ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.2 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
У концепта «здоровье» имеется много определений. Определение Всемирной организации здравоохранения следует признать наиболее адекватным. По мнению данной организации, здоровье представляет собой состояние абсолютного физического, психического и социального благополучия. Это не только отсутствие заболеваний или некоторых дефектов. Важное значение в этом и других определениях придается тому факту, что здоровье представляет собой динамическое явление, которое позволяет нам целенаправленно управлять им. Одной из неотложных задач считается формирование условий, которые бы гарантировали формирование и культивирование здоровья. Основным средством разрешения данной проблемы считается создание культуры здорового образа жизни.
Образ жизни относится к социально-биологическим факторам, которые составляют триаду показателей: уровень, качество и образ жизни. В. Куинджи дает следующие определения этим показателям: уровень жизни определяется экономическими способностями личности; качество жизни выявляется уровнем спроса и комфорта для удовлетворения потребностей человека. Эти показатели образа жизни личности зависят от материальных и экономических особенностей социума и семьи.
Здоровье – это то, чего каждый хочет, но никто не может быть полностью здоровым. Не иметь никаких отклонений в организме невозможно. Преобладающие общественные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим воздействиям, остановить разрушение тела, не испытывать страдания от болей и стать подготовленным ко всем видам деятельности. Нужно лишь преобразовать свой образ жизни, и тогда личность сможет ощущать себя здоровым.
Полное физическое развитие и здоровье является основой для формирования личности. Дошкольный возраст имеет решающее значение в формировании основ здоровья как физического, так и психического. Благосостояние общества в целом зависит от состояния психического и физического состояния населения, от состояния его здоровья, поэтому проблема формирования основ представления является актуальной в наше время. Ведь в этом возрасте происходит интенсивное развитие органов и формирование различных систем организма, происходит формирование базовых черт индивидов, а также формируется характер. На этом этапе важно развивать у детей базу знаний и прикладные навыки здорового образа жизни, сознательную нужду в систематическом физическом воспитании и занятиях спортом. Многие негативные факторы влияют на здоровье детей: ухудшение состояния окружающей среды, ухудшение уровня жизни по всей стране, снижение социальных гарантий для детей в областях духовного и физического развития, нехватка времени и денег у родителей, возрастание количества одиноких детей, а также состояние и традиций семейного воспитания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и основные характеристики здорового образа жизни
Образ жизни - это биосоциальная категория, которая объединяет идеи о конкретном типе человеческой деятельности. Образ жизни во многом определяет социально-экономические условия, но во многом зависит от мотивов деятельности, особенностей психики, здоровья человека. Это объясняет истинное разнообразие вариантов жизни разных людей. Образ жизни характеризуется поведением в жизни человека [5].
Наиболее полная связь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Здоровый образ жизни следует понимать как типичные формы и методы повседневной жизни человека, которые укрепляют и повышают резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение их социальных и профессиональных функций [15].
Здоровый образ жизни в результате духовных и физических усилий человека является ценным новообразованием, которое рождается в процессе психического, эмоционального и физического стресса.
Объяснить, что такое здоровый образ жизни, в нескольких словах невозможно. Есть много определений термина «здоровый образ жизни», но все они похожи по смыслу. Здоровый образ жизни - это образ жизни человека, целью которого является сохранение здоровья, профилактика заболеваний, укрепление организма, долгая жизнь и полноценное выполнение социальных функций. Защита собственного здоровья - прямая ответственность каждого человека. Отсутствие здорового образа жизни, напротив, влечет за собой огромное количество проблем, которые влияют на благополучие человека.
Здоровый образ жизни является обязательным условием и предпосылкой для:
- полное развитие различных аспектов жизни человека;
- достижение человека, активного в долгой жизни;
- активное участие человека любого возраста в социальной, трудовой, семейной деятельности.
Здоровый образ жизни - это «образ жизни, основанный на принципах морали, рационально организованный, активный, трудовой, темпераментный и в то же время защищающий от вредного воздействия окружающей среды, позволяющий поддерживать моральное, психическое и физическое здоровье до старости» [10].
Есть три типа здоровья:
- физическое
- психическое
- моральное (социальное).
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
В ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента решались следующие задачи: выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста и определить состояние практики работы учреждения дошкольного образования по проблеме.
В эксперименте участвовали 12 детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить следующие критерии сформированности взглядов воспитанников по следующим направлениям:
1) представление воспитанников на тему «здоровый образ жизни»;
2) представление воспитанников об опасностях нездорового образа жизни для человеческого тела и психики.
Критерии, показывающие уровни сформированности знаний о здоровом образе жизни детьми старшего дошкольного возраста:
-полнота и глубина представлений детей о здоровом образе жизни;
-наличие интереса к здоровому образу жизни и осознание его;
-активность и устойчивость применения в самостоятельной деятельности усвоенных знаний о традициях здорового образа жизни.
Высокий уровень:
Относятся дети, у которых полные, четкие, конкретные представления о здоровом образе жизни: у них сформирована потребность в оздоровительных мероприятиях. Проявляется привычка в укреплении своего здоровья.
Средний уровень:
Наличие представлений о здоровом образе жизни и проявления навыков в оздоровительных мероприятиях носит ситуативный характер. Наблюдается расхождение между представлением о здоровом образе жизни и проявлением их в конкретной ситуации.
Низкий уровень:
Отсутствие четкости, конкретности в представлении о здоровом образе жизни. Отсутствие навыков оздоровительных мероприятий, отсутствие интереса к закаливающим процедурам. Проявляется неправильное отношение к своему здоровью.
Были выделены следующие уровни: высокий, средний и низкий уровни сформированности представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие дошкольника предполагает работу во всех жизненно важных областях знаний. Получение знаний о здоровом образе жизни является важным моментом в формировании личности ребенка. В этом возрасте закладываются основы теоретических знаний о себе, о своем здоровье, необходимые в этом возрасте. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие. Категория здорового образа жизни включает в себя такие понятия, как здоровье и образ жизни, в своей основной составляющей. Эта категория представляет собой сложную многоуровневую структуру. Здоровый образ жизни характеризуется несколькими категориями и зависит от исходного уровня здоровья каждого человека в отдельности, степени его нравственного развития, наличия и отсутствия физических недостатков.
Таким образом, важно развивать стремление к сохранению здоровья, основанного в детстве, на пути воспитания полноценной личности. Основой здорового образа жизни ребенка должны быть знания о здоровье, его значении в жизни человека и условиях его сохранения. Организация этого процесса необходима на этапах каждого дошкольного учреждения.
Отношение ребенка к собственному здоровью - это основа, на которой можно будет построить здание для здорового образа жизни. Основными составляющими здорового образа жизни являются: правильное питание, рациональный режим, рациональная физическая активность, поддержание стабильного психоэмоционального состояния, закаливание организма, соблюдение правил личной гигиены.
На основе теоретического анализа научной литературы были определены следующие критерии оценки уровня знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста:
- полнота и глубина детского наблюдения за здоровым образом жизни;
- наличие интереса и осведомленности о здоровом образе жизни;
-активность и устойчивость применения в самостоятельной деятельности приобретенных знаний о традициях здорового образа жизни.
На констатирующем этапе выяснилось, что уровень восприятия здорового образа жизни у учащихся в целом был от среднего до низкого.
На этапе формирующего эксперимента мы собрали и внедрили ряд дидактических игр, которые включали три блока: «Ребенок и здоровье» (игры, ориентированные на здоровье); «Полезные продукты» (направленные на получение знаний о продукте); «Личная гигиена» (направлен на развитие навыков личной гигиены).
При реализации игр соблюдаются следующие условия:
1) дидактические игры проводились с учетом этапов формирования понятий у дошкольников;
2) при выборе содержания, форм и методов игровой деятельности учитывались возрастные особенности развития детей;
3) содержание дидактических игр соответствовало постановке целей - формированию представлений о здоровом образе жизни.
1. Брехман, И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. – Москва, 2010. – 208 с.
2. Дедулевич, М. Н. Не пропустить миг игры: пособие для педагогов и родителей / М. Н. Дедулевич. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2002. – 60 с.
3. Журавский, А. Ю. Фізічная культура і здороўе / А. Ю. Журавский. – Минск, 2011. – №2. – 24 с.
4. Загвоздкина, Т. В. Безопасность жизни и деятельности воспитанников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. В. Загвоздкина. – Минск : Полымя, 2001. – 192 с.
5. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. – Москва : Медицина, 2009. – 356 с.
6. Игра в жизни воспитанника : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мозырь : Белый Ветер 2014. – 184 с.
7. Кумко, В. Д. Педагогика / В. Д. Кумко. – Минск : Веды, 2012. – 287 с.
8. Лебедева, Н. Т. Формирование здорового стиля жизни воспитанника / Н. Т. Лебедева. – Минск : Народная асвета, 1996. – 144 с.
9. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. Н. Лисицын. – М. : Медицина, 2012. – 139 с.
10. Логвина, Т. Ю. Физкультура, которая лечит: пособие для педагогов и мед. работников дошк. учреждений / Т. Ю. Логвина. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 172 с.
11. Макаренко, А. С. Собрание сочинений / А. С. Макаренко. – Москва : Правда, 2011. – 534 с.
12. Малярчук, Н. Н. Валеология / Н. Н. Малярчук. – М., 2008. – 289 с.
13. Новейший философским словарь / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Минск : Кн. Дом, 2003. – 713 с.
14. Педагогическое исследование: методология, структура, содержание : пособие / А. И. Андарало, В. А. Листратенко, В. В. Чечет. – Минск : БГПУ, 2015. – 92 с.
15. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. – Москва, 2011. – 274 с.
16. Учебная программа дошкольного образования : учебное издание / М-во образования Респ. Беларусь ; редкол. Л. Б. Сопот, Е. И. Иванова; под общ. ред. Г.-И. Бондаренко. – Минск : НИО, 2012. – 399 с.
17. Шебеко, В. Н. В мире движений [Изоматериал]: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения: 3―5 лет / В. Н. Шебеко. – Минск : Пачатковая школа, 2013. – 30 с.
18. Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Дошкольное образование», «Дошкольное образование. Дополнительная специальность» / В. Н. Шебеко. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 287 с.
19. Шебеко, В. Н. Формирование личности воспитанника средствами физической культуры : монография / В.Н. Шебеко. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2000. – 178 с.
20. Шишкина, В. А. Хочу быть здоровым: учеб. пособие для воспитанников ст. ступени (от пяти до шести лет) учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина. – Минск : Сэр-Вит, 2003. – 56 с.
21. Шишкина, В. А. В детский сад – за здоровьем : пособие для педагогов , обеспечивающих получение дошкольного образования / В. А. Шишкина. – Минск : Зорны верасень, 2006. – 138 с.
22. Шухатович, В. Р. Здоровый образ жизни / В. Р. Шуханович. – Минск.: Книжный Дом, 2003. – 435 с.