ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Психолого-педагогические аспекты, проблемы формирования монологической речи у детей в общей и коррекционной педагогике
1.1 Современное представление о понятии «монологической речи»
1.2 Сравнительная характеристика монологической речи у нормально развивающихся детей и детей с тяжелым нарушением речи
ГЛАВА 2 Диагностика состояний монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи
2.1 Методики для проведения исследования уровня развития монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи
2.2 Анализ результатов диагностики уровня развития монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи
ГЛАВА 3 Современные научно-методические подходы по формированию и развитию монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи
3.1 Теоретические основы коррекционной работы, направленные на совершенствования монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи
3.2 Содержание (направления) коррекционной работы, направленные на развитие монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи
3.3 Методическая система игр, задач и упражнений, направленных на развитие монологической речи младших школьников с ТНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. В современном обществе появляется большое количество детей с особенностями развития. Среди данной категории детей большую часть занимают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для преодоления нарушений речи такие дети нуждаются в специальном обучении. При ТНР у ребенка наблюдается нарушение всех сторон речи: фонетической, фонематической, лексической и грамматической.
Работа с младшими школьниками, страдающими недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Проблема развития речи является центральной в обучении детей с речевым нарушением. Успешность обучения в школе детей, их дальнейшее развитие в значительной мере зависят от уровня овладениями связной монологической речью.
Основная задача логопедического воздействия на детей младшего школьного возраста с ТНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
В специальной педагогике состояние речи детей с нарушениями речи и методические аспекты этой проблемы исследованы и освещены в работах В. К. Воробьевой, О. Е. Грибовой, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой и др.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1 Современное представление о понятии «монологической речи»
В процессе жизнедеятельности человек постоянно пользуется речью в ее различных формах. На сегодняшний день существует достаточно большое количество классификаций видов речи. В рамках классификации по роли и количеству участников речевого процесса. Так, одной из наиболее распространенных речевых форм является монолог.
Глухов В. П. определяет монологическую речь, как речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Монологическая речь не рассчитана на быструю реакцию слушателя или слушателей [1, с. 13].
В лингвистической литературе раскрывается ряд особенностей монолога.
Львов М. Р. говорит о том, что монолог представляет собой текст как «продукт, результат речевой деятельности, произведение речи - устное или письменное» [2 с. 366]. В свою очередь А. А. Леонтьев выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольность и программированность [3, с. 19].
Монологическая речь имеет достаточно сложное строение, выражает мысль одного человека, которая не известна слушателям. Поэтому высказывание развернуто и содержит более полную формулировку информации.
В своих работах В. В. Виноградов пишет о монологе, как о особой форме стилистического построения речи, которая стремится к выходу за пределы социально-нивелированных форм семантики и синтагматики. Автор дает следующие характеристики монолога [4]:
• последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;
• самостоятельным расположением речевых единиц;
• непрерывностью;
• относительной развернутостью;
• большей произвольностью;
• меньшей зависимостью от собеседника.
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1 Методики для проведения исследования уровня развития монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи
Для исследования уровня сформированности навыков монологической речи младших школьников с тяжелым нарушением речи специалистами часто используется серии заданий из тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой [16, с. 125].
Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей с нормальным речевым развитием и тяжелыми нарушениями речи. Для оценки выполнения заданий использовалась бально-уровневая система. Принято проводить исследование связной речи в двух заданий разной направленности:
1) составление рассказа по серии сюжетных картинок;
2) пересказ прослушанного текста.
Приведем примеры некоторых из заданий.
Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Бобик нашел друзей».
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трём критериям:
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
0 баллов – отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
ГЛАВА 3 СОРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
3.1 Теоретические основы коррекционной работы, направленные на совершенствования монологической речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи
Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения, коррекции общего н речевого поведения, нормализации регуляторной деятельности детей [17, с. 4].
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Кроме того, она сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы монологическая речь младшего школьника была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения и как можно более точный словарь [18].
Монологическая речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления учащегося с ТНР, определяя его возможности в коммуникативной и когнитивной деятельности.
Нарушение монологической речи, по мнению целого ряда ученых в области коррекционной педагогики, является стойким и типичным в структуре речевого дефекта при различных вариантах тяжелых речевых нарушений (Э. Б. Парфеновой, Л. Р. Давидович, В. К. Воробьевой, Л. Ф. Спировой, Р. Е. Левиной, Л. Б. Халиловой и др.) [19].
Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с ТНР имеет поэтапный характер. Успех коррекционно-педагогической работы в большей степени определяется коррекционным воздействием: эффективностью путей и средств, избираемых логопедом для преодоления дефекта у младшего школьника, а также обоснованностью программы речевого развития. Над проблемой развития понимания речи работали такие авторы как Л. А. Смирнова [20], В. В. Гербова [21], В. К. Воробьева [22], а также Е. М. Моисеенко [23], В. К. Крисанова [24] и другие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ по теме исследования, позволил нам сделать выводы о том, что монологическая речь представлена речью одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
В лингвистической литературе раскрывается ряд особенностей монолога: монолог представляет собой текст как «продукт, результат речевой деятельности, произведение речи - устное или письменное»; относительная развернутость, большая произвольность и программированность; имеет сложное строение и выражает мысль одного человека, которая не известна слушателям и т.д.
Среди видов монологической речи выделяют описание, рассуждение и повествование.
Кроме того, отметили, что своевременное и правильное развитие навыков связной устной речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связной письменной монологической речи.
Вопросам изучения развития связной монологической речи у детей с ТНР занимались многие авторы, которые отмечают, что связная монологическая речь детей с ТНР характеризуется рядом специфических особенностей.
Кроме того, нами было отмечено, что у детей с ТНР наблюдаются значительные трудности в овладении навыками монологической речи по сравнению с младшими школьниками без патологий развития речи.
1. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М. : ACT ; Астрель, 2005. – 351с.
2. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Просвещение,1996. – 367 с.
3. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев.– М. : Просвещение, 1999. – 485 с.
4. Виноградов, В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика [Текст] / В. Виноградов.– М. : Просвещение, 2003. – 258 с
5. Мыльцева, М. В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 124-126.
6. Тарлаковская, Е. А. Особенности монологической речи и ее функционально-смысловые типа при формировании монологических умений студентов II курса // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2006. № 1.
7. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. – М. : ВЛАДОС, 2004, – 220 с
8. Блягоз, А. Н. Профилактика речевых нарушений / А. Н. Блягоз // Вестник АГУ. – Майкоп, 2001. – С. 219–220.
9. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Терентьева, Н. В. Костычева. — М.: Высшее образование, 2008.
10. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию устной речи / Т. А. Ладыженская. – М. : Педагогика,1980. – 225 с.
11. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
12. Дроздова, Н. В. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
14. Развитие речи ребенка младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cpd.yaroslavl.ru/
15. Ладыженская, Т.А. Связная речь. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыжская. - М., 2000.
16. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2000. – 236 с.
17. Кислякова, Ю. Н., Мороз, Л. Н. Воспитание и обучение детей с тяжелым нарушением речи / Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Мн. : НИО, 207. – 276 с.
18. Студенческая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://students-library.com/
19. Лагун, Т. Т. К проблеме формирования монологической речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Т. Т. Лагун // Специальное образование: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.; г. Минск, 14–15 апр. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: С.Е. Гайдукевич [и др.] [Электронный ресурс]. – Минск: БГПУ, 2016. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
20. Смирнова, Л. А. Приемы работы по преодолению имперессивного аграмматизма у детей / Л. А. Смирнова // Дефектология. - 2001. - №3.- С.65-69.
21. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова.—Москва: Медицина, 1999, - 266 с.
22. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В. В. Глебова. - М.: Просвещение, 2000.
23. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006.
24. Моисеенко, Е. М. Формировнаие синтаксической структуры предложения у дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы.// Современная логопедия: теория, практика, перспективы: материалы междунар. науч.-практ.конф. 12-14 сент. 2002 г.Моск. гос. откр. пед. ун-т. М., 2002. - С 43-45.
25. Крисанова, В. К. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недоразвитие речи / В. К. Крисанова // Дефектология. - 2003. - №3. - с. 54-58.
26. Занков, Л. В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталых школьников на первых этапах обучения / Л. В. Занков. - М. Изд-во АПН РСФСР. – 307 с.
27. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И. М. Соловьева. – М. Просвещение. 2006. -370 с.
28. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. / В. П. Глухов. —Москва: АРКТИ, Дефектология - № 2- 1999 с.56-73
29. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детский речи / А. Н. Гвоздев. - М. : Педагогика. 2001. – 170 с.
30. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи / Т. А. Ткаченко. – СПб : Детство-пресс, 1999. – 215 с.