ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИИОННЫХ ТЕХНИК
1.1 Развитие творчества у детей дошкольного возраста
1.2 Нетрадиционные техники рисования в руководстве рисованием в дошкольном возрасте
1.3 Методические особенности развития творчества детей дошкольного возраста на занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИИОННЫХ ТЕХНИК
1.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
1.2 Система работы по развитию творчества детей дошкольного возраста на занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник
1.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обновление общества непосредственно зависит от творческой активности личности, ее самостоятельности, инициативности, способности управлять своей жизнью, в связи с этим, проблемы человека, его саморазвития становятся все более актуальным. В соответствии с общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности специалиста. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее [1, с.43].
Актуальность исследования заключается в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Практический аспект развития творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку меняются точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и, соответственно, должна изменяться технология работы педагогов.
Целью исследования является определенные системы работы по обучению дошкольников рисованию с помощью нетрадиционных методов.
Для реализации поставленной цели исследования предполагалось решение следующих задач:
– изучение научной литературы по проблеме детского изобразительного творчества;
– изучение роли изобразительного творчества в становлении ребенка как личности;
– использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИИОННЫХ ТЕХНИК
1.1 Развитие творчества у детей дошкольного возраста
С самого начала важно у детей воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию настойчивости, трудоспособности, усидчивости при достижении результата. Такой интерес изначально является непроизвольным и направлен на процесс самого действия. Воспитатель осуществляет постепенно задачу развития интереса к результату и продукту деятельности. Таким продуктом является рисунок, который сам по себе нагляден и влечете к себе ребенка, приковывая его внимание.
Рисование красками, нанесение на бумагу мазков внимание ребенка привлекает еще в преддошкольном возрасте. Дети полутора лет уже занимаются этим с охотой, но такие занятия изначально носят характер забавы, игры с карандашом. Рисование в младшем дошкольном возрасте становится отражением воображения [2, c.26].
Ребенок при рисовании красками имеет возможность передавать более целостно форму предмета и его цвет. Линейный рисунок карандашом дает возможность передавать более точно детали и части предмета. В таком процессе имеет большое значение зрительный контроль за движением рисующей рукой, за линией, которая образует контур предмета. Рисование цветным материалом дает возможность передать окраску предмета. При рисовании узоров дети украшают полосы, круги, квадраты, а также игрушки, сделанные ими из бумаги или из глины.
Рисование в детском саду направленно на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИИОННЫХ ТЕХНИК
1.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
В этой главе мы рассматриваем содержание эмпирического исследования, которое направлено на определение педагогических условий развития творчества, диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в условиях конкретного дошкольного учреждения образования.
Исследование проходило на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 2 г.Дятлово». работа в три этапа:
1. Констатирующий этап. Цель этапа состояла в том, чтобы изучить условия, созданные в ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 2 г.Дятлово» для развития художественно-творческих способностей, а также определения уровня развития их у детей.
2. Формирующий этап. Цель заключается в разработке и внедрении серии занятий с применением нетрадиционных техник.
3. Контрольный этап. Цель заключается в том, чтобы провести изучение художественно-творческих способностей после проводимых занятий, а также сравнить их с показателями на констатирующем этапе.
В процессе первого этапа была проведена исследовательская работа с детьми группы №1, в которой находилось 26 ребенка. Из них была сформулирована экспериментальная группа из 17 детей, среди которых 10 девочек и 7 мальчика (приложение 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском саду / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
2. Белошистая, А. В. Волшебные краски. 3 – 5 лет / А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. // Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
3. Давыдова, Г.В. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.В. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2014. – 128 с.
4. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству / Н.В. Дубровская. – СПб.: «Детство Пресс», 2004. – 128 с.
5. Сахарова, О. М. Я рисую пальчиками / О.М. Сахарова. – Издательский дом «Литера», 2008. – 32 с.
6. Никитина, А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей» / А.В.Никитина. – СПб.: КАРО, 2010 – 123 с.
7. Швайко, Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011 – 230 с.
8. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – Москва: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006. – 255с. 2.
9. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – Москва: Просвещение, 1985. – 255 с.
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009 – 45 с.
11. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа / И.А.Лысова.- Москва.2009 – 57 с.
12. Колдина, Д.Н «Рисование с детьми 4-5 лет» / Д.Н.Колдина -М.: Мозаика- Синтез, 2009 – 86 с.
13. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В.Шайдурова – М.: ТЦ Сфера, 2009 – 97 с.
14. Погодина, С.М. Художественные техники – классические и неклассические // Дошкольное воспитание. 2009 – 157 с.
15. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А./ М.-Э.Колль – Мн: ООО «Попурри», 2015 – 98 с.
16. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2015. – 225 с.
17. Калинина, Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес / Т.В.Калинина - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009 – 113 с.