ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРКЕСТРОВАЯ ФАКТУРА
1.1 Фактура в музыке
1.2 Компоненты оркестровой фактуры
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ К.ВЕЛАСКЕС «ЦЕЛУЙ МЕНЯ КРЕПЧЕ» (ОБРАБОТКА Т.ДУГУШИНОЙ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Фактура (от латин. factura) означает «сделанное; то, что сделано». Она выступает обобщённым, целостным результатом объединения различных средств выразительности. И вполне естественно, что именно она является областью пересечения интересов различных теоретических и практических дисциплин, каждая из которых рассматривает и изучает в первую очередь те стороны фактуры, которые необходимы для овладения данной дисциплиной.
В Музыкальном энциклопедическом словаре фактурой названа «совокупность средств музыкального изложения (мелодия, аккорды, полифонические голоса, фигурация, орнаментика и другое.), образующая технический склад произведения».
В музыковедческих работах А. Веприка, Г. Дмитриева, Г. Благодатова Ю. Тюлина, В. Холоповой, Е. Назайкинского, Л. Мазеля, и других достаточно полно рассмотрены аспекты, понятия и элементы, составляющие фактуру с различных теоретических позиций.
Курсовая работа основана на изучении способов изложения оркестровой фактуры в партитуре оркестра русских народных инструментов на примере произведения К.Веласкес «Целуй меня крепче» в обработке Т.Дугушшиной.
Объектом курсовой работы является собственно инструментовка этого сочинения.
Цель: выявить способы изложения в партитуре оркестровой фактуры.
Предмет: особенности изложения в партитуре оркестровой фактуры.
Задачи:
1. Выявить роль и особенности изложения в партитуре оркестровой фактуры.
2. Разобрать и проанализировать основные принципы изложения оркестровых функций.
3. Проанализировать партитуру К.Веласкес «Целуй меня крепче» в
ГЛАВА 1 ОРКЕСТРОВАЯ ФАКТУРА
1.1 Фактура в музыке
В современной литературе, наряду с понятием «фактура» употребляются близкие ей понятия «музыкальная ткань», «изложение», «склад». Вместе с тем под складом принято понимать способ композиторского мышления, который отражается в особенностях изложения музыкального материала и выборе того или иного вида фактуры. С фактурой обычно связывают координационное соотнесение компонентов музыкальной ткани, их функциональное взаимодействие, внутреннее функциональное устройство музыкального изложения.
Наиболее полное определение, в котором фактура предстаёт как категория музыкально-звукового пространства, дал В. Назайкинский: «Фактура – это трёхмерная музыкально-пространственная конфигурация звуковой ткани, дифференцирующая и объединяющая по вертикали, горизонтали и глубине всю совокупность компонентов» [1, с.50].
Вертикальный параметр фактуры определяется звуковысотными отношениями, распределением звуков в пространстве. Например, начальный аккорд в «Патетической сонате» Л. Бетховена даёт тесное, расположение аккорда, что ассоциируется с чем-то давящим, тяжёлым (рисунок 1):
Горизонтальная координата определяет жизнь фактурной формулы во времени, её варьирование, которое может быть либо однотипным, либо контрастным, непрерывным или дискретным, а также определяет эпизодичность жизни отдельных фактурных комплексов.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРКЕСТРОВОЙ ФАКТУРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ К.ВЕЛАСКЕС «ЦЕЛУЙ МЕНЯ КРЕПЧЕ» (ОБРАБОТКА Т.ДУГУШИНОЙ)
«Целуй меня крепче» («Bésame mucho») – песня на испанском языке в жанре болеро, написанная в 1940 году мексиканкой Консуэло Веласкес Торрес. Это произведение стало одной из наиболее известных песен XX века; существуют сотни её исполнений (в том числе в переводе на разные языки), а также инструментальных версий. Обработка Т.Дугушиной является одним из таких инструментальных вариантов.
Проведем анализ партитуры данного произведения. Тональность ре минор. Размер 2/2. Состав оркестра довольно оригинальный: флейта, скрипка, цимбалы, домра альт, баяны, балалайка секунда, альт, гитара-бас. Неотъемлимым шумовым инструментом выступают маракасы, подчеркивая народный колорит произведения.
Фактура партитуры четка разграничена по функционалу: несмотря на то, что главная тема проходит у разных инструментов, функция аккомпанемента традиционно исполняют балалайки секунда, альт, басовую функцию – гитара-бас. Так как произведение написано в жанре песни, другие оркестровые функции (например, фигурация) встречаются реже.
Начинается произведение со вступления, состоящего всего из четырех тактов. По звукам тонического трезвучия вступает баян, «подхватывает» вступление домра альт и цимбалы, балалаечная группа – в аккомпанементе. Повторяющаяся на протяжении всего произведения гармоническая фигурация аккомпанемента подчеркивает выбранный автором жанр болеро.
Маракасы помимо краски поддерживают четкий «болерообразный» ритм. Кажущаяся легкая фактура партитуры не должна смущать: четвертый такт вступления звучит на форте четкими доминантовыми аккордами тутти оркестра и предвещают звучание главной темы-куплета (рисунок 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное произведение слушатель представляет в некоем развёртывающемся художественном пространстве. Это пространство нельзя ощутить зрительно: оно воссоздаётся лишь в сознании слушателя, его воображении.
Именно фактура выступает системой организации художественного пространства в музыке. Она координирует всю совокупность голосов по трём измерениям (координатам, параметрам): вертикали, горизонтали и глубине.
Фактура имеет две качественные стороны, аналогичные известным сторонам гармонии, — функциональную и фоническую.
Функциональная сторона раскрывает роль голосов фактуры по отношению друг к другу.
«Декоративная» (фоническая, колористическая) сторона проявляется в общем звуковом характере, определяемом динамикой, регистром, плотностью и тембром (в оркестре).
Фактура тесно связана с исполнительскими средствами. В ней находят отражение тембро-динамические и технические особенности конкретного инструмента, ансамбля, оркестра, что фиксируется в понятиях «фортепианная», «хоровая», «баянная», «оркестровая» фактура. Художественный уровень музыки во многом зависит от изящества, отточенности и оригинальности в отделке звуковой ткани, базирующихся на максимальном использовании возможностей инструмента, ансамбля, оркестра.
Из проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Разобрав и проанализировав основные принципы изложения оркестровых функций, определяем, что они являются необходимым компонентом оркестровой фактуры, и их особенности влияют на изложение композиторского замысла.
2. Изучив особенности изложения в партитуре оркестровых функций
1. Алексеев П. Русский народный оркестр / П. Алексеев. – М.: Музыка, 1953. – 89 с.
2. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации / И. Бриль. – М.: Сов. композитор, 1979. – 67 с.
3. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – Л.: Музыка, 1975. – 134 с.
4. Вещицкий О. Аккорды и аккомпанемент / О. Вещинский. – М.: Музыка, 1971. – 86 с.
5. Киянов Б., Воскресенский С. Руководство по инструментовке: для эстрадных оркестров и ансамблей / Б. Киянов, С. Воскресенский. – Л.: Музыка, 1978. – 134 с.
6. Клебанов Д. Искусство инструментовки / Д. Клебанов. – К.: Муз. Украина, 1972. – 76 с.
7. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. – М.: Сов. композитор, 1983. – 174 с.
8. Махов Н. Исполнительский анализ партитуры для оркестра русских народных инструментов / Н. Махов. – Л.: Музыка, 1963. – 92 с.
9. Пирсон В. Оркестровка / В. Пирсон. – М.: Сов. композитор, 1990. – 112 с.
10. Попонов В. Как делать переложение для народных инструментов / В. Попонов. – М.: Профиздат, 1965. – 68 с.
11. Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра / Г. Тихомиров. – М.: Сов. композитор, 1983. – 76 с.
12. Чулаки И. Инструменты симфонического оркестра / И. Чулаки. – М.: Музыка, 1972. – 143 с.
13. Шахматов Н. Анализ оркестровой партитуры / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК., 1967. – 89 с.
14. Шахматов Н. Переложения музыкальных произведений для ансамблей русских народных инструментов / Н. Шахматов. – Л., ЛДИК, 1983. – 84 с.
15. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов / Ю. Шишаков. – М.: Музыка, 1964. – 234 с.