ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОНЯТИИ «ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ»
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.3. ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.4. ЗНАЧЕНИЕ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В УЧЕБНО – КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.2. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОНР
3.3. МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современные процессы общественного развития обуславливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики. В настоящее время идет активный поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности как нормального ребенка, так и ребенка с особыми образовательными потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации.
Речь является важнейшим фактором социализации, поэтому для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития большое значение имеет своевременное овладение правильной речью. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Среди компонентов речи особое место занимает грамматический строй, под которым в общем смысле понимается взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Развитие грамматического строя речи происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, связной речи. Речь как средство общения возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.
Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении. Ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать грамматические отношения между словами, он заменяет их более лёгкими, упрощёнными.
Овладение грамматикой для ребёнка является достаточно сложным процессом, в котором ему требуется помощь взрослого [10, с. 98].
Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения и, наоборот использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет грамматические формы слов.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Современное представление о понятии «грамматический строй речи»
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.
Грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.
Грамматическая абстракция, по характеристике А. А. Реформатского, качественно отличается от лексической: «Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отношения лексем, т.е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретики» [16].
Связь грамматики с действительностью, по его мнению, осуществляется через лексику, так как грамматика лишена всякой конкретности.
Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено.
Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представления о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Экспериментальные методики для исследования развития грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу по данному вопросу, мы определили цель эксперимента.
Цель исследования: изучить сформированность грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
База исследования: ГУО «Средняя школа №3 г.Бобруйска», учащиеся 2 класса.
В исследовании принимало участие 13 учащихся с речевыми нарушениями (Приложение А).
Исследование проводилось на основе методик:
1) Ю.А. Талавера «Исследование грамматического строя речи».
2) «Тестовая методика устной речи учащихся младших классов» Т.А. Фотековой [27].
Подробное описание методики представлено в приложение Б.
Ю.А. Талавера «Исследование грамматического строя речи»
Исследование словоизменения.
1) дифференциация единственного и множественного числа существительных.
2) употребление существительных родительного падежа единственного числа.
3) употребление существительных в дательном падеже единственного числа.
4) употребление существительных в творительном падеже единственного числа.
5) согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
6) дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени
7) изменение глаголов прошедшего времени по родам.
8) дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида.
9)исследование употребления и понимания возвратных глаголов.
10) исследование согласования существительного с числительным 2 и 5.
Исследование словообразования
1) образование детенышей животных.
2) образования качественных прилагательных.
3)образование относительных прилагательных.
4) образование притяжательных прилагательных.
5) образование приставочных глаголов.
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Научно – теоретические основы коррекционной работы по развитию грамматического строя речи младших школьников с общим недоразвитием речи
В логопедической работе по развитию грамматического строя речи учащихся младших классов с общим недоразвитием речи учитываются следующие теоретические принципы:
1)Принцип последовательности и постепенности (переход от простого к более сложному, от наглядного к словесному). Наше занятие должно строится по такой схеме, чтобы ребёнок не ощущал резкого повышения сложности задания, также материал нужно дозировать в предъявлении на занятии.
2)Принцип учёта зоны ближайшего развития и ведущей деятельности. Всю работу основываем на игре, даже так как она является ведущим видом деятельности ребёнку ещё и в младшем школьном возрасте параллельно с учебной деятельностью.
3)Этиопатогенетический принцип, т. е. с учетом этиологии и механизма нарушения речевого производства. Важно построить работу в этом порядке, поскольку речь формируется у детей с нормой развития речи. Также этот принцип предостерегает логопеда в совершении ошибки коррекционной работы. В коррекционной работе основываемся на переодизацию возникновения речи, и её характеристик.
4)Принцип комплексности воздействия на все компоненты речевой системы. Этот принцип подразумевает не только влияние всей коррекционной работы на развитие всесторонней личности, но и создание с ребенком и его родителями уверенного сотрудничества специалистов учреждения образования: учителей, учителя - дефектолога, музыкального руководителя, психологов и администрации школы.
5)Принцип опоры на наглядность. Во время объяснения материала, ребёнку важно показать, что это значит в быту, показать схему предложения, чтобы научить им пользоваться.
6)Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Коррекционная работа обеспечивает детям согласованную, грамматически правильную речь, фонетическую систему родного языка, а также элементы грамотности, которые формируют готовность к дальнейшему обучению в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грамматически правильная речь – это один из показателей готовности ребёнка к дальнейшему обучению в школе, залог успешного освоения письма и чтения речевого недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы.
Проблема формирования грамматического строя речи является актуальной задачей педагогической работы с детьми младшего школьного возраста. Так как не сформированность грамматического строя речи влечёт за собой дальнейшие проблемы в обучении. Изменения, происходящие в современном обществе и в образовании, привели к постановке новых требований к каждому школьнику.
Изученная нами категория детей с нарушениями речи показала, что большое количество детей испытывает трудности словоизменении и словообразование: согласование существительные с числительными и прилагательными, образование относительные и притяжательные прилагательных, образование приставочных глаголов, составление грамматически правильных предложений, использование предлогов.
Своевременная коррекция грамматического строя речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. В младшем школьном возрасте происходит накопление знаний и умений, которые составляют основу для дальнейшего обучения в школе.
Грамматический строй речи в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речевой практики, состояния нервной системы учащегося.
Также было проведено исследование по двух диагностическим методикам: методика №1 (словоизменение: высокий уровень 38%, средний 46% и 16% низкий уровень), (словообразование: высокий уровень 16%, средний 38% и низкий уровень 46%) и методика №2: высокий уровень 23%, средний 46% и низкий уровень 31%.
Нами была подготовлена консультация для родителей и игры, которые помогут преодолеть речевое нарушения младших классов.
Исходя из нашей курсовой работы можно сказать, что учащиеся младших классов имеют нарушения грамматического строя речи, что влияет на овладении учебной программой.
1.Агронович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агронович. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 160 с.
2.Агронович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агроновчи. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 128 с.
3.Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений . – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4.Баль, Н.Н. Организация образовательной среды для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Н. Н. Баль / Организация образовательной среды: учебно – методическое пособие. – Минск : БГПУ, 2006. – 89 с.
5.Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. – В кн.: Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 467 с.
6.Дмитриева, С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. В кн. сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008. – 186 с.
7.Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.
8.Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1994. – 95 с.
9.Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. – Москва: Просвещение, 1994. – 328 с.
10.Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В. В. Коноваленко. – М. : Гном и Д, 2001. – 143 с.
11.Короткова, А.В. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня/ А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. – 2006. – № 1. – 56 с.
12.Лалаева, Р. И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. – М., 1998. – 224 с.
13.Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
14.Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва. : Эксмо, 2016. – 238 с.
15.Логопедия: Учеб. для студентов дефектологических факультетов пед. Ин-ов/ Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М. Мастюкова. – В 2-х книгах. – М.: Владос, 1995. Iкн. – 384 с.
16.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М. : Просвещение, 1985. – 176 с
17. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рализаевой. – СПб.: Специальная литература, 1997. – 168 с.
18.Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – Санкт- Петербург. «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007. – 231 с.
19.Нищева, Н.В. Играй-ка. Игры для развития речи дошкольников.-СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2002. – 137 с.
20.Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя/ М.И. Оморокова. – М.: АРКТИ, 2001. – 153 с.
21.Петрова, Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 2. Старшая группа. – М.: Школьная Пресса, 2005.
22.Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002.
23.Русецкая, М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб. : КАРО, 2007. – 192 с.
24.Сековец, Л. С. Коррекция нарушений речи у детей школьного возраста [Текст] / Л. И. Разумова, Н. Я. Дюнина, Г. П. Ситников. – Нижний Новгород, 2009. – 134 с.
25.Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селивёрстов – М. : Просвещение, 1994. – 138 с.
26.Ушинский, К.Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку // Избр.пед.соч. – М., 1954. – Т.2. – 765 с.
27.Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : АРКТМ, 2000. – 55 с.