Введение
1 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата коллектива
1.1 Сущность и классификация социально-психологических факторов в управлении персоналом
1.2 Влияние социально-психологических факторов деятельности сотрудников на повышение эффективности в организации
1.3 Зарубежный опыт исследования влияния социально-психологических факторов деятельности сотрудников на повышение эффективности в организации
2 Анализ социально-психологических факторов и их влияния на эффективность организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Гомельский ВСЗ»
2.2 Анализ социально-психологических факторов и их влияния на эффективность организации
3 Основные направления и пути совершенствования выявления социально-психологических факторов и их влияния на эффективность организации
3.1 Мероприятия по совершенствованию социально-психологических
факторов
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию управления социальным развитием персонала, ее влияние на эффективность
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях современной научно-технической революции интерес к явлению социально-психологического климата команды постоянно растет. Актуальность этой проблемы продиктована, прежде всего, требованиями к уровню психологической вовлеченности человека в его работу и сложностями умственной деятельности людей, постоянным ростом их личных утверждений.
Улучшение социально-психологического климата в коллективе является задачей распределения социально-психологического потенциала общества и личности, создания максимально полноценного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата коллективной работы является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества продукции. В то же время социально-психологический климат является показателем уровня социального развития команды и ее психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой увеличения социальных факторов в структуре производства, с улучшением как организационных, так и условий труда.
Смысл социально-психологического климата также определяется тем, что он способен выступать фактором эффективности определенных социальных явлений и процессов, выступая в качестве индикатора как их состояния, так и их изменений под влиянием социального, научного прогресса и технологический. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личных и групповых навыков. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на ее результаты, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и показывает потенциал. В связи с этим необходимо оптимизировать стиль межличностного взаимодействия.
Важность этой проблемы продиктована потребностями практики, из-за коллективного характера человеческой деятельности, которая усилилась сегодня, и насущных проблем эффективности организации и управления людьми, регулирования отношений, которые развиваются между ними и использованием образовательных и психотерапевтических воздействий.
Формирование благоприятного социально-психологического климата коллективной работы является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества продукции.
Социально-психологический климат можно считать многофункциональным показателем: уровень психологической вовлеченности человека в деятельность; меры психологической эффективности этой деятельности; уровень психологического потенциала личности и коллектива не только скрытый, но и скрытые резервы и возможности; масштаб и глубина барьеров, стоящих на пути психологических резервов коллектива; те изменения, которые происходят в структуре психического потенциала личности в коллективе.
1 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата коллектива
1.1 Сущность и классификация социально-психологических факторов в управлении персоналом
Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива.
Прежде всего, коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников) [18, c. 57].
Во-вторых, это добровольный характер объединения, причем под «добровольностью» здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто «задана» внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений, на базе общей деятельности. Существенным признаком коллектива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива [22, c. 213].
Существует два вида коллективов – формальные и неформальные. Формальные создаются руководством на определенный срок, временно или постоянно, в целях выполнения какой-то официальной работы. Это могут быть подразделения, находящиеся в рамках иерархической структуры предприятия или учреждения, а могут быть и межфункциональные, необходимые для корректировки деятельности основных подразделений, совместного поиска важных решений [18, c. 61].
Одновременно с созданием формальных групп спонтанно возникает множество неформальных, вместе образующих неформальную организацию. В нее объединяются те же самые сотрудники формальных коллективов для достижения своих собственных целей, далеких от официально установленных, находя в процессе повседневного служебного общения все больше точек соприкосновения.
2 Анализ социально-психологических факторов и их влияния на эффективность организации
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Гомельский ВСЗ»
Закрытое акционерное общество «Гомельский ВСЗ» Белорусской железной дороги сегодня – это высокий авторитет среди всех ремонтных предприятий железных дорог Содружества Независимых Государств, это международное признание и в дальнем зарубежье.
Так в 1995 году завод отмечен Почетной наградой «Факел Бермингама» – американского института финансов и экономического партнерства по программе «За успешное экономическое выживание и развитие».
С развалом Союза завод не останавливает своей деятельности, а наоборот ищет рынки сбыта, ищет и находит свою нишу в условиях жестокой конкуренции с Российскими вагоноремонтными заводами, оборонными заводами России, осуществляющими конверсию для производства запасных частей железнодорожного подвижного состава, ремонта и переоборудования вагонов.
Завод имеет богатые исторические традиции и сложившийся опытный коллектив, способный решать трудные технические, технологические и экономические проблемы.
ЗАО «Гомельский ВСЗ» был основан 5 февраля 1874г., как Главные паровозоремонтные мастерские Либаво-Роменской железной дороги. Это было самое крупная организация в Гомеле, где работало 600 человек.
В послевоенный период с 1943 года началось срочное восстановление завода для обеспечения нужд фронта паровозами и вагонами.
В 1945 году начата планомерная реконструкция и специализация завода. 1958 год считается окончанием восстановления завода. В 1959 году начат капитальный ремонт цельнометаллических пассажирских вагонов.
Последующие годы завод создает дополнительные мощности за счет строительства цехов и участков только хозяйственным способом.
За счет технического перевооружения и строительства новых производственных площадей значительно расширяется производство и ассортимент выпускаемых запасных частей, ремонт вагонов. В 1978 году построен механосборочный цех, в 1984 – цех стального литья, в 1989 году построен корпус деревообрабатывающего цеха по выпуску товаров народного потребления.
3 Основные направления и пути совершенствования выявления социально-психологических факторов и их влияния на эффективность организации
3.1 Мероприятия по совершенствованию социально-психологических факторов
Как показал проведенный анализ, для ЗАО «Гомельский ВСЗ» выявлена проблема недостаточной удовлетворенности отдельных работников (до 30 % – по отдельным факторам образования социально-психологического климата) уровнем развития социально-психологической обстановки в коллективе.
Одним из рекомендуемых специалистами направлений по повышению эффективности управления в этой области на предприятиях является активное стимулирование развития неформальных связей, что позволяет обеспечить более оптимальное формирование социально-психологического климата на предприятии.
Поэтому для ЗАО «Гомельский ВСЗ» можно рекомендовать ввести в практику деятельности предприятия системное, периодическое проведение так называемых «корпоративов» (на сегодняшний день на ЗАО «Гомельский ВСЗ» проводятся такие мероприятия, посвященные празднованию Нового Года, 8 Марта), посвященных именно работе предприятия. Так, такими внутренними для предприятия праздниками могут быть дни, посвященные дню образования предприятия, дню создания новых подразделений за рубежом и т.п.
Как показал проведенный анализ, для ЗАО «Гомельский ВСЗ» в восприятии работников характерно наличие мнения работников о том, что они не в полной мере участвуют в развитии предприятия и не оказывают должного воздействия, в том числе за счет осознаваемого крайне неактивного участия в выработке предложений по развитию предприятия.
То есть на ЗАО «Гомельский ВСЗ» остро стоит проблема разработки и создания системы организации и стимулирования рационализаторской деятельности на предприятии.
Поэтому для ЗАО «Гомельский ВСЗ» может быть предложен следующий механизм организации рационализаторской деятельности (рисунок 3.1), построенный на базе обобщенного опыта на других предприятиях.
Заключение
Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод о том, что это многофункциональный социально-психологический тренинг, опосредующий любую деятельность группы (группы). Его специфика заключается в том, что он является интегральной и динамической характеристикой психических состояний всех членов коллектива. Отношения, существующие в команде, которые выступают в качестве объективных условий для взаимодействия и коммуникации работы, требуют от человека не одного, а очень специфического стиля поведения. Эмоции члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только для достижения целей деятельности, но и для устранения разочаровывающих влияний.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личных и групповых навыков. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее деятельности. И результатом эффективной работы лидера будет: эффективность работы подчиненных, которая зависит от стиля управления, используемого лидером, и психологического климата в команде. Социально-психологический климат является неотъемлемой частью более специфических групповых состояний. Это не происходит спонтанно, но является результатом усилий многих людей - лидеров и членов команды.
Смысл климата, который напрямую влияет на социальную и социально-экономическую эффективность работы коллектива, и растущая потребность его членов в благоприятном морально-психологическом климате, все это ставит менеджера в необходимость разработки научно обоснованных методов регулирования социально-психологический климат и улучшение их в практической работе. Управление связано с преодолением большого количества различных трудностей в достижении различных целей команды. В преодолении этих трудностей проявляется воля коллектива и воля лидера. Деятельность менеджмента в основном направлена на изменение реальности. И это невозможно без самого широкого спектра волевых качеств, проявленных лидером.
Удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия на ЗАО «Гомельский ВСЗ» в прибыли от реализации с в 2017 сокращался, но вырос в 2018 году что при росте величины этих расходов в денежном выражении с 28 тыс. руб. до 43 тыс. руб. можно объяснить главным образом снижением прибыли. В то же время можно отметить недостаточно сопоставимые темпы прироста расходов на исследуемую сферу на фоне возникших у предприятия возможностей финансирования.
1. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 400 с.
2. Барташев, Е. Г. Психология управления персоналом. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2015. – 315 с.
3. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 372 с.
4. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом. учеб. пособие / Н. П. Беляцкий. – Минск: ИП Экоперспектива, 2010. – 270 с.
5. Боди, З. Финансы: учебник / З. Боди. – М.: Вильямс, 2014. – 508 с.
6. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко. – М.: Мысль, 2011. – 301 с.
7. Великанов, В.С. Управление трудовыми ресурсами / В.С. Великанов // Вопросы экономики. – 2014. – №9. – С. 47-53.
8. Волкова, О.И. Экономика организации: учебник / О.И. Волкова – М.: Инфра-М, 2011. – 520 с.
9. Володько, О.В. Экономика организации: учеб. пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй; под ред. О.В. Володько 2-е изд. исправ. и доп. – Минск: Вышейшая школа, 2015. – 399 с.
10. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2015. – 688 с.
11. Горелов, Н.А. Экономика трудовых ресурсов: учеб. пособие / Н.А. Горелов - М.: Высшая школа, 2011. – 412 с.
12. Долинина, Т.Н. Проблемы методологии и методики измерения производительности труда в организациях Республики Беларусь / Т.Н. Долнннна // Бухгалтерский учет и анализ. – 2013. – № 2. – С. 42-47.
13. Зайцев, Н.Л. Экономика организации: учебник / Н.Л. Зайцев. – М.: «Экзамен», 2012. – 134 с.
14. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
15. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2013. – 605 с.
16. Копнин, С.М. Методологические аспекты оценки эффективности использования трудового потенциала / С. М. Копнин, Л.П. Касаткина // Актуальные проблемы современной науки. – 2014. – №1. – С. 42–44.
17. Лаврентьев, В.А. Подготовка персонала как фактор повышения эффективности управления наукоемким производством / В.А. Лаврентьев, А.В. Шарина // Управление персоналом. – 2012. – № 11 (213). – С. 48–49.
18. Машков, В.Н. Психология управления: учеб. пособие / В. Н. Машков. – СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2014. – 254 с.
19. Организация производства и управление предприятием: пособие / А. А. Горюшкин [и др.]. – Минск: БГУИР, 2013. – 144 с.
20. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: учеб. пособие / Ю.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.
21. Петрошевнч, Е. Померяемся производительностью труда / Е. Петрошевич // Экономическая газета. – 2013. – №37. – С. 1-4.
22. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
23. Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск.: Инфра-М, 2015. – 607 с.
24. Семиков, В.Л. Организационное поведение руководителя. – М.: Изд. Академический проект, 2013. – 219 с.
25. Слуцкий, Г.В. Управление социальным развитием персонала предприятия: учеб. пособие. – М.: ГАУ, 2014. – 357 с.
26. Социально-психологический климат в коллективе / Под ред. В.А. Ядова. – СПб.: Наука, 2011. – 346 с.
27. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 416 с.
28. Стражев, В.И. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие / В. И. Стражев. – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 143 с.
29. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 121 с.
30. Уткин, Э.А, Финансовый менеджмент: учебник / Э. А. Уткин. – М.: Зерцало, 2012. – 256 с.
31. Федорова, Н.А. Управление персоналом: учебник / Н.А. Федорова. – Минск: Кнорус, 2010. – 512 с.
32. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2015. – 412 с.