ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
1.1 ДИСЛАЛИЯ КАК РЕЧЕВОЕ НАРУШЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.3 СИСТЕМА ЗНАНИЙ О РАСТЕНИЯХ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.4 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ "ЧЕЛОВЕК И МИР" ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У них наблюдается снижение интереса к обучению, быстрая утомляемость, что может привести к возникновению чувства неполноценности и другим психологическим проблемам.
В практике работы педагогов с учащимися с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир» достаточно много методов и приемов деятельности, однако их применение для развития речи строго индивидуально.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла значительные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, проводимая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что на сегодняшний день экологическая проблема встает не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего младшего школьного возраста и продолжается всю жизнь. В связи с этим определяется важность проведения с младшими школьниками системного экологического воспитания.
ГЛАВА 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
1.1 Дислалия как речевое нарушение: сущность, особенности, причины возникновения
Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Является наиболее частым речевым нарушением, с которым приходится сталкиваться логопедам в своей практике, встречается у 25 – 30% младших школьников. В последнее время в структуре дислалии стали преобладать полиморфные нарушения звукопроизносительной стороны речи, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью, а также способствуют возникновению дисграфии и дислексии.
Учитывая причины нарушения звукопроизношения, выделяют механическую и функциональную дислалию [19].
Механическая – образована вследствие дефектов анатомического строения речевого аппарата.
Функциональная – развивается под воздействием социальных факторов, а также обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга. При этом функциональная дислалия также имеет свою типологию:
- моторная – обусловлена нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора. движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект);
- сенсорная – обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора. Затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме [17].
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ "ЧЕЛОВЕК И МИР" ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
На основании проведенного анализа теоретических источников мы составили конспекты занятий по предмету "Человек и мир" для формирования представлений о растениях у младших школьников с ТНР.
Представим их ниже.
1. Конспект урока по курсу «Человек и мир» по теме «Лекарственные растения Беларуси»
Цель: формирование представлений о лекарственных растениях, их значении в жизни человека.
Задачи:
1) познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, правилами их сбора, учить распознавать лекарственные растения Беларуси;
2) способствовать развитию речи, кругозора, познавательного интереса, творческих способностей учащихся, наблюдательности, вниманию, памяти;
3) создать условия для воспитания бережного отношения к природе родного края, умения работать в паре, уважать мнение товарищей;
4) проводить коррекционную работу, направленную на формирование звукопроизношения;
5) активизировать словарь по теме;
6) упражнять в образовании относительных прилагательных, в звуко-слоговом анализе слов.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: учебник, тетради на печатной основе, карточки для работы в паре, картинки лекарственных растений, цветочки для самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас гости.
Вы рады гостям?
Повернитесь, гостям улыбнитесь.
И, пожалуйста, садитесь.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения курсовой работы достигнута цель и поставленные задачи.
Определены особенности дислалии как речевого нарушение: сущность, особенности, причины возникновения. Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Является наиболее частым речевым нарушением, с которым приходится сталкиваться логопедам в своей практике, встречается у 25 – 30% младших школьников. Общее речевые нарушения у младших школьников влекут за собой отставание в других сферах психического развития: страдают в той или иной степени внимание, память, абстрактное, логическое и механическое мышление. Даже при наличии всех предпосылок к нормальному развитию, оно тормозится из-за отставания в речевой сфере. При своевременной коррекционной помощи младшие школьники с речевыми нарушениями способны сократить отставание в психо-речевом развитии и обучаться в школе наравне со сверстниками, речевые навыки которых находятся в пределах нормы.
Установлена цель и задачи формирования у учащихся с ТНР представлений о растениях в процессе освоения содержания предмета «Человек и мир».
Цель школьного курса «Человек и мир» – формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитание высоконравственного отношения младших школьников к окружающей среде, своему организму, подготовка учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на следующих этапах обучения, а также коррекция мыслительной деятельности, речи, других психических процессов, коррекция развития личности обучаемых.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2004. – 267 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 94 с.
3. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология / Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2004. – 340 с.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
5. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 3. –С. 10-15.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи / Г. А. Волкова. – СПб.: Детство, 2004. – 144 с.
7. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Акцидент, 1996.- 224 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Коррекция звуков речи у детей / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
9. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2003. – 367 с.
10. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 357 с.
11. Лэндрет, Г. Игровая терапия, искусство отношений / Г. Лэндрет. – М.: Международная педагогическая академия., 2004.
12. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии /Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. – 688 с.
13. Николаева, С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2002. – №7. – с. 52 – 64.
14. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб.пособие для студентов дефектолог / О. В. Правдина. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
15. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушением речи / Л. Ф. Спирова. – М.: Педагогика, 2000. – 197 с.
16. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная асвета, 2006. – 210 с.
17. Филичёва, Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва. – М. – 1987. – 298 с.
18. Флерова, Ж. М. Логопедия. "Учебники, учебные пособия". / Ж. М. Флерова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 319 с.
19. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
20. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск, Национальный институт образования, 2008. – 144 с.