ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
1.1 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
1.2 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
2.1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ НА УРОКАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ НА УРОКАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения развития изобразительной деятельности у обучающихся с речевой патологией представляет особую значимость для педагогики. Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что уроки изобразительного искусства имеют важное коррекционно-развивающее значение и в существенной мере служат целям коррекции недостатков развития обучающихся с речевой патологией, а также способствуют овладению техническими изобразительными умениями. Поэтому в системе обучения и воспитания обучающихся с речевой патологией школы реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы существенное место принадлежит урокам изобразительного искусства.
Большое коррекционное значение уроков изобразительным искусством подчеркивали О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, М. М. Нудельман, Ж. И. Шиф и другие. Специалисты в этой области отмечают, что изобразительная деятельность оказывает существенное развивающее воздействие на интеллектуальную, сенсорную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся с речевой патологией, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности направленное на исправление недостатков развития, свойственных обучающимся с речевой патологией, осуществляется путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия предметов и объектов. Восприятие являются наиболее важными процессом в формировании и развитии изобразительной деятельности. Следовательно в процессе уроков изобразительного искусства перед педагогом ставится задача развития восприятия формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, на основе которых будут формироваться другие изобразительные способности. Именно поэтому проблему решение педагогом задач коррекционно-развивающего курса на уроках изобразительного искусства обучающихся с речевой патологией можно считать актуальной.
Объектом исследования является изобразительная деятельность учащихся.
Предмет исследования – роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с младшими школьниками с речевой патологией.
Цель – определить роль изобразительной деятельности в коррекционной работе с младшими школьниками с речевой патологией.
Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
1. выявить специфику формирования изобразительной деятельности обучающихся с речевой патологией;
2. описать изобразительную деятельность как средство повышения речевой активности учащихся с речевой патологией;
3. представить особенности изобразительной деятельности в коррекционной работе с младшими школьниками с речевой патологией.
Методы исследования: анализ и синтез
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
1.1 Специфика формирования изобразительной деятельности обучающихся с речевой патологией
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание и отражение окружающей действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое коррекционное значение для обучающихся с речевой патологией. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного восприятия - наблюдения. Для того чтобы изобразить какой-либо предмет, изначально необходимо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, цвет, величину, конструкцию и расположение частей. Именно восприятие таких признаков как форма, цвет, величина и пространственное расположение являются главными в умении изображать предметы окружающей действительности [10].
Уже на начальных этапах становления изобразительной деятельности у обучающихся с речевой патологией возникают многочисленные трудности, связанные с их особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, а также с низким уровнем развития восприятия и общей моторики.
В процессе формирования изобразительное деятельности, для умственного развития обучающихся, большое значение имеет постепенное расширение запаса знаний. Знания обучающихся расширяются на основе представлений о разнообразии форм, пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах и многообразии оттенков цветов. Поэтому в процессе изобразительной деятельности, ведущая роль, при создании рисунка принадлежит восприятию, от характера, которого во многом зависит качество изображения. Восприятие органически входит в процесс изобразительной деятельности и осуществляется в определенном взаимодействии с ее компонентами, поэтому его можно рассматривать как отправной пункт для формирования и развития многих интеллектуальных операций. Важным в процессе восприятия является определение формы, поскольку этот признак при узнавании, анализе и сравнении имеет решающее значение. Помимо формы выделяются и другие свойства предмета, такие как величина, строение, цвет. Они так же имеют существенное значение для изображения. Поэтому на уроках изобразительного искусства перед педагогом ставится главная задача - развитие в процессе изобразительной деятельности восприятия обучающимися формы, цвета, величины, пространственных отношений изображаемых предметов, на основе которых будут формироваться и другие изобразительные умения.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
2.1. Методика организации процесса изучения речевой активности у учащихся с речевой патологией на уроках по изобразительной деятельности
Цель экспериментального исследования: выявить уровень речевой активности у учащихся с нарушениями речи на уроках по изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1) исследовать уровень речевой активности у учащихся с нарушениями речи и у учащихся с нормальным речевым развитием на уроках по изобразительной деятельности;
2) сравнить результаты исследования и определить особенности речевой активности у учащихся с нарушениями речи на уроках по изобразительной деятельности.
База исследования: исследование осуществлялось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №27 г. Могилева». В школе функционирует специальный класс для детей с речевой патологией.
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 1-х классов. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся с речевой патологией, контрольную группу составили 15 учащихся с нормальным речевым развитием. Возраст испытуемых – 6-7 лет.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение логопедической документации, наблюдение, количественный и качественный анализ.
Изучение речевой активности у учащихся с речевой патологией на уроках по изобразительной деятельности осуществлялось с помощью наблюдения. Метод наблюдения – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях. Достоинством наблюдения является возможность регистрации параметров наблюдения в момент их протекания. Наблюдение отвечало требованиям планомерности и целенаправленности. Наблюдение было выборочным (велось наблюдение за отдельными учащимися в специальном и массовом классах). Процесс наблюдения осуществлялся на уроке изобразительного искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование изобразительной деятельности обучающихся с речевой патологией имеет свои трудности, которые проявляются в особенностях восприятия и передачи формы, величины, цвета в рисунках, отражении пространственных отношений предметов, зрительно-моторной координации и интересе к рисованию в целом. Отмеченные недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционно-развивающей работы. Во время проведения такой работы перед педагогом ставится важная задача - формировать умения правильно анализировать, цвет, форму, величину изображаемого объекта и умение пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги. От сформированности данных умений будет зависеть дальнейшее развитие изобразительной деятельности обучающихся с речевой патологией.
Изобразительная деятельность развивает мелкую моторику рук, что влияет на развитие памяти, внимания и логическое мышление. Дети называют воспроизводимые предметы, объясняют поступки изображаемых героев, описывают свои действия. Все это позволяет ребенку понимать и выделять свойства предметов, планировать свои действия. Слова приобретают значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения.
Нами было проведено экспериментальное исследование уровня развития речевой активности у учащихся с речевой патологией на уроках по изобразительной деятельности. Выявлено, что уровень речевой активности у учащихся с речевой патологией заметно ниже, чем у учащихся с нормальным речевым развитием. Уровень речевой активности у учащихся с речевой патологией и у учащихся с нормальным речевым развитием различен. Учащиеся с речевой патологией обладают преимущественно низким уровнем речевой активности, учащиеся с нормальным речевым развитием – средним уровнем.
Учащиеся с речевой патологией на уроках по изобразительной деятельности чаще проявляют речевую активность в ответ на побуждения со стороны педагога, реже речевая активность выражается в сообщении и в побуждении, менее всего – в вопросе. У них выше речевая активность по отношению ко сверстниками, чем ко взрослому. Большинство учащихся с речевой патологией на уроках по изобразительной деятельности практически не используют инициативные высказывания, имеющие характер сообщений, побуждений, вопросов; иногда дают вербальные ответы по просьбе учителя.
1. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии : [в 3-х т.] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Психология" / под ред.: И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1980. – Т. 1. – С. 7-81.
2. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.: 1980. – 84 c.
3. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. - М. : Просвещение, 1972. - 284 с.
4. Грошенков, И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие. / И. А. Грошенков - 2-е изд., перераб. - М. : В.Секачев, 2001. – 223 с.
5. Грошенков, И. А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы / И. А. Грошенков. - М. : Просвещение, 1975. - 176 с.
6. Дудьев, В. П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи //Дефектология. – 1999. – № 4.
7. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Высшая школа, 1973. – 278 с.
8. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – Москва: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 190 с.
9. Ковалева, М.Н. Психологические условия развития речевой активности младших школьников: автореф канд. псих. наук (19.00.07) / М.Н. Ковалева; Москва, 2005. – 171с.
10. Комарова, Т. С. Как научить ребенка рисовать / Т. С. Комарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Столетие, 1998. - 140 с.
11. Косминская, В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., "Просвещение", 1977.
12. Лозовая, В.И. Сущность и виды активности личности школьника // Формирование общественной и трудовой активности учащейся молодежи: Тезисы докладов /В.И. Лозовая. – Сумы, 2002.– 69 с.
13. Орлова, А.Н. Использование графического метода в скрининг-диагностике психического развития: Дис. канд.психол.наук: 19.00.10. / Орлова Анжела Николаевна. М., 2000. – 244 с.
14. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/ Е.И. Пассов. – М., 1985.– 223 с.
15. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М . : Академия, 2002. - 160 с.
16. Рыжова, Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 160 с.
17. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника / Е.Е. Сапогова. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. - 264 с.
18. Шайдулина, Н. Г. Литературные викторины в логопедической работе с детьми с ОНР / Н. Г. Шайдулина // Логопед. – 2016. – № 3. – С. 35-39.
19. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф. - М. : Просвещение, 1965. - 343 с.