ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 ПОНЯТИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
1.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОНАХ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мир наш очень изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих человечеству. Знают, что вредоносное воздействие на природу – результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Для того чтобы переосмыслить ценности, по которым мы живем, и осознать формы взаимодействия на окружающий мир природы, необходимо изменить экологическое сознание и поведение людей. Все это, удается осуществить только при условии наличия у каждого человека достаточного уровня экологического сознания.
Без знаний закономерностей сезонного развития природы не могут обойтись многие отрасли, да и сам человек. Фенология, как наука о сезонном развитии природы приобретает с каждым годом все большее значение. Детям так же необходимы данные знания. Они позволят приобрести ребятам основу для рационального познания природы, знания, необходимые для заботы об окружающем, для разностороннего развития личности.
Первыми исследователями фенологических наблюдений, в экологическом образования детей дошкольного возраста, были З. Д. Сизенко – Казанец, А. Ф. Мазурина, М. В. Лучич и др. и долгое время их методические пособия и рекомендации были большой помощью для педагогов дошкольных организаций. В дальнейшем разработкой исследований в этой области занимались советские педагоги дошкольного воспитания в публикациях, методических изданиях (О. Иогансон, Р. М. Басс, А. А Быстров, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. Геннингс, Е. И. Волкова и др.); не одно поколение педагогов училось по учебному пособию Софьи Алексеевны Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов (М. В. Лучич, С. А. Веретенникова, З. Д. Сизенко, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, А. Ф. Мазурина и др.), центром внимания которых было формирование наблюдения как основного метода знакомства воспитанников с окружающей природой.
Цель исследования – выявить особенности формирования представлений у детей дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе в процессе чтения художественной литературы.
Объект исследования – процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой.
Предмет исследования – формирование представлений у детей дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе в процессе чтения художественной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Понятие формирования природоведческих представлений у детей дошкольного возраста
Проблема формирования и развития понятий, как в теории методики, так и в практике обучения, – одна из наиболее актуальных и сложных. Между тем она позволяет решать важный вопрос методики – взаимоотношение между содержанием и методом. Не случайно на протяжении истории развития начального естественнонаучного образования эта проблема привлекла к себе внимание многих ученых. Среди них – педагоги и методисты К.Д. Ушинский, К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Н.М. Верзилин и др. Не обошли эту проблему и психологи – Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.
Понятие – категория, которая рассматривается философией, логикой, психологией, педагогикой. Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение этой категории: «Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии, мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам» [16]. В педагогике понятие – это «форма объединенного и научного мышления, результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков» [20]. Философия, логика, психология формулируют определения понятия иначе, но все они сходятся в том, что понятие – это обобщенные знания, отражающие существенные свойства предметов и явлений.
Всякое понятие имеет такие характеристики, как содержание, объем и динамичность.
По содержанию природоведческие понятия подразделяются (классифицируются) на:
геологические: горные породы, полезные ископаемые, добыча полезных ископаемых и др.
физические: тело, вещество, явление, свойства воды и др.
географические: погода, поверхность, территория, гора, холм, масштаб, план, океан, материк и др.
биологические: растение, корень, стебель, лист, цветок, дыхание, питание и др.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Описание выборки и организация исследования
В практической части мы провели констатирующий эксперимент. Эксперимент проводился на базе учреждения дошкольного образования-школы №68 «Атиква» г. Гомеля. В исследовании приняли участие 23 человека, в возрасте 4-5 лет. Список детей представлен в Приложении А.
Детям среднего дошкольного возраста трудно самостоятельно выбрать объекты, состояние которых может характеризовать погоду или сезонные изменения природы, поэтому необходимо научить их замечать:
- изменения в неживой природе – их характеризуют температура воздуха (тепло, холодно, прохладно, жарко); наличие или отсутствие облаков, осадков, ветра; долгота дня; состояние почвы (сухая, мокрая, скользкая, липкая, мягкая);
- изменения в живой природе (в жизни растений и в жизни животных);
- сезонные изменения в труде и жизни людей (посадка растений, сбор урожая, встреча календарных праздников, изменения в одежде).
Это позволит формировать у детей представления об окружающей природе и привьет навыки сравнения результатов наблюдений за одним и тем же объектом.
В работе использовались методики, которые позволяют выявить особенности представления о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста.
При организации обследования мы использовали методику устного опроса с учетом лично-ориентированного подхода:
Так, каждому ребенку предлагалось ответить на вопросы к предложенным картинам на тему «Времена года» (соответственно «Зима в лесу», «Весна в лесу», «Лето в лесу», «Осень в лесу» поочередно (Приложение Б). Обследование проводилось индивидуально с каждым учеником по следующим вопросам:
1. Какое время года изображено на картинке?
2. Нравится ли тебе эта пора года? Почему?
3. Где происходят события?
4. Что происходит на ближнем плане?
5. Что происходит вдалеке?
6. Как можно назвать эту картину?
7. Какие цвета преобладают на рисунке?
8. Как бы ты описал действия, происходящие на картинке?
9. Как меняется дикая природа в данный сезон?
10. Какие занятия у людей в данное время года?
11. Докажите, что сейчас зима, а не лето.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На различных ступенях дошкольного образования в процессе занятий по формированию у воспитанников элементарных экологических представлений проводят ознакомление детей с временами года, с сезонными изменениями в природе, таким образом формируя элементарные фенологические представления. Развитие у детей возможности анализировать, логически размышлять, умение подводить итог и выстраивать умозаключения о свойствах объектов, предметов и явлениях, их взаимосвязях и взаимозависимостях является одной из первостепенных задач и целей любого образовательного учреждения. Одним из самых результативных методов работы при реализации поставленных задач служит непосредственно сам процесс наблюдения за объектами и явлениями природы.
Таким образом, на ступени дошкольного образования в процессе занятий по формированию у воспитанников элементарных экологических представлений проводят ознакомление детей с временами года, с сезонными изменениями в природе, таким образом формируя элементарные фенологические представления.
Начинается систематическое формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы дети имели конкретные знания об отдельных объектах природы: о природных явлениях и их свойствах. Им дают первые знания об отличительных чертах сезона. Младшие воспитанники должны понимать некоторые связи между природными явлениями: дует ветер – деревья качаются, солнце светит – становится теплее. Педагог учит детей воспринимать предметы и явления природы. В этом случае детям предлагается задача наблюдения и планирования. Во время наблюдения воспитатель обучает детей процессу обследования. Очень важно научить детей говорить о результатах наблюдения. Задача воспитателя – сформировать у детей эмоционально позитивное, заботливое отношение к природе (умение радоваться, смотреть на цветок, птицу, солнце) В процессе формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе обнаруживаются признаки неживой природы и животных, моделей движения и звуков. Педагог учит детей первому трудовому мастерству: поливает растения, протирает листья влажной тряпкой, кормит рыб, птиц в уголках природы. Результат этого, а именно: забота о растениях и животных, доставляет радостное удивление детям, первый эстетический опыт.
Формируя представления о сезонных изменениях в природе детей, педагог осознанно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию природы и активному обучению детей навыкам. Эти методы в первую очередь включают наблюдение.
1. Акимов, Ю.А. Знакомим воспитанников с окружающим миром / Ю.А. Акимов. – М. : Сфера, 2010. – 220 с.
2. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание 5-6 лет: практическое пособие для старших воспитателей и педагогов, родителей, гувернеров / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2012. – 160 с.
3. Варивода, В.С. Методика экологического воспитания воспитанников в схемах и таблицах : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.С. Варивода. – Мозырь : Белый Ветер, 2010. – 67 с.
4. Журавский, А.Ю. Фізічная культура і здороўе / А.Ю. Журавский. – Минск, 2011. – №2 – С. 24-28.
5. Закирова, М. Х. Экологическое воспитание в современном детском саду / М. Х. Закирова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф., (Чебоксары: сентябрь 2015 г. ) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6). – С. 64-65.
6. Захлебный, А.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Педагогика. – 2010. – № 9. – С. 38–45.
7. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. – №1. – С. 110-114.
8. Казаручик, Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г. Н. Казаручик. – Минск: 2012. – 71 с.
9. Коледа, Т. Г. Наглядные методы ознакомления с природой и экологического воспитания воспитанников: практ. пособие для студентов пед. специальностей учреждений высш. образования / Т. Г. Коледа. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – 93 с.
10. Крюкова, К. А. Фенологические наблюдения в России : краткая история развития / К. А. Крюкова, А. М. Данченко // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – 2013. – № 377. – с. 192-195.
11. Кумко, В.Д. Педагогика / В.Д. Кумко. – Минск: Веды, 2012. – 287 с.
12. Ладутько, Л.К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от пяти до шести лет): учеб. -метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с беларус. и рус. яз. Обучения/ Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Нац. ин-т образования. 2014. – 255 с.
13. Медведев, В. И., Алдашева, А. А. Экологическое сознание [Текст] / В. И. Медведев. – М. : Логос, 2013. – 384 с.
14. Медетова, Л. С. Роль природы в экологическом воспитании воспитанников / Л. С. Медетова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 52. – С. 25-27.
15. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для пед. вузов С. Н. Николаева. – М. : ACADEMIA, 2012. – 336 с.
16. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания воспитанников / С.Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.- 256 с.
17. Педагогическое исследование: методология, структура, содержание : пособие / А. И. Андарало, В. А. Листратенко, В. В. Чечет. - 4-е изд., испр. и доп. - Минск : БГПУ, 2015. - 92 с.
18. Петрикевич, А.А. Экологическая мозаика: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 39 с.
19. Петрова, А. В. Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у воспитанников / А. В. Петров. – URL https://infourok.ru/diagnosticheskie-metodiki-opredeleniya-urovnya-sformirovannosti-osnov-ekologicheskogo-soznaniya-u-doshkolnikov-2089664.html
20. Пралеска : группа «Почемучки». Хрестоматия : пособие для педагогов учреждений дошк. образования : в 2 ч. / А. И. Саченко, Л. А. Саченко. – Минск: Нац. ин-¬т образования, 2011. – 112 с.
21. Стреха, Е. А. Познаём мир природы : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Стреха. – Минск : Жасскон, 2012. – 66 с.
22. Стреха, Е.А. В мире природы: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей / Е.А. Стреха. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 12 с.
23. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Нар.асвета, 2012. – 165 с.
24. Стреха, Е.А. Познаем мир природы: учеб.нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 160 с.
25. Учебная программа дошкольного образования // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019. –479 с.
26. Шебеко, В.Н. В мире движений [Изоматериал]: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения: 3―5 лет / В. Н. Шебеко. - Минск : Пачатковая школа, 2013.
27. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Дошкольное образование", "Дошкольное образование. Дополнительная специальность" / В. Н. Шебеко. - 3-е изд., исправленное. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 287 с.