Введение
1 Теоретические основы обучения иноязычному речевому общению
2 Психолого-педагогические основы игрового метода обучения иностранным языкам
2.1 Использование ролевой игры в обучении иноязычному речевому общению на уроках английского языка в средней школе
2.2 Структура ролевой игры и этапы ее подготовки
2.3 Разработка ролевых игр для обучения иноязычному речевому общению
Заключение
Список использованных источников
Введение
Знание иностранного языка становится в современном обществе необходимой частью личной и профессиональной жизни человека. Возникает потребность большого количества граждан, в практическом владении одним или несколькими иностранными языками и получить в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное, как социальное, так и материальное отношениях положении. Отсюда ясно, что социальный заказ общества по отношении к иностранным языкам в связи с наличием реального выхода на иную культуру и ее представителя выражается не только в практическом знании языка, но и в умении использовать этот язык в реальной коммуникации. Новая социально-экономическая и политическая ситуация обуславливает повышение требования к уровню языковой подготовки обучаемых всех категорий. Практически в любой профессиональной деятельности людям приходится иметь дело с иностранными коллегами и осуществлять коммуникацию. Такая тенденция требует и изменений в сфере образования. Современное обучение иностранному языку должно быть эффективным, чтобы ученики могли пользоваться своими знаниями и быть способными их развивать дальше.
Одним из средств повышения эффективности формирования языковых навыков и умений является игровой метод. О такой возможности игр как «обучение» известно уже давно. Многие выдающиеся педагоги говорили о том, что этот метод является очень эффективным. В игре проявляются полностью даже скрытые возможности или особенности ребенка.
Особенно активно в преподавательскую практику стали вводить ролевые игры, которые «перекочевали» в обучение иностранному языку из психологических тренингов и активно используются в корпоративной среде для быстрого и эффективного формирования профессиональных навыков и умений путем имитации реальных ситуаций. Игра, которую нередко воспринимают как развлекательную форму работу, «разбавление серьезного» материала неформальным общением, при грамотной методической организации может стать высокоэффективным способом закрепления материала, методом, удовлетворяющим требования гуманистического подхода к обучению и тенденций развития отечественной и зарубежной методики.
Использование метода игры на занятии требует особой подготовки от преподавателя и напряжения сил (умственных и эмоциональных) от обучающихся. Во время игры детям приходится решать многие вопросы (какую тактику предпринять для победы, как лучше ответить на поставленный вопрос, какую манеру поведения лучше выбрать, какими качествами каждый участник может помочь на пути к победе). Решение этих задач усиливает мыслительную деятельность. Если на протяжении всей игры участники будут говорить на иностранном языке, это только усилит обучающую значимость игры. Сами дети не задумываются об обучающей части игры, для них это лишь развлечение, поэтому они с удовольствием принимают в ней участие. Именно это и привлекает педагогов. Помимо обучающей функции, игра также может наладить психологическую атмосферу в классе по ряду причин: в игре нет слабых и сильных, нет успевающих и отстающих. Более того, иногда отстающие ученики показывают лучшие результаты в игре, так как в игре требуется сообразительность и находчивость, а не идеальное знание предмета.
1 Теоретические основы обучения иноязычному речевому общению
Общение является сложным психическим процессом, связанным с активным социальным взаимодействием. В последнее время представление об общении расширяется: общение подразделяется на внешнее и внутреннее, причем эти две формы различаются по объектам процесса воздействия – непосредственно самого общения.
Г. В. Рогова характеризует общение как сложное образование, составленное из следующих элементов:
1) информационный обмен (коммуникация),
2) обмен действиями (интеракция),
3) обмен эмоциями,
4) социализация,
5) формирование отношения [1].
Общение Г. В. Рогова называет комплексным процессом взаимодействия. Исследователь пишет: «Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в группе людей вокруг него, в соответствии со своими потребностями, меняет свои мысли и поведение, испытывает любые чувства под влиянием взаимодействия с другими членами группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и опытом с другими людьми, узнавая их лучше, каждый из нас так или иначе участвует в общении [1]. Поэтому общение следует рассматривать как комплексное образование, которое является результатом установления продуктивных контактов между людьми. Не только обмен информацией, но и обмен опытом, эмоциями, отношением к чему-либо - составляют значительную сторону общения. В то же время общение можно назвать одной из форм взаимодействия личности и общества. При таком процессе образуются макро и микроокружение.
Г. В. Рогова пишет: «Человеческое общение - это сложный процесс, напоминающий пирамиду из четырех граней. Каждый аспект важен по-своему, и в разные моменты общения он может «вспыхивать» ярче других, скрывая все остальное. Поэтому в процессе общения можно обмениваться информацией, общаться с другими людьми, встречаться с ними и переживать опыт, который происходит во время общения» [1]. Дифференциация коммуникации зависит от классификационного атрибута, который является основой.
В психологической науке выделяют следующие виды общения:
1) прямое и косвенное,
2) непосредственное и опосредованное,
3) вербальное и невербальное.
4) межличностное и массовое.
Прямое общение исторически является первой формой, на основе которой возникают другие виды общения в более поздние периоды развития цивилизации. Таким образом, например, косвенное общение может происходить только после изобретения письма. В современных условиях связь возможна через различные технические устройства [1, с. 11].
2 Психолого-педагогические основы игрового метода обучения иностранным языкам
2.1 Использование ролевой игры в обучении иноязычному речевому общению на уроках английского языка в средней школе
Использование игры в обучении имеет глубокие исторические корни. Это объясняется многогранностью игры: она способна обучать, воспитывать, социализировать, развлекать и одновременно давать отдых. Однако в историческом разрезе первостепенной задачей игры было именно обучение. По этой причине не возникает сомнений относительно того, что с самых первых моментов своего появления игра являлась одной из форм обучения: она представляла собой первичную школу воспроизведения различных реальных ситуаций, что приводило к их последующему освоению. По этой причине игры и стали использоваться еще в древности: для выработки необходимых качеств, привычек, навыков, а также развития способностей.
На сегодняшний день использование игровых форм обучения является весьма популярным и распространенным. Они используется на всех этапах образовательного процесса по самым различным предметам, так как игра – это одна из немногих современных методик обучения, которая способна максимально удовлетворить требования, предъявляемые к учебному процессу в различных учебных заведениях.
Психолого-педагогическим базисом, предполагающим использование игровых методов обучения, является непосредственно игровая деятельность. По мнению О.С. Газман, именно мотивация деятельности играет существенную роль во всем психологическом механизме игры. По этой причине при использовании игровых методов обучения задействованы разнообразные способы мотивации [4, c.18]:
• мотивы общения: стимулирование межличностного общения и укрепления отношений между учащимися через совместное решение игровых задач;
• мотивы морали: в процессе реализации игровых форм обучения каждый учащийся может постоять за себя и свои знания, свое отношения к деятельности;
• мотивы познания: любая игра предполагает наличие близкого результата, то есть конкретного окончания игры. Это стимулирует учащихся к достижению конкретной цели (победе), при этом путь ее достижения является вполне осознанным самим учащимся. Все участники игры изначально находятся на равных условиях; конечный же результат игры зависит от личностных качеств каждого из игроков. Таким образом, обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Происходит создание ситуации успеха, следствием становится также создание благоприятного эмоционального фона, который, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса. Существование в игре элемента неясности, то есть неполученного ответа, толкает учащегося на поиск ответа, что активизирует его познавательную деятельность.
3 Разработка ролевых игр для обучения иноязычному речевому общению
Для успешной реализации созданных ролевых игр необходимо учитывать следующие условия:
1) соблюдать единство и цели, содержания, методов, форм и средств обучения;
2) учитывать возрастные особенности обучающихся;
3) включать всех обучающихся (по мере их возможностей) в игровую деятельность;
4) соблюдать методику проведения ролевых игр на уроках английского языка (правил, этапов, включение всех структурных компонентов);
5) соблюдать общепедагогические, психологические и частнопредметные принципы;
6) использовать личностно ориентированный подход (учет интересов, типы темперамента, потребностей учащихся. Например, особенно это важно на этапе распределения ролей) [20].
При внедрении ролевых игр целесообразно использовать следующие методы [21]:
- интерактивный метод (учащиеся работают в малых группах, парах);
- наглядные: метод иллюстрации (использование наглядности: картинки, раздаточный материал, игрушки);
- практические (использование тренировочных упражнений);
- метод самостоятельной работы учащихся (работа с книгой, письменные задания);
- коммуникативный метод (ролевая игра стимулирует учащихся к общению).
Также следует отметить, что использование ролевых игр способствует развитию мотивов, таких как:
1) мотивы общения;
2) моральные мотивы;
3) познавательные мотивы.
Мы будем использовать следующие психологические приемы, способствующие повышению мотивации обучающихся к учебной деятельности [22]:
- применение карточек с дозированной помощью;
- поощрение (похвала, подбадривание);
- создание ситуации успеха;
- оказание помощи;
- проведение коллективного обсуждения итогов работы.
Заключение
Таким образом, использование игры в обучении имеет глубокие исторические корни. Это объясняется многогранностью игры: она способна обучать, воспитывать, социализировать, развлекать и одновременно давать отдых. Однако в историческом разрезе первостепенной задачей игры было именно обучение. По этой причине не возникает сомнений относительно того, что с самых первых моментов своего появления игра являлась одной из форм обучения: она представляла собой первичную школу воспроизведения различных реальных ситуаций, что приводило к их последующему освоению. По этой причине игры и стали использоваться еще в древности: для выработки необходимых качеств, привычек, навыков, а также развития способностей.
Использование игр в процессе обучения является вполне обоснованным за счет создания необходимой ситуации общения. С помощью игровых форм обучения можно достичь высоких результатов в изучении иностранного языка, так как они не только помогают снизить нагрузку, но также позволяют реализовать множество учебных задач в ситуациях, максимально приближенным к реальным ситуациям общения.
Урок, построенный на игровых технологиях, требует от учителя огромной подготовки, каждую игру необходимо тщательно спланировать: определить этап, подобрать материалы, подходящие по теме, уровню знаний и возрасту учащихся, подготовить карточки или наглядные пособия, разработать сценарий, распределить роли (при ролевых играх), обеспечить внимание и интерес к игре.
Ролевая игра является одним из различных способов изучения иностранного языка. Такие слова, как ролевые игры, моделирование и драма, иногда используются как синонимы, но в основном они иллюстрируют различные концепции. Некоторые ученые считают, что различие между ролевыми играми и моделированием заключается в подлинности ролей, принятых учащимися. Моделирование – это ситуация, в которой учащиеся играют естественную роль, другими словами, роль, которая иногда происходит в реальной жизни (например, покупка продуктов или бронирование отеля). Ролевая игра часто выбирается, чтобы создать ситуацию, чтобы учащиеся активно общались на языке, что делает его изучение более значимым. В то же время учащиеся знакомятся с различными стилями обучения – слушанием, запоминанием, обсуждением, письмом и представлением публике.
Ролевая игра полезна для отработки правильного поведения в сложных социальных взаимодействиях, которые учащиеся должны выбирать из широкого спектра возможных форм поведения. Хорошие ролевые темы включают в себя обмен материалами между классами, во время которого ученики должны поддержать и исправить человека, допустившего ошибку. Ролевая игра позволяет учителю распознавать сложность ситуаций и дает учащимся возможность практиковаться в принятии ответственных решений.
1. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Пособие для учителя / Г.В. Рогова. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
2. Немов, Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 640 с.
3. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с. 2
4. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника / О.С. Газман // Педагогика. – 2000. – №9. – С.17–21.
5. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Традиция, 2003. – 373 с.
6. Калаева, Г.Г. Интенсификация обучения иностранному языку при помощи учебных языковых игр / Г.Г. Калаева // ИЯШ. – 2005. – №6. – С.23–27.
7. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках иностранного языка / Е.В. Ильченко. – М.: Центр современных гуманитарных исследований, 2003. – 178 с.
8. Конышева, А.В. Игровые методы обучения / А.В. Конышева. — Минск : Высшая школа, 2005. — 160с.
9. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку. А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 167 с.
10. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М., 1991. – 223с.
11. Ливингстон, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / К. Лингвистон. – М., 1988. – 168 с.
12. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка / М.Б. Григорьева // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 10. – С. 47.
13. Колесникова, О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. – № 4, 1989. – С. 14–16.
14. Мильруд, Р. П. Компетентность в изучении языка / Р.П. Мильруд // ИЯШ,2004. – № 7. – С. 30-36.
15. Эльконин, Д. Б. Э53 Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
16. Стайнберг, Дж. 110 игр на уроках английского языка / Дж. Стайнберг. – М.: Астрель, 2004. – 129 с.
17. Сильвестрова, Д.В. Homo Ludens / Д.В. Сильвестрова, Д.Э. Харитонович. – М.: Прогресс, 1997. – 416 с.
18. Соловейчик, С.И. Учение с увлечением / С.И. Соловейчик. – М.: Детская литература, 1979. – 176 с.
19. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Гнатюк. – М.: Кнорус, 2010. – 256 с.
20. Осечкин, В. В. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь / В. В. Осечкин. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 1168 с.
21. Хегболдт, П. Изучение иностранных языков: Пер. с англ / П. Хегболдт. – М.: Наука, 1963. – 250 с.
22. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. – М.: Наука, 1987. – 69 с.
23. Маслыка, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е.А. Маслыка. – М.: Высшая школа, 2001. – 538 с.
24. Вайсбурд, М.Л. Телепередача как опора для организации ролевой игры на уроке иностранного языка / М.Л. Вайсбурд // ИЯШ, 2002. – №6. – С. 3-7.
25. Денисова, Л.Г. Драматические для творческой интерпретации / Л.Г. Денисова // ИЯШ, 1987. – № 2. – С. 55-57.
26. Олейник, Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников / Т.И. Олейник // ИЯШ 1989. – №1.- С. 27-31.
27. Филатов, В.М. Методическая типология ролевых игр / В.М. Филатов // ИЯШ, 1988. – № 2. – С. 25-30.