ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.2 ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время в концепции процесса образования одной из важных проблем является процесс обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учащихся с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с большим количеством трудностей, которые имеют связь с процессом адаптации ребенка к условиям организации образования, вступлением в коллектив, установлением контакта со сверстниками и педагогами. Одной из наиболее важных проблем является приобретение программных материалов по различным предметам. В данной работе остановится хотелось бы на исследованию методики обучения русскому языку у детей с интеллектуальной недостаточностью, т.к. правильный процесс обучения «русскому языку» оказывает непосредственное влияние на развитие личности и речи учащегося с интеллектуальной недосвтаточностью.
Как показывают исследования ученых (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.В. Петрушин, Н.М. Назарова, И.Г. Еременко, Н. М. Барская, В.А. Пермякова, В.Г. Петрова, И.А. Грошенков, Г.М. Дульнев, Е.А. Ковалева, С.Л. Мирский, П.Г. Тишин, В.В. Эк, А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов и др.) и анализ педагогической практики, учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют низкую степень самостоятельности.
Особенности протекания психических процессов и особенности их практической деятельности не позволяют детям с интеллектуальной недостаточностью в должной мере усваивать знания, овладевать способами их приобретения, обработки и применения на практике. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью по своей природе неспособны направить свои усилия на решение поставленной задачи, осмыслить её, определить способ её реализации и выполнить необходимые действия. Отсутствие навыков самообучения отрицательно сказывается на темпе и результатах успеваемости школьников в процессе образовательной деятельности, а также на их познавательную активность. Поэтому необходимо находить новые, более эффективные способы формирования знаний, умений и навыков, и в основном способы выполнения самостоятельной работы.
В связи с этим необходимо создать особые условия для более успешного овладения школьными предметами детьми с нарушениями интеллекта. В данной работе мы более подробно остановимся на процессе обучения детей с нарушениями интеллекта на уроках русского языка. В связи с тем, что этот вопрос плохо изучен в современной и отечественной литературе.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Общая характеристика и особенности нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Существенными факторами, определяющими нарушения развития детей с интеллектуальной недостаточностью, являются особенности повышенной нервной активности. По мнению С.Ю. Рубинштейна, основными причинами недоразвития детей с интеллектуальной недостаточностью являются «...слабость замкнутой функции коры головного мозга, медленное развитие новых дифференцированных связей во всех анализаторах».
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается:
– медленный темп развития, слабая дифференциация, снижение активности восприятия;
– затягивание формирования идей;
– недостаточное развитие зрительно-эффективного и визуально-представительного мышления;
– формирование случайной запоминаемости;
– крайне низкий уровень внимания, его нестабильность [22, с. 132].
Все это обусловлено достаточной уникальностью менталитета ребенка с интеллектуальной недостаточностью, а нарушения психических функций непосредственно вызывают и усугубляют речевую недоразвитость. У детей с интеллектуальной недостаточностью раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубой отсталости речи и всех ее функций – коммуникативных, познавательных, регулирующих.
Дети с интеллектуальной недостаточностью не интересуются предметами, явлениями и событиями, которые их окружают, поскольку не чувствуют необходимости в познании. Это приводит к тому, что с возрастом их жизненный опыт является крайне скудным, то же самое можно сказать и о словарном запасе. Кроме того, такие дети отличаются от своих сверстников ослабленным вниманием и памятью: им трудно (а иногда и невозможно вообще) сконцентрировать внимание, трудно воспроизвести услышанный текст, потому что многое для них в рассказе неясно и не связано логическими цепочками.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Характеристика методов обучения русскому языку у детей с интеллектуальной недостаточностью
Методы обучения, как правило, понимаются как способы совместной работы учителя и учеников, посредством которых учитель передает свои знания, а ученики приобретают знания и навыки. Современная дидактика придает особое значение методам, которые развивают способности учащихся и формируют их мировоззрение. Выбор методов обучения определяется рядом факторов: задачами школы на данном этапе развития, предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения влияет коррекционная направленность обучения в коррекционной школе, подготовка учащихся к освоению определенной профессии, а также решение задач социальной адаптации.
При ознакомлении учащихся с новыми знаниями используется демонстрационная методика. В методике обучения русскому языку этот метод принято называть методом презентации знаний. В то же время наиболее широко используется метод разговорной речи. В ходе беседы учитель задает ученикам вопросы, ответы на которые предполагают использование имеющихся знаний. Основываясь на существующих знаниях, наблюдениях и прошлом опыте, учитель постепенно приводит учеников к новым знаниям. Метод самостоятельной работы способствует закреплению новых знаний, формированию навыков и совершенствованию знаний. Часто, используя этот метод, учитель организует деятельность учеников таким образом, чтобы ученики самостоятельно приобретали новые теоретические знания и могли применять их в аналогичных, а иногда и в новых ситуациях [21, с. 97].
Таким образом, в зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и учеников различают следующие методы обучения: презентация знаний, беседа, самостоятельная работа. Методы обучения в дидактике также классифицируются в зависимости от источника знаний. В соответствии с этой классификацией различают словесные методы (повествование или изложение знаний, беседа, работа над учебником или другими печатными материалами), визуальные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их образов) и практические методы.
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
3.1 Организация и методика исследования уровня развития навыков по русскому языку у детей с интеллектуальной недостаточностью
Целью данного исследования является выявить уровень развития навыков по русскому языку у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
База исследования: Вспомогательная школа города Могилева.
Выборка исследования: учащиеся 1 «А» класса в количестве 6 человек (все мальчики) в возрасте 6-7 лет. В основном это дети из полных семей, родители работают. В исследовании принимало участие только 6 учащихся, т.к. именно такое количество учащихся в данном классе имеют интеллектуальную недостаточность.
У всех испытуемых учащихся был установлен диагноз «неосложненная форма умственной отсталости». Представим характеристику испытуемых учащихся 1 «А» класса, которая составлена на основании карты наблюдений (Приложение А).
Период исследования: на протяжении учебного года.
Дети 1 класса «А» обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Ученики Артем К. и Дима В. обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе для учеников с интеллектуальными нарушениями с учётом индивидуальных психофизических особенностей ребёнка. Для этих учеников характерно следующее: учебные мероприятия не организованы. Требования учителя выполняются после повторных обращений. Необходимо постоянное пошаговое обучение, например, наставничество и стимулирование к работе и учебной деятельности. Изученный материал не может быть применен на практике. Нарушаются общие и мелкомоторные навыки. Недостаточное владение письменными принадлежностями (неправильное владение ручкой или карандашом при письме). Речь нечетко размыта. Словарный запас плохой, ограничен, фраза односложная. В группе не проявляют себя никак. Стараются играть в одиночку. Настольные игры не занимают много времени. Интерес ребенка к любой игре можно проявить за очень короткое время. Предпочитают во время перерывов просто гулять или бегать в классе. Игры в основном стереотипные. Иногда принимает участие в детских играх, но сложно понять правила, не реагирует эмоционально и не понимает эмоций других детей. Учебный материал осваивается только под постоянным индивидуальным контролем взрослого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По сравнению с нормально развивающимися детьми у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается: запаздывание развития речи: этапы сдвинуты во времени и характеризуются качественным своеобразием; нарушены все функции речи: коммуникативная, сигнификативная, обобщающая, регулирующая и контролирующая; снижена потребность в общении, речь ситуативна, мотивация речевого общения ослаблена. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер и предполагают сложное недоразвитие всех ее сторон: фонетической, лексической, грамматической.
Применение представленных в работе методов и приемов возможно уже в предсловарный период, когда ученики называют предметный ряд и выбирают каждое слово из него, сравнивают похожие звучащие слова и соотносят их с картинками, устанавливают разницу в длине слов. Для всех разделов обучения русскому языку у детей с интеллектуальной недостаточностью используют следующие принципы: коммуникативная направленность обучения; единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся; формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей; взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.
Выбор методов на уроках русского языка у детей младших классов с интеллектуальной недостаточностью определяется конкретной средой обучения. Но какой бы метод или сочетание методов ни применял учитель на уроках русского языка, он должен учитывать психофизические особенности учащихся, наличие для них учебного материала, а также наличие наглядных и технических средств обучения. Весь имеющийся в распоряжении учителя арсенал должен быть направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, их воспитание и развитие, а также на максимальное ослабление и преодоление дефектов мышления и эмоциональной и волевой активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Учитель должен овладевать методическими навыками, постоянно повышать эффективность процесса обучения русскому языку. Выбор методики определяется содержанием учебного материала и учебных пособий.
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К. Аксенова. – М.: Владос, 2004. – 316 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: изд. Акад. пед. наук РСФСР, 2006. – 630 с.
4. Гладкая, В.В. Содержание и методика развития познавательной деятельности младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая. – Минск: БГПУ, 2010. – 80 с.
5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
6. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф. Гнездилов. – М.: УЧПЕДГИЗ, 2004. – 189 с.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование связной речи у детей–олигофренов / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1970. – 353 с.
8. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Збарамная. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с.
9. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого–социальный институт, 2001. – 432 с.
10. Змушко, А.М. Теоретические основы технологии коммуникативного обучения языку в специальной школе / А.М. Змушко // Современные педагогические технологии в специальном образовании. – Минск: Народная Асвета, 2005. – 109-128 с.
11. Кочаровская, З.Д. Краткий пересказ в начальных классах / З.Д. Кочровская // Начальная школа. – 2001. – №5. – С. 20-23.
12. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу: сб. науч. трудов / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2009. – 143 с.
13. Луцкина, P.M. Развитие устной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения / Р.М. Луцкина. – Алма–Ата : Мектеп, 2004. – 55 с.
14. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2005. – 176 с.
15. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
16. Методика развития речи на уроках русского языка во вспомогательной школе: методические рекомендации / Авт.–сост.: Л.Г. Аленкуц. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. – 47 с.
17. Методика развития связной речи в начальной школе : пособие для учителя / Под ред. Р. Т. Гребенкина. – СПб.: ЛОИУУ, 1995. – 108 с.
18. Озолайте, В.А. Работа над пересказом прочитанного текста в младших классах вспомогательной школы : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / В.А. Озолайте. – М., 2005. – 119 с.
19. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
20. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В.Г. Петрова. – М.: Педагогика, 2007. – 200 с.
21. Программы вспомогательной школы с русским языком обучения первого отделения I–V классы: русский язык. – М.: НИО, 2007. – 193 с.
22. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
23. Свиридович, И.А. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе / И.А. Свиридович, Минск: БГПУ, 2005. – 120 с.
24. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. для педагога–дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 184 с.
25. Эльконин, Э.В. Исследование устной речи учащихся первых классов вспомогательной школы / Э.В. Эльконин. – М.: ИНТОР, 1984. – 112 с.