более сложной, поскольку методы действия здесь требуют косвенного подхода и оценки количественных пространственных и временных отношений.
Формы взаимодействия между дошкольным образовательным учреждением и семьей со временем меняются. В педагогике XXI века родители заинтересованы в активных формах общения и сотрудничества, которые не только помогают им активно развиваться как родителям, но и создают их внутренний мир.
Эмпирическое исследование проводилось с целью выявления влияния дидактических игр на формирование математических способностей старших дошкольников. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития. В контрольной группе тоже произошёл некоторый прирост результатов. Уровень количественных представлений: высокий уровень результатов – прирост 10%, средний уровень – прирост 20%, низкий уровень уменьшился на 20 %. Геометрические представления: средний уровень: прирост 20 %, низкий уровень уменьшился на 20 %. Проведённое экспериментальное исследование достигло поставленной цели: значительно повысился уровень математических представлений у дошкольников экспериментальной группы. Полученные данные подтвердили правильность выбора игр и проведения их на занятиях по ФЭМП; перспективность и целесообразность разработанных положений и принципов.
1. Арапова – Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду /Н.А. Арапова-Пискарёва. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 162 с.
2. Белоус, Т.К. и др. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду / Т.К. Белоус. // Дошк. Воспитание. – 1999. – № 10. – С. 12-13.
3. Белошистая, А.В. Становление и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М .: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
4. Березина, Р.И. Обучение детей подготовительной группы измерению / Р.И. Березина // Дошк. воспитание, 1999. – № 10. – С. 34-36.
5. Веракса, Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С. Веракса. // Дошк. Воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26-29.
6. Виноградова, Н. А., Позднякова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников./Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
7. Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н. Водопьянов. // Дошк. Воспитание. – 2000. – № 3. – С. 43 – 44.
8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2003. – 340 с.
9. Годинай, Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Голодай. – Москва Просвещение, 1988. – 450 с.
10. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду./Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
11. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. – Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 2010. – 450 с.
12. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 360 с.
13. Дидактические игры и упражнения, но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. – Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2009.- 540 с.
14. Житко, И.В. Веселые игры с числами и фигурами: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск.: Жасскон, 2012. – 64 с.
15. Житко, И.В. Математика для малышей: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / И.В. Житко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 16 с.
16. Житко, И.В. Математическая мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Минск.: Жасскон, 2012. – 64 с.
17. Житко, И.В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Минск.: Пачатковая школа, 2013. – 24 с.
18. Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. – Минск: Выш. шк., 2007. – 72 с.
19. Жукова, Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе./Р.А. Жукова. – Волгоград: Воспитатель-АСТ, 2005. – 108 с.
20. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5 – 7 лет./Е.В. Колесникова. – М.: Гном – пресс, 2000. – 79 с.
21. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет./Л.Д. Комарова. – М: Гном и Д, 2006. – 64 с.
22. Левчук, З.К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 / З.К. Левчук, И.В. Ермольчик. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
23. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М. : Просвещение, 2009. – 368 с.
24. Михайлова, З.А., Непомнящая, Р.Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей /З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Фирма Икар, 2009. – 166 с.
25. Недвецкая, Т.М. Учимся считать в игре: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т.М. Недвецкая. – Минск.: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 16 с.
26. Новикова, В.П. Математика в детском саду./В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 177 с.
27. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ./Е.Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. – 116 с.
28. Полякова, Н. Воспитывать радость познания/ Н. Полякова// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 12. – С. 8 –13.
29. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования. В 5 ч. Ч. 1. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 112 с.
30. Смоленцева, Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием./Н.А. Смоленцева. – М.: Дрофа, 1997. –98 с.
31. Стойлова, Л.П., Фрейлах, Н.И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников./Л.П. Стойлова, Н.И. Фрейлах. – М.: Гном-Пресс, 2008. – 189 с.
32. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций./ под. ред. Т.С. Будько. – Брест: БрГУ, 2006. – 199 с.
33. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей./ Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. – 223 с.
34. Учебная программа дошкольного образования. – Мн.: Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
35. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для высших учеб. зав./ А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – 400 с.
36. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2009. – 188 с.
37. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е.И. Щербакова. – М. : Логос, 2005. – 160 с.