Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения единства образовательных и воспитательных составляющих урока физической культуры в школе
1.1 Урок физической культуры как основная форма обучения в школе
1.2 Воспитательное пространство урока физической культуры
1.3 Формирование личности учащегося средствами урока физической культуры
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния подвижной игры на агрессивность младших школьников
2.1 Организация эксперимента и методики исследования
2.2 Создание психолого-педагогических условий для коррекции агрессивного поведения младших школьников средствами подвижной игры на уроке физической культур
2.3 Выводы и результаты исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно на уроке физкультуры решение задач ориентировано на развитие физических качеств, затем на изучение двигательных действий, приобретение знаний и, наконец, на воспитание личностных качеств как побочный процесс решения приоритетных задач. Это связано с тем, что результатом деятельности учителя физической культуры в первую очередь является развитие двигательных способностей учащихся, но очень важно не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его морально и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, помочь ему сформировать осознанные потребности в здоровье как залоге будущего благополучия и успеха в жизни.
Единство обучения, воспитания, воспитания и развития в педагогике признается одной из важнейших закономерностей, присущих любому педагогическому процессу, и обеспечивается целенаправленными усилиями субъектов педагогического труда.
Урок физической культуры в современной школе органично включен в общую систему образования и воспитания и функционирует по законам образования и воспитания. В то же время это единственный учебный предмет, формирующий компетентное отношение к учащимся, к своему организму, способствующий воспитанию новых волевых и нравственных качеств, потребности в укреплении здоровья и самосовершенствовании.
Анализ практики показывает, что не устранены факты непонимания единства педагогической работы на уроке физической культуры, необходимости наполнения ее воспитывающими, обучающими, развивающими, а где возможно и воспитательными воздействиями, что проявляется в противопоставлении воспитательных мероприятий воспитательным; в недостаточной координации деятельности руководителей, педагогов по обеспечению единства обучения, воспитания, воспитания и развития учащихся. Причина этого, на наш взгляд, кроется главным образом в недостаточной педагогической подготовке руководителей, педагогов, родителей и других субъектов педагогической деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
1.1 Урок физической культуры как основная форма обучения в школе
Урок физической культуры – это педагогический, целенаправленный учебный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основой которого является двигательное действие [4, с. 4].
Отличительные особенности урока физической культуры:
– формирует у детей грамотное отношение к своему здоровью;
– основой является – двигательное действие;
– по форме и содержанию является наиболее опасным;
– уроки проводятся в различных местах;
– уроки проводятся в различных погодных условиях;
– травматичность.
Критерии современного урока физической культуры:
– соответствие социальному заказу общества;
– учет передовой педагогической практики и достижений психолого-физиологической науки;
– целевая направленность;
– правильная постановка и решение комплекса взаимосвязанных задач;
– формирование умений и навыков;
– совершенная структура урока;
– выбор рациональных методов, способов и средств обучения;
– комплексный подход;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– соотношение функций учителя и учащихся;
– межпредметная связь [13, с. 34];
– научная организация труда;
– материально-технические условия.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация эксперимента и методики исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 68 г. Гомеля».
В исследовании приняло участие 14 учащихся 2 «А» класса.
Практический эксперимент включал в себя следующие этапы:
1. Изучение уровня агрессивности дошкольников методом наблюдения.
2. Диагностика уровня агрессивности по методике М.З. Дукаревич «Несуществующее животное»
3. Проведение коррекционно – развивающей работы с младшими школьниками.
4. Повторная диагностика уровня агрессивности по методике М.З. Дукаревич «Несуществующее животное»
Лаврентьева Г.П «Изучение агрессивного поведения детей» (см. приложение 1).
Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов –фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (педагог в течение урока наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании) [20].
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает «ДА», присутствуют); или « – » (что означает «НЕТ», отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ « – » соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, современный урок физической культуры должен обеспечивать единство обучения, воспитания и развития учащихся, ставить задачи воспитания и систематически заниматься физическими упражнениями. Обучение носит воспитательный характер. Учитель воспитывает у ребенка интерес и любовь к физической культуре. Он заинтересовывает ребенка личным интересом к двигательной активности, личным примером выполнения движений, активностью и творческим подходом. Для этого недостаточно разнообразить методы, средства и формы организации обучения, создать игровые и соревновательные ситуации, необходимо реализовать межпредметные связи, стимулирующие поиск нетрадиционных форм, методов и средств проведения урока.
Главная цель современного образования – формирование всесторонне развитой и гармонично развитой личности. Учитель осуществляет свою образовательную деятельность в непосредственной связи с познавательной деятельностью класса, ребят примерно одного возраста, занимающегося по общей для всех образовательной программе. В процессе такого взаимодействия двигательные и направляющие навыки преобразуются в элементы структуры личности ученика, развиваются его двигательные навыки в рамках требований учебного плана, развиваются морально-волевые качества.
Задача педагога – выбрать наиболее удачный вариант дидактического взаимодействия в каждом конкретном случае, когда наиболее полно учитываются способности учащихся, чтобы они могли проявить познавательную самостоятельность на уроке.
Занятия физической культуры способствуют нравственному, эстетическому и духовному воспитанию, но главное в них – развитие физической культуры. Понятно, что процесс обучения – это одновременно и процесс воспитания. Если существуют умственное, нравственное, физическое воспитание, то уроки физкультуры в системе организованного воспитания обеспечивают в основном физическое воспитание.
1. Белорусова, В. В., Решетень, И. В. Воспитание в процессе занятий физической культурой / В. В. Белорусова, И. В. Решетень. – М. : Физкультура и спорт, 2004. – 123 с.
2. Важенин, С. А. Концепция развития личностно ориентированной системы физической культуры и спорта в Ленинградской области / С. А. Важенин // ТПФК. – 2006. – № 3. – С. 12 – 14.
3. Виленский, М. Я. Физическая культура : учебник / М. Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М. : КНОРУС, 2016. – 214 с.
4. Головина, Л. Л., Копылов, Ю. А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы : личностный аспект / Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов // Физкультура в школе. – 1998. – № 2. – С. 17 – 19
5. Горбунов, Г. Д. Психология физической культуры и спорта / Г. Д. Горбунов, Е. Н. Гогунов. – М. : Academia, 2014. – 272 с.
6. Гуревич, И. А. 300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию : практическое пособие / И. А. Гуревич. – Минск : Высшая школа, 1992. – 319 с.
7. Дзержинская, Л. Б., Прохорова, И. В., Дзержинский, Г. А. Физическая культура : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений факультетов заоч. обучения / Л. Б. Дзержинская, И. В. Прохорова, Г. А. Дзержинский. – Волгоград : Издательствово Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. – 122 с.
8. Дуркин, П. К. Формирование у школьников интереса к физической культуре : учебное пособие / П. К. Дуркин. – Архангельск : АГТУ, 2006. – 128 с.
9. Захаров, Е., Карасев, А., Сафонов, А. Энциклопедия физической подготовки : методические основы развития физических качеств / Е. Захаров, А. Карасев, А. Сафонов. – М. : Лептос, 1994. – 360 с.
10. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания : теоретико – методические аспекты спорта профессионально – прикладных форм физической культуры) : учебник для институтов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
11. Кадыров, Р. М. Теория и методика физической культуры : учебное пособие / Р. М. Кадыров, Д. В. Морщинина. – М. : КНОРУС, 2016. – 132 с.
12. Коломейцев, Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. – М. : Физкультура и спорт, 2002. – 172 с.
13. Коробейников, И. К. Физическое воспитание / И. К. Коробейников, А. А. Михеев, И. Г. Николенко. – М. : Высшая школа, 1999. – 98 с.
14. Коровин, С. С. Подвижные игры в физическом воспитании / С. С, Коровин. – Оренбург : Изд-во ОГПИ, 1996. – 120 с.
15. Кузин, В. В. Физическая культура детей и молодежи : актуальные проблемы воспитания / В. В. Кузин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 3 – 4.
16. Кузнецов, В. С. Физическая культура : учебник / В. С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий / В. С. Кузнецов. – М. : КНОРУС, 2016. – 256 с.
17. Кузнецов, В. С. Физическое упражнения и подвижные игры. Методическое пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М. : НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.
18. Марищук, Л. В. Технология формирования волевых качеств в процессе профессионально-прикладной физической подготовки / Л. В. Марищук, С. А. Гайдук. – Минск : Народная асвета, 2007. – 123 с.
19. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей : кн. для учителя / Р. М. Миронова. – Минск : Народная асвета, 1999. – 176 с.
20. Сборник психологических тестов. Часть I : Пособие / Сост. Е. Е. Миронова. – Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
21. Уроки физической культуры в школе : пособие для учителей / Под общ. ред. В. А. Баркова. – Минск : Технология, 2001. – 240 с.
22. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2006. – 480 с.
23. Шилова, М. И. Формирование нравственных и волевых черт характера подростков в школах спортивной ориентации / М. И. Шилова, Ю. В. Шевчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 4. – С. 46 – 49.
24. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А. В. Карасева. – М. : Лептос, 2004. – 368 с.
25. Яхшиева, М. Ш., Хасанова, Ш. Б., Абдулахатов, А. Р., Бурибоев, Б. А. Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры / М. Ш. Яхшиева, Ш. Б. Хасанова, А. Р. Абдулахатов, Б. А. Бурибоев // Школьная педагогика. – 2016. – № 1. – С. 42 – 44.
26. Яшина, О. М. Воспитательное простравнство урока физической культуры / О. М. Яшина // Волгоград : ВГПУ, 2002. – 95 с.