ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.2 ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.3 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД И СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ТРУДЕ
2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире, в период новых технологий и стремительного развития, на передний план выходит идея саморазвития личности и готовности к самостоятельной деятельности. Одной из центральных задач современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, воспитание интеллектуально развитых детей. В настоящее время необходимо уделять пристальное внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам когнитивного поиска. Дети дошкольного возраста с более развитым интеллектом более уверены в своих способностях, легче адаптируются к новой среде и лучше подготовлены к школьному образованию. А это значит, что в будущем они будут успешными и востребованными обществом.
Если образовательный процесс и предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении организованы с учетом выявления и развития интеллектуальных способностей детей в условиях индивидуальной траектории развития, то обеспечиваются возможности для творческой деятельности и самореализации личности. Они способствуют активному участию родителей в совместной деятельности с ребенком в семейной среде, то будут достигнуты высокие результаты в интеллектуальном развитии детей, их успешной адаптации и обучения в школе.
Особое место в интеллектуальном, как и всестороннем развитии ребенка занимает дидактическая игра, т.к. в период дошкольного возраста это ведущий вид деятельности детей. Исследованием проблемы влияния игровой деятельности на разносторонне развитие ребенка занималось большое количество педагогов: Е.И. Тихеева, О.В. Морозова, Н.Л. Рожкова, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайлова, А.А. Вербицкий, Н.К. Крупская, Д.Б. Эльконин. А вот проблема, каким образом дидактическая игра влияет на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста, является на современном этапе не достаточно изученной. Это и определило актуальность выбранной темы работы.
Объект исследования – интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
Цель работы – провести исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
ГЛАВА 1. ТЕОЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Каждый ребенок любопытен и ненасытен в познании окружающего его мира. В дошкольном возрасте происходит быстрое накопление знаний, совершенствование когнитивных процессов, формирование речи. Дети дошкольного возраста с развитым интеллектом быстро осваивают и запоминают новый материал, более уверены в собственных способностях и, как показывает практика, имеют большее желание к обучению [3, с. 143].
Существует вечный спор о том, что такое интеллектуальное развитие. Некоторые психологи утверждают, что это набор определенных знаний и навыков, другие считают, что это способность усваивать информацию и использовать ее при необходимости. В одном все согласны: интеллектуальное развитие ребенка зависит от его окружения. Это означает, что на него оказывают влияние многие факторы, которые в некоторых случаях замедляют развитие, а в некоторых случаях, наоборот, значительно ускоряют его.
Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, проходит в несколько этапов. В конце первого – начале второго года обучения, пока ребенок еще не освоил активную речь, ему свойственно визуально эффективное мышление. В этом возрасте он визуально и активно осваивает окружающую действительность с помощью тактильного изучения предметов [11, с. 78]. Главные люди, которые помогут ребенку познакомиться с объектами и способами их использования – это родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка о мире.
Дети дошкольного возраста в возрасте 4-6 лет уже с визуально образованным мышлением. То есть дети дошкольного возраста думают визуально и пока не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает основу для следующего.
Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая и доброжелательная атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно реагируют на просьбу, помогут с дружескими советами и поступками, создадут благоприятные условия для развития. Успокоившись, уверенный в своей значимости в этом мире, ребенок с большим интересом изучит все, что его окружает, и тем самым гармонично развивается [21, с. 25]. Интеллект ребенка – это специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, предоставляющая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего его мира. Но знания мира вокруг детей дошкольного возраста, в отличие от школьников, ориентированы не на учебную деятельность – они осуществляются в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, на работе, на различных видах производственной деятельности.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о труде
Целью данной курсовой работы является провести исследование интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр. Данное экспериментальное исследование осуществлялось в несколько этапов:
1. Констатирующий этап – на данном этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых различных профессий.
2. Формирующий этап – на данном этапе исследования были предложены рекомендации по использованию дидактических игр в процессе интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
3. Контрольный этап – проведение повторной диагностики уровня сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых для установления эффективности предложенных рекомендаций и мероприятий.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №27 города Баранович».
Выборка: в исследовании приняли участие 13 детей старшего дошкольного возраста (в возрасте 5-6 лет).
Список детей, которые принимали участие в данной исследовании, представлен в Приложении А.
Цель данного этапа работы: выявить уровень сформированности знаний о трудовом процессе у детей 5-6 лет.
Задачи:
Определение диагностической методики для анализа уровня знаний детей.
Проведение диагностики.
Оформление полученных результатов и их обсуждение.
Для определения уровня сформированности знаний детей была разработана методика диагностирования, в основу которой легли рекомендации Урунтаевой. Наша диагностика имеет:
Цель исследования: Изучение представлений о труде взрослых.
Методики исследования: С детьми проводят индивидуальную беседу:
1. «Какие ты знаешь профессии?»
2. «Зачем люди трудятся?»
После этого вопросы задают по отдельно выбранным детьми или воспитателем профессиям. Учитывается тот факт, что с трудовым процессом некоторых профессий дети знакомы хорошо, так как неоднократно наблюдали за деятельностью этих людей, тогда как информация о других профессиях поступала как избыточная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеллект ребенка – это специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, предоставляющая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего его мира. Умственное развитие – это целенаправленное влияние взрослых на развитие активной мыслительной активности детей. Она включает в себя передачу имеющихся знаний о мире, их систематизацию, формирование когнитивных интересов, интеллектуальных навыков и способностей, развитие когнитивных способностей. Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, проходит в несколько этапов. Используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, вы можете вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития детей дошкольного также должен контролироваться родителями ребенка. Ведь только в семье ребенок получает такое важное одобрение, поддержку и уход со стороны родителей.
Игра представляет собой именно тот вектор движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политике государства и новым государственным стандартам. Игра – наиболее подходящая форма организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного воспитания. Игра является эффективным средством для ознакомления детей дошкольного возраста и позволяет развивать у детей все психические процессы.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает концентрацию внимания и обеспечивает лучшее понимание материала программы. Игра особенно эффективна в организации образовательных мероприятий для формирования целостной картины мира. В дидактической игре образовательные, когнитивные задачи взаимосвязаны с игровыми задачами, поэтому систематически усложняя материал с учетом требований программы, педагог через дидактические игры информирует доступные знания, формирует необходимые навыки, улучшает умственные процессы детей дошкольного возраста.
Собственный опыт работы по формированию системных знаний о труде взрослых, наблюдения за детьми показывают, что у детей старшего дошкольного возраста существуют трудности в восприятии трудового процесса, в выделении взаимосвязей между компонентами труда. Причина в том, что трудовой процесс текуч. Используемый в работе метод дидактического показа трудового процесса позволяет наглядно подчёркивать взаимосвязи компонентов. Но большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения детей через дидактический показ. Например, труд на стройке, на ферме, на кондитерской фабрике и др., а также труд родителей воспитанников.
1. Абраменкова, В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком / В.В. Абраменкова. – Москва: Лепта Книга, 2008. – 94 с.
2. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 342 с.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007. – 204 с.
4. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников / В. Бачурина. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
6. Васильева, О.К. Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста / О.К. Васильева, С.В. Кондратюк; М-во образования Респ. Беларусь, Баранович. гос. ун-т. – Барановичи: БарГУ, 2018. – 188 с.
7. Венгер, Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 2006. – 165 с.
8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М., 2006. – 426 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 315 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 187 с.
11. Давидчук, А.Н. Обучение и игра / А.Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – РАН. – М.: МГУ, 2003. – 106 с.
13. Дьяченко, О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2007. – №4. – С.138-142.
14. Ермакова, Е.С. Развитие гибкости мышления детей: дошкольный и младший школьный возраст / Е.С. Ермакова, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
15. Каменская, В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка / В.Г. Каменская // Мозг, психика, поведение. – СПб: Питер, 2001. – 223 с.
16. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 451 с.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
18. Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова. – Ростов н/Дону, 2002. – 256 с.
19. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников / Е.Е. Кравцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 264 с.
20. Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» / В. Миленко // Дошкольное воспитание. – 2006. – №11. – С.121-125.
21. Михайлова, Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб.: ЛИПКТК, 2001. – 36 с.
22. Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы) / сост.: З.А. Михайлова, А.С. Каменная, О.Б. Васильева. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
23. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с.
24. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. – №2. – С. 55-69.
25. Субботина, Л.Ю. Игры, развивающие мышление / Л.Ю. Субботина. – Ярославль, 2001. – С. 39-80.
26. Хусанова, М.А. Современные методы обучения и их преимущество в преподавании / М.А. Суханова // European research: innovation in science, education and technology. – London: Problems of science, 2018. – С. 129-131.
27. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.