ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.2 РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
По своим психологическим характеристикам дошкольный возраст очень благоприятен для начала гражданского патриотического воспитания, т.к. ребенок в этом возрасте отличается эмоциональной отзывчивостью, внушаемостью, искренностью чувств, безграничным доверием к взрослому, подражанием ему, большой впечатлительностью. Приемы и средства воспитания патриотизма могут быть разными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных и общественных явлений и др.). В основе формировании у ребенка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта, ознакомление с предприятиями и учреждениями своего города, с окружающей природой, знакомство с государственной символикой и т.п.
Одним из эффективных средств патриотического воспитания является сюжетно-ролевая игра. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, она помогает сформировать определенные отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни, поскольку игре дошкольников по-своему отражается окружающая действительность. Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому нужно помогать детям расширять тематику игр, развивать их содержание на основе углубления социальных знаний старших дошкольников.
Однако возможности сюжетно-ролевой игры в патриотическом воспитании не используются в полной мере. Зачастую педагоги-воспитатели и родители считают игру неважным и несерьезным занятием. Наблюдения за играми детей показывают, что их темы однообразны, сюжеты бедны и формальны, роли традиционны. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа; дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов. Поэтому использование сюжетно-ролевой игры как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является актуальным. Актуальность данной темы заключается в потребности воспитания у детей понятий о принадлежности к гендерной, семейной, гражданской общности, патриотических чувств, осознания принадлежности к собственной семье и к коллективу детей и взрослых; к мировому сообществу.
Современные подходы к проблеме патриотического воспитания отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: Е.Ю. Александровой, Л.А. Кондрыкинской, С.Е. Матушкина, Н.В. Адаевой и др. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Термин «патриотизм» происходит от греческих patriots - соотечественник, patris - родина, отечество и определяется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [29, с. 553].
Как отмечает Н.В. Адаева, в современной науке данный термин понимается по-разному, в зависимости от того, какие аспекты исследуются: политология раскрывает патриотизм как политический принцип и политическую ценность (Т.В. Беспалова, А.А. Герасимова, В.А. Коробанов и др.); философия и социология рассматривают его как социальное, духовное, культурное явление, глубокое нравственное чувство (В.Г. Валуев, С.И. Иванова, Ю.П. Сентюрин, Г.А. Тихомиров и др.); теология – как важнейший компонент духовного развития личности на основе глубокого религиозного содержания (архиепископ Львовский и Галицкий Августин, Н.А. Гаголин, игумен Филарет и др.); психология – как системно‐функциональное свойство личности (М.Н. Борисова, Н.А. Левина, А.В. Потемкин и другие исследователи). В педагогической науке патриотизм определяют как нравственное качество личности (Н.И. Болдырев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.), комплекс взаимосвязан и взаимодействующих качеств личности, или системное качество, составляющее духовно‐нравственную основу личности, (Л.Д. Столяренко, Е.А. Есина, И.П. Финский); интегральное комплексное качество (А. В. Дудко, С.В. Матвеева).
Патриотизм – это системное качество личности, заключающее в себе любовь к отечеству, представляющее собой единство патриотического мировоззрения, патриотической направленности личности и патриотического поведения, реализуемого в совокупности многообразных деятельностей на благо отечества [23].
Для выявления сущности патриотизма необходимо исследовать внешние формы его существования – явления и внутреннюю структуру.
Н.В. Адаева выделяет сущность патриотизма как «духовно‐нравственное, политическое, социально‐гуманистическое и национальное его проявление» [1, с. 131]. Духовно-нравственная сущность патриотизма проявляется в многообразии возвышенных чувств к Родине, в нравственном и духовном возрождении общества и совершенствовании каждого человека. Политическая сущность патриотизма проявляется в реальных делах граждан, способствующих консолидации, стабилизации и интеграции, сохранению и укреплению политической власти. Социально-гуманистическая сущность патриотизма проявляется через потребности, стремления, мотивы, направленные на удовлетворение интересов личности, народа, общества, любовь к человечеству, уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей. Национальная сущность патриотизма проявляется через призму национальных обычаев, традиций, культуры, доминирования ценностно‐смысловых установок, особенностей национального характера. Внутренняя сущность патриотизма, представлена как единство устойчивых взаимосвязей между её элементами.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Состояние проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в практике работы учреждения дошкольного образования
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли - сад №5 города Жлобина».
Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:
– методика «Я – патриот»;
– методика «Мое отношение к моему городу».
Методика №1 «Я - патриот»
Цель: выявить уровень проявления интереса детей старшего дошкольного возраста к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» детьми старшего дошкольного возраста.
Методика состоит из 20 вопросов (Приложение 1), половина из них - на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина - на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» – 2 балла;
«не уверен» – 1 балл;
«нет» – 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 40.
По результатам вычисляется сумма баллов за ответы каждого участника. Затем результат переводится в процентные соотношения, которые по этим критериям определяют уровень патриотического воспитания детей:
56-100% – высокий уровень: показывает высокое чувство привязанности и уважения к своей семье, дому, детскому саду; выражает желание заботиться о других людях; ясно показывает стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой Родины».
55-84% – средний уровень: моральные качества человека проявляются только под контролем педагога; проявляет чувство привязанности и уважения к своей семье, дому, детскому саду; выражает желание заботиться о других людях.
0-54% – низкий уровень: редко проявляет чувство привязанности и уважения к своей семье, дому, детскому саду; не проявляет желания заботиться о других людях; при осуществлении патриотической деятельности проявляет вялость, инерцию, не интересуется историей «малой Родины» [31].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В научных исследованиях патриотизм рассматривается как политический и нравственный принцип, чувство, содержанием которого является преданность Отечеству, любовь к Родине, гордость за её настоящее и прошлое. На основании анализа сущности патриотизма, патриотическое воспитание можно определить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование патриотических чувств, взглядов, убеждений, на формирование уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, окрашенного эмоциями стремления служить интересам Родины.
В настоящее время воспитание патриотизма предполагает формирование отношения, прежде всего к малой родине, ее просторам и природным богатствам, ее истории и противоречивым сегодняшним реалиям, народу, ее населяющему, его культуре и традициям. В процессе ознакомления с культурно-историческими традициями своего народа процессы обучения и воспитания должны быть тесно взаимосвязаны и представлять собой единую образовательную сферу и систему. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
Игровая деятельность имеет очень большое значение при работе с детьми, особенно, если это касается педагогической или психолого-педагогической деятельности. Игра, как метод воспитания, имеет свою социальную природу и важное значение для «правильного» развития детей. Поэтому многие советские и современные ученые – психологи и педагоги уделяют этому вопросу большое внимание. Целью игровых технологий является улучшения нравственного воспитания, развитие индивидуальной культуры ребенка, что будет являться основой его любви к Родине. Ведущим средством реализации данной цели является сюжетно-ролевая игра. Действуя в игровой ситуации, дети легче усваивают информацию любой сложности. Посредством игровых технологий можно успешно решать задачи формирования патриотизма у детей, поддерживая живой интерес, увлеченность, потребность в состязательности и заинтересованность в победе. Патриотическое воспитание посредством сюжетно-ролевой игры будет успешным при соблюдении следующих условий: сотрудничество взрослого и ребенка, создание положительной атмосферы в группе, развитие умения анализировать проблемные ситуации.
Сопоставляя результаты, полученные по двум методикам на первоначальном этапе экспериментального исследования, установлено, что большинство воспитанников старшего дошкольного возраста обладают достаточно низким уровнем патриотического воспитания (особенно это касается воспитанников контрольной группы). Поэтому эти группы, особенно контрольная, нуждаются в методически правильных занятиях, в дополнительных занятиях и экскурсиях по развитию любви к своей родине и своему народу. Необходимо, чтобы дети старшего дошкольного возраста узнавали много нового о своей родине, проявляли интерес, обсуждали яркие моменты и впечатления. Поэтому в ходе опытно-экспериментальной работы для этого был разработан комплекс мероприятий и рекомендаций, направленных на развитие патриотического внимания и любви к своей родной стране с использованием сюжетно-ролевых игр.
1. Адаева, Н. В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н. В. Адаева // Человек и образование. - 2012. – № 1. - с. 130-134.
2. Бараноўская, Л. Мая Радзіма / Л. Бараноўская // Пралеска. - 2009. - № 7. - с. 33-34.
3. Белоусов, Н. А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. -Минск, 2004. – С.38-41.
4. Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В. В. Буткевич. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 207 с.
5. Варанецкая, Л. М. Выхоўваем грамадзяніна: дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне: дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі/ Л.М. Варанецкая, К.М. Бельская, І.Л. Ждан.- Мінск: Зорны верасень, 2008. - 132 с.
6. Ворошень, О. Г. Образ Родины в восприятии современных белорусов / О. Г. Ворошень // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 11-16.
7. Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі: вучэбнае выданне. – Мн: НІА, 2019. - 407 с.
8. Горелова, Л. А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: (от 5 до 7 лет) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. А. Горелова. - Минск : Народная асвета, 2016. - 26 с.
9. Гракова, К. Г. Твоя столица : заводы и фабрики Минска (от 5 до 7 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К. Г. Гракова. - Минск : Народная асвета, 2016. - 26 с.
10. Гутковская, М. С. Роль идеологической работы в гражданской социализации молодёжи Республики Беларусь / М. С. Гутковская // Сацыяльна-педагагічная работа. - Серыя «У дапамогу педагогу». - 2010. - №9. - С. 10-12.
11. Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці : дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна, А. А. Страха, Д. У. Дубінін. – Мазыр : Белы Вецер, 2016. – 133 с.
12. Дубровская, Л. В. Маленькие граждане большой страны: программа воспитания детей дошкольного возраста «Спадчына» / авт.-сост. Л. В. Дубовская; под ред. В. М. Теленченко. – Мозырь : Содействие, 2007. – 220 с.
13. Евдокимова, Н. Н. Твоя столица: театры Минска: (от 5 до 7 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. Н. Евдокимова. – Минск : Народная асвета, 2016. – 28 с.
14. Жалняровіч, Н. І. Хутка ў нашай хаце свята: Знаёмім дашкольнікаў з традыцыямі беларусаў: дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Н. І. Жалняровіч, М. А. Каліноўская. – Мазыр : ТАА ВД «Белы Вецер», 2009. – 63 с.
15. Живейко, А. Д. Идеологические аспекты формирования патриотизма и гражданственности белорусского студенчества: информационные материалы для преподавателей, кураторов и студентов / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «ВГТУ». – Витебск: ВГТУ, 2008. – 20 с.
16. Кац, Е. А. Формирование исторических представлений у дошкольников / Е. А. Кац, Л. С. Ковалевская. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. - 165 с.
17. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» и иные нормативные правовые акты в сфере образования, принятые во исполнение Кодекса [Электронный ресурс] : электронная книга в формате Word соответствует эталонному банку данных правовой информации Республики Беларусь / сост. Л. И. Липень. – Минск : Дикта, 2018.
18. Красіла, А. І. Мой край завецца Беларуссю: Дапаможнік для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі / Аўт.-уклад. А. І. Красіла. – Мазыр : ТАА ВД «Белы Вецер», 2004. – 160 с.
19. Ладутько, Л. К. Познаем мир и себя: пособие для пед. дошк. учр. / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - Минск : УП«ИВЦ Минфина», 2002. – 155 с.
20. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Никонова. – Минск: Нар. асвета, 1991. – 254 с.
21. Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителям / С. Е. Матушкин, Н. В. Ипполитова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 19 с.
22. Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь : Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2066 г. № 125 // ЭБДПИ.
23. Об утверждении Инструкции о проведении республиканской акции учащейся молодежи «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся» : Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2016 г. № 4 // ЭБДПИ.
24. Островский, С. Н. Когнитивно-философские аспекты идейного воспитания / С. Н. Островский // Сацыяльна-педагагiчная работа. – Серыя «У дапамогу педагогу». - 2007. - № 7. – С. 21-23.
25. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования» / Минск. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, 2012 - 415 с.
26. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь «Праблемы выхавання» - 2018. - №4
27. Саморукова, П. Г. Систематизация знаний детей о природе / П. Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 4. – С.76-81.
28. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
29. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
30. Узгорок, М. Ю. Социокультурные детерминанты формирования патриотизма как высшей ценности культуры личности в современных условиях / М. Ю. Узгорок // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – 2006. – № 6. – С. 82-88.
31. Учебная программа дошкольного образования, 3е изд.- Минск : НИО: Аверсэв, 2019.- 416и с.
32. Хуснутдинова, А. Прогулки по родному краю / А. Хуснутдинова // Дошкольное воспитание. - 2007. – № 8. - С. 113-115.
33. Чеботарева, Н. П., Суслова М. В., Головина Ю. А. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом / Н. П. Чеботарева, М. В. Суслова, Ю. А. Головина // Молодой ученый. – 2016. – №15. – С. 519-522.
34. Шкуцько, Г. «Я – грамадзянін Рэспублікі Беларусь»: шляхі да грамадзянскасці і патрыятызму / Г. Шкуцько // Гiсторыя: праблемы выкладання. – Серыя «У дапамогу педагогу». – 2008. – № 9. – С. 15-28.