ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
3.1. Цели и задачи процесса формирования коммуникативных функций речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
3.2 Структура и содержание комплекса занятий, направленных на формирование коммуникативных функций дошкольников с ТНР
3.3 Эффективность коррекционной работы по формированию коммуникативных функций речи дошкольников с ТНР
Вывод по главе 3
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
3.1. Цели и задачи процесса формирования коммуникативных функций речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Проведенное экспериментальное исследование по изучению особенностей формирования коммуникативных функций речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, анализ психолого-педагогической литературы определили основные особенности, которые присущи дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи при формировании коммуникативных функций речи и обосновало необходимость коррекционно-развивающей работы.
Обучающий эксперимент по формированию коммуникативных функций речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи был организован на базе ГУО «Детский сад №2» г. Свислочь.
Цель проведения формирующего эксперимента: формировать у дошкольников коммуникативные функции речи.
Цель можно конкретизировать следующими задачами:
– формировать монологическую речь;
– формировать диалогическую речь;
– формировать словарный запас.
Для проведения формирующего эксперимента были выбраны те же дети, что и для проведения констатирующего этапа исследования.
3.2 Структура и содержание комплекса занятий, направленных на формирование коммуникативных функций дошкольников с ТНР
Рассматривая процесс обучения как формирование новых действий и соответствующих им чувственных образов и понятий, общий ход которого состоит из двух стадий: стадии предварительного усвоения системы ориентиров и стадии активных действий на основе усвоенных ориентиров, был составлен план коррекционной работы. Данный план основывался на исследованиях В. К. Воробьевой, которая выделяет в системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:
I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.
III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
На каждом из этих этапов может применяться прием моделирования.
1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М. : ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
2. Дроздова, Н. В. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-методич. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. - 3-е изд. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
3. Нестерович, А.В. Методическое пособие по использованию метода наглядного моделирования в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.В. Нестерович. – Николаевск-на-Амуре, 2015. – 28 с.