Рассматривая личность ребенка дошкольного возраста в педагогике говорят о «периоде первоначального фактического склада», т.е., именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.
Актуальность исследования обусловлена различием в формировании жизненных стремлений и жизненного опыта у детей с нормой в развитии и с общим недоразвитием речи (далее – ОНР). Дети дошкольного возраста с нормальным развитием стараются постоянно расширять круг эмоций, усложняются формы общения детей, что способствует формированию жизненного опыта и «первичных жизненных приоритетов». У дошкольников с речевыми нарушениями, в частности с ОНР, механизм жизненного опыта характеризуется несоответствием эмоционального предвосхищения и полученных результатов в определенном виде деятельности. Если ребенок с нормальным речевым развитием, прежде, чем приступить к какому-то действию, формирует достаточно четкий эмоциональный образ, то у ребенка с ОНР становление данного образа практически не происходит, поскольку нарушения в речевом развитии не дают возможности его сформулировать. В таком случае может возникнуть такое эмоциональное состояние, способное тормозить установку жизненных стремлений, т.е. сам ребенок не будет знать, что ему интересно и на что он способен.
Поскольку анализ жизненных стремлений способствует выявлению компонентов жизненного сценария и определяет развитие и построение личности, можно считать целесообразным изучение жизненных стремлений начиная с дошкольного возраста.
Методологической основой исследования стали работы в области:
- психологии жизненных стремлений (Р. Вудвортс, Т.О. Гордеева, О.Е. Дергачева, Э. Деси и Р. Райан, Д.А. Леонтьев, Р. Уайт, Э. Фромм, В.И. Чирков и др.);
- изучения личности детей дошкольного возраста (Н.Л. Белопольская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, В.И. Логинова, Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина и др.);
- анализа речевых нарушений (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.);
- психодиагностики нарушений развития в дошкольном возрасте (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.)
Несмотря на то, что проблема формирования жизненных стремлений является достаточно освещенной в теории и практике психологии и педагогики, исследований, направленных на изучение этого аспекта у детей дошкольного возраста, в том числе и с ОНР, практически нет, чем и обусловлена новизна настоящего исследования в рамках курсовой работы.
Объект исследования: жизненные стремления.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ СТРЕМЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ И С ОНР
1.1 Жизненные стремления как личностный конструкт
История развития представлений о человеке отводит одно из приоритетных мест взглядам на человека как на личность, рассматривая его в качестве субъекта активности. Поведение человека, его действия и намерения определяли ход развития не только его собственной жизни, но и всей истории. Жизнь каждого отдельного человека представляет собой элемент общей структуры жизни социума. Анализ целей, стремлений людей помогает найти ответы на общественные вопросы, способствуя более глубокому, системному, синтетическому рассмотрению личности человека.
Проблема жизненных стремлений (life aspirations) и методика их определения были разработаны английскими психологами Э. Деси и Р. Райаном в теории самодетерминации (Self-Determination Theory). Теория Э. Деси и Р. Райана является одной из наиболее и цитируемых на поскольку она раскрывает проявления активности субъекта. самодетерминации трактуется как макротеория человеческой связанная с и функционированием в социальных Понятие самодетерминации философично и поддается анализу, тем более что стало из причин его психологической только с 1940-х гг., работе Э. Фромма «Бегство свободы», который свободу как выбора. С г.г. самодетерминации заниматься академическая на Западе. сегодняшний день изучению психологических самодетерминации интерес отечественных среди которых А. Леонтьев, И. Чирков др.
Теорию самодетерминации называют макротеорией поскольку она в себя «подтеорий»:
- когнитивной оценки автономии),
- теорию интринсивной (процесс интернализации внешней, экстринсивной мотивации),
- базовых потребностей потребностей в самодетерминации компетентности и отношениях другими людьми),
- ориентаций причинной связи различия в тенденциях к независимому поведению к ориентации на среду способами, которые их самодетерминацию) [1; 24].
Самодетерминацию (или автономию) Э. Деси и Р. Райан определяют, как и реализацию выбора человеком поведения и
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ СТРЕМЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОНР
2.1 методы, методики исследования
эмпирического исследования: выявить особенности формирования жизненных стремлений детей дошкольного возраста с ОНР в сравнении с данными показателями у детей с нормой речевого развития.
задачи исследования:
– разработать диагностический материал для изучения особенностей жизненных стремлений детей дошкольного возраста;
– провести диагностику компонентов жизненных стремлений детей дошкольного возраста с нормой в речевом развитии и с ОНР;
– разаработать и представить модель формирования компонентов жизненных стремлений у детей дошкольного возраста с ОНР;
– проанализировать эффективность разработанной модели.
исследования: создание специальной модели разностороннего развития личности в условиях УДО будет способствовать эффективному формированию жизненных стремлений детей дошкольного возраста с ОНР.
ходе исследования использованы следующие методы: беседа, наблюдение, анкетирование, модифицированный тест О.А. Ореховой «Домики» и методика «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова)».
Статистичексая обработка данных исследования проводилась с помощью программы Microsoft Excel 2010.
Итак, рассмотрим каждый из методов более подробно.
1. Эмпирическое наблюдение.
Наблюдение за детьми в ходе их деятельности в течение нескольких дней позволило нам создать определенную картину восприятия взаимодействия каждого ребенка с компонентами социальной среды.
Структура наблюдения изложена в протоколе в Приложении 1.
В протокол были включены только те компоненты, которые помогли судить о «жизненных стремлениях» и ориентирах дошкольников.
2. Анкетирование для родителей.
Вопросы для анктетирования родителей «Интересы и стремления моего ребенка» разарабатывались на основании проведенного наблюдения. Опросник состоял из 10 вопросов, позволяющих выявить не только сами интересы детей, но и участие родителей в формировании «жизненных стремлений» ребенка. Опросник представлен в Приложении 2.
3. Беседа с воспитателем.
3 МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕМЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ВОЗРАСТА С В УСЛОВИЯХ УДО
3 Анализ и зарубежных по проблеме жизненных стремлений дошкольников
В основу разработки модели формирования жизненных стремлений детей дошкольного возраста с ОНР легли иследования, проведенные в различные периоды и освещающие данный аспект.
Понятие «жизненные стремления», применительно к психологии детей дошкольного возраста, взаимосвязано с целым комплексом психологических характеристик его личности.
Так, например, С.Л. Рубенштейн отмечает, что личностные свойства, включая в себя особенности восприятия, памяти и мыслительных процессо, отражаются на самооценке, мотивации и социально статусе дошкольника, а, соотвественно, формируют жизненный сценарий [33].
Ряд ученых (И.Б. Котова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) считают, что формирование личности детей дошкольного возраста и их «жизненных стремлений» происходит в процессе взаимодействия со взрослым в ходе общения и совеместной деятельности.
Л.С. Выготский в своих работах указывает на то, что именно новообразования в дошкольном возрасте проецируют будущее ребенка, его возможности, предпочтения и дальнейшее индивидуальное развитие [10].
Большая часть зарубежных и российских исследований по проблеме «жизненных стремлений» и «жизненных сценариев» посвящено выявлению условий и факторов, обусловливающих их формирование (М. Гулдинг и Р. Гулдинг, М. Джеймс, В. Джойнс, Я. Стюарт, А.Б. Добрович, М.Е. литвак, В.А. Петровский и др.).
Некоторые исследования (Л.С. Выготский и В.В. Зеньковский, А.Адлер, Э. Фромм, З. Фрэйд, К. Юнг) считали, что в основе индивидуального поведения детей лежат стремления и инстинктивные импульсы, которые часто не осознаются ребенком.
А.В. Запорожец и Я.З. Неверович в своих работах показали, что на протяжении всей жизни поведение детей руководствуется эмоциями, сопереживаниями и стремлениями к коммуникации [17].
По А. Маслоу, базовые стремления детей являются отражением их внутреннего мира, в котором систематизируется и обобщается состояние изнаальных природных потребностей.
Р. Берне, К. Блага, М. Шебек и др. утверждает, что жизненные стремления дошкольников и их поведение не связаны с их Я-концепцией, поскольку личность ребенка формируется в различных социальных условиях.
Анализ литературы и других источников по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
Жизненные стремления – личностная характеристика, которая в современной отечественной психологии находится на этапе становления и встраивания в представления о психологическом функционировании человека.
На формирование «жизненных стремлений» детей дошкольного возраста оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы: генетическая предрасположенность, возрастные новообразования, способность к личностной и нравственной саморегуляции, структура мотивов и социальная ситуация.
Для детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием характерны следующие особенности формирования «жизненных стремлений»: система собственного мировоззрения, выработка норм поведения и подчинение общественным нормам, преобладание мотивов над произвольностью поведения, формирование личного самосознания.
Для детей дошкольного возраста с ОНР характерны следующие ососбенности формирования «жизненных стремлений», отличных от ориентаций детей с нормальным речевым развитием: заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности, агрессивности разной степени выраженности; многообразие возрастных и специфических страхов в связи с клиническими проявлениями нарушения, а также особыми социально-психологическими условиями воспитания.
Для изучения «жизненных стремлений» детей с ОНР, мы провели исследование, в котором приняли участие 28 детей в возрасте 6-7 лет. Из них: 14 детей с ОНР и 14 – с нормальным речевым развитием.
По результатам первичного исследования «жизненых стремлений» и целей детей старшего дошкольного возраста, мы можем сделать следующие выводы:
– По данным наблюдения дети с ОНР показывают значительное снижение интереса к деятельности, низкий уровень коммуникации и нежелание быть полезным. Тогда как дети с нормальным речевым развитием проявляют стремление к выражению творческих способностей, комментируют деятельность и стараются помогать сверстникам.
– Родители, воспитывающие детей с ОНР стараются ограждать детей от сложных видов деятельности и зачастую не включают их в общие семейные дела, что снижает уровень самостоятельности и мешает формированию «жизненных стремлений» детей.
– Воспитатели, в сою очередь, проводят значительную работу по формированию познавательного интереса у детей, что немаловажно для эффективного формирования «жизненных стремлений».
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. труды: в 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С. 103 – 127.
3. Белоусова, Е.С., Корытова, Г.С. Сила базовых стремлений личности и их реализация в социокультурном пространстве образовательного учреждения / Е.С. Белоусова и др. // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin) – 2014 – №1(142) – С. 105-110.
4. Безрукова, В.С. Социальная ориентация старшего дошкольника: условия и результат формирования / В.С. Безрукова // Интеграция образования – 2010 – №2 – С. 61-67.
5. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Известия АПТ РСФСР. – 1951. – Вып. 36
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Воронеж: Модэк, 2003. – 464 с.
7. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
8. Волков Б.С. Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы.– 4-е изд. – М.:Проспект.– 2009. – 240 с.
9. Воспитатели и дети: источники роста / А.Д. Грибанова, В.К. Калиненко, Л.М. Кларина и др. – М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. – 152 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 1984. – Т. 4. – 624 с.
11. Гармаева, Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника / Т.В. Гармаева // Психолог в детском саду. – 2004. – № 2. – С. 103 – 111.
12. Грушева, О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте / О.А. Грушева // Наука и современность. – 2015. – № 37. – С. 151 – 155.
13. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. –184 с.
14. Дубынина Т.Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(49) – Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf – Дата доступа: 20.09.2017
15. Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие / Т.В. Зайцева –2002. – 350 с.
16. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник – 1999. – 198 с.
17. Запорожец, А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовка к школе старших дошкольников / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1974. – №.4. – С. 114 – 115.
18. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1683.html. – Дата доступа: 24.09.2017.
19. Калягин, В.А. Логопсихология / В.А. Калягин – М., 2006. – 320 с.
20. Козловская, Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи / Г.Ю. Козловская – М., 2009. – 312 с.
21. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 1999. – 338 с.
22. Колягина, В.Г. Психологическое изучение страхов у дошкольников с речевыми нарушениями / В.Г. Колягина – М., 2011. – 297 с.
23. Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа: проблемы преемственности / Н.Я. Кушнир. – Минск: Полымя, 2000. – 152 с.
24. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев – М.: «Мысль», 1993 – 230 с.
25. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2007. – 294 с.
26. Масленникова, У.Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У.Н. Масленникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, октябрь 2011 г.). – Новосибирск, 2012. – С. 123 – 126.
27. Михайлова, М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / М.В. Михайлова. – СПб., 2002. – 19 с.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
29. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Нижегородцева. – Москва, 2001. – 18 с.
30. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монографи / О.А. Орехова – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 176 с.
31. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский – Монография, 1996. – 272 с.
32. Рослякова, Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника / Н.И. Рослякова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 66. – С. 314 – 315.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 520 с.
34. Салмина, Н.Г. Учимся думать. Что за чем следует? Пособие для детей старшего дошкольного возраста / Н.Г .Салмина. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 450 с.
35. Суверова, Э.И. Самооценка в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm. – Дата доступа: 24.09.2017.
36. Уварова, Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор их адаптации к школе: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.07 / Л.Н. Уварова. – Самара, 2000. – 16 с.
37. Чернявская, В.С. Гендерные различия самооценки дошкольников / В.С. Чернявская // Концепт. – 2015. – № 7. – С. 1 – 7.
38. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов. учеб. пособие. – М., 2001. – 326 с.
39. Фризен, А.В. Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Фризен // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 52. – С. 99 – 100.
40. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин – М.: «Академия», 2007 – 384 с.