Введение
Глава 1 Теоретический анализ особенности готовности к обучению грамоте младших школьников
1.1 Характеристика письменной и устной речи
1.2 Особенности готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Особенности развития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Реализация системы работы по обучению элементам грамоты и развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью
2.4 Результаты контрольного этапа исследования
Заключение
Список используемых источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Для увеличения эффекта влияния коррекционного обучения и с целью достижения наиболее успешной коммуникации в настоящее время в педагогической теории и практике пристальное внимание отводится трансформации предыдущего осмысления концептуальных подходов к образованию и воспитанию учащихся со специфическими образовательными нуждами и усовершенствованию их сущности (Б.П. Пузанов, H.H. Малофеев). Значительную группу составляют ученики с задержкой психического развития среди детей с особыми образовательными потребностями. Учителей интересует сама проблема, которая формирует речевые навыки учеников как социализирующий фактор, поэтому задача подготовки детей к общению в устной и письменной форме ставится в список приоритетов. В области коррекционной педагогики и специальной психологии исследователи отмечают, что такое отсутствие речи у этих детей отрицательно влияет на умственное развитие, также ограничивает их коммуникативные потребности и когнитивные способности, не позволяет им усваивать знания и отрицательно влияет на конечное качество продуктов речевой деятельности (В.И. Лубовский, Е.Ф. Соботович, Е.И. Скиотис, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер и др.).
На развитие устной речи положительно влияет ассимиляция письма. Различные авторы придерживаются этого факта при построении последовательной системы развития письма. В то же время формирование письменного языка качественно меняет эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы личностей учеников (В.В. Воронкова, Ю.А. Костенкова, Ю.А. Круглова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, В.Я. Ляудис, E.H. Моргачева, И.П. Негурэ, Р.Д. Тригер и др.)
Сегодня в специальной психолого-педагогической литературе достаточно информации о развитии ряда умений связной речи учащихся с нарушениями интеллекта (А.К. Аксенова, Ю.А. Круглова, С.Ю. Ильина, Р.И. Лалаева, Л.С. Вавина и др.), обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (В.К. Воробьева, E.H. Российская, Г.В. Чиркина и др.), детей с недостатками слуха (P.M. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин и др.). Исследователи анализируют тексты с точки зрения целостности, последовательности и использования языковых инструментов.
ГЛАВА 1 Теоретический анализ особенности готовности к обучению грамоте младших школьников
1.1 Характеристика письменной и устной речи.
В рамках образовательного процесса школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям.
Речь - это то, что мы слышим, то, что мы говорим. Язык и речь взаимодействуют - произнося речь, говорящие используют языковые средства.
Речь делится на два основных противопоставленных друг другу, а в некоторых отношениях, сопоставленных типа. Это устная и письменная речь. Они разошлись в своем историческом развитии, поэтому обнаруживают различные принципы организации языковых средств.
Развитие речи в младшем школьном возрасте - сложный и многоаспектный процесс. Это прежде всего совершенствование устной речи: улучшение чистоты звукопроизношения, избавление от диалектизмов, овладение сложными грамматическими структурами, употребление деепричастных оборотов, страдательного залога и т. д. Расширяются круг общения и сфера применения устной речи. Образцом служит грамотная и богатая речь учителя [1].
Появляются новые, письменные, сложные виды речи: чтение и письмо. Это наиболее важные достижения школьника, основанные на механизмах кодирования звуков и декодирования графем [2]. Это формы символической коммуникации. Они предполагают новый уровень восприятия, внимания, памяти, ассоциаций с имеющимися знаниями. Только при этих условиях чтение будет восприятием смысла текста, а письмо - передачей смысла.
ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование особенностей развития речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методики исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГУО «_________». В исследовании принимали участие 10 учащихся четвертого класса с интеллектуальной недостаточностью.
Экспериментальное исследование включало в себя несколько этапов:
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбор методов и методик диагностики, была сформирована выборка эмпирического исследования.
На втором этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности связной и письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
На третьем этапе проводилась работа по реализации системы работы по обучению элементам грамоты и развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
На заключительном, контрольном этапе, была проведена повторная диагностика, с целью выявления состоятельности реализованной системы работы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы обобщения и систематизации, методы обследования Т. А. Фотековой, количественный и качественный анализ.
Цель экспериментального исследования: выявить особенности развития речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В соответствии с целью исследования на этапе констатирующего эксперимента были решены следующие задачи:
1. определить уровень готовности к усвоению связного письменного языка у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
2. Диагностика уровня сформированности связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ по проблеме исследования позволил нам сделать выводы о том, что, развитие речи в младшем школьном возрасте является сложным и многоаспектный процессом. Речь младшего школьника представлена двумя ее основными видами: устной и письменной речью. Они имеют свою специфику и свои стилевые отличия.
Стоит отметить, что что у младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).
Специфика готовности к обучению и усвоению грамоты у ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями определяется тем, что у него снижается ориентировочная деятельность, активность, снижается моторика, присутствует низкий уровень мотивации и потребностей. У этих детей наблюдается недостаточность внимания, недостаток семантических связей, отсутствие систематичности существующих представлений и нарушения памяти.
Без специального обучения у детей с нарушениями интеллекта не развивается возможность регулировать деятельность с помощью собственной речи. Речь у детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями (с нарушениями слуха, с моторной алалией).
1. Развитие познавательных процессов младших школьников [Электронный ресурс] / Психологическое сообщество. – Режим доступа: https://psyera.ru/.
2. Развитие речи [Электронный ресурс] / Учебник бесплатно. – Режим доступа: https://uchebniki-besplatno.com/.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/ Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
4. Лурия, А. Р. Язык и сознание Под редакцией Е. Д. Хомской –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
5. Русский язык : энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 1997. – 703 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 415 с.
7. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 359 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 415 с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для учеников дефектологического факультета пед. Вузов / Л.С. Волкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
10. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи В.К. Воробьева - М.: Астрель 2006
11. Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости / К.С. Лебединская. М., 2002. - 225 с.
12. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии [Электронный ресурс] / Киберленинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.
13. Особенности готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей [Электронный ресурс] / EDUCATIONMODE - Режим доступа: http://www.educationmode.ru/.
14. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М., 1990
15. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. - М. : Просвещение, 2000.
16. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В.Чиркиной. - М., 2003.
17. Гнездилов, М. Ф. Обучение русскому языку в начальных классах вспомогательной школы / М.Ф. Гнездилов - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1992. - 101 с
18. Российская, Е.Н. Формирование готовности к овладению самостоятельной письменной речью учащимися с тяжелыми нарушениями речи : Дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Российская. – Москва, 1999 – 255 c.
19. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : Айрис-пресс, 2000. – 236 с.
20. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. Т.В. Егоровой. - Иркутск, 1998. – 95 с.