ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК МЕТОДА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Значение художественной литературы в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.2 Характеристика содержания знаний о растениях в учебной программе дошкольного образования
1.3 Методика чтения художественной литературы о природе в работе с детьми дошкольного возраста
ГЛАВА II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТЕНИЯМИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Характеристика практики работы младшей группы по ознакомлению детей с растениями
2.2 Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями в процессе чтения художественной литературы
2.3 Анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в том, что экологические проблемы сегодня становятся ведущими проблемами человечества и носят глобальное, общепланетарное значение. Особую угрозу представляет нарушенное экологическое равновесие и данная проблема носит всемирный характер. Во всех регионах планеты происходит ухудшения состояния здоровья как взрослого, так и детского населения. Учёные-экологи связывают это с вредными выбросами в атмосферу, загрязнениями воды и почвы, некачественными продуктами питания. Экологические проблемы в некоторых регионах планеты приобретают статус бедствия. Всё это требует от людей изменения отношения к экологическим проблемам, осознанный выбор и переход к новому типу мышления, философии сохранения природы.
Возраст дошкольного детства – сензитивный период в формировании экологической культуры личности. Именно в дошкольном возрасте происходит закладка основ личности, понимание и чувствование природы, бережное отношение к ней и к окружающему миру. Ребёнок выделяет себя как элемент окружающего мира и с первых своих дней общается с природой, формируя своё ценностное отношение ко всему живому, экологическое мировоззрение и культуру. Будет ли это отношение позитивным, жизнеутверждающим зависит от окружающих ребёнка взрослых. И дошкольному учреждению здесь принадлежит не менее значимая роль, чем близкому окружению ребёнка.
Формирование экологической культуры ребенка дошкольного возраста включает в себя разнообразные экологические представления, знания и умения. Важным звеном формирования общей экологической культуры является экологические представления о растениях. Ребёнок должен усвоить, что природа, при бережном и уважительном к ней отношении может стать не только источником эстетического наслаждения, но и хороши помощником, другом и даже лекарем.
Все это привело к выбору темы курсовой работы – «Формирование представлений у детей дошкольного возраста о растениях в процессе чтения художественной литературы во второй младшей группе».
В своей работе мы опирались на исследования С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.П. Салеевой, В.А. Зебзеевой, Н.Е. Пермяковой, В.В. Смирновой, В.А. Ясвина и других. Стоит отметить, что проблема формирования экологических представлений детей дошкольного возраста о растениях ещё не получила должного освещения в научно-методической литературе.
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК МЕТОДА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Значение художественной литературы в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования и начальным этапом формирования личности человека, его ценностей в мире природы. Но ребенок дошкольного возраста без помощи взрослого не может присоединиться к этому огромному слою экологической культуры из-за его универсальности, обширности и сложности. Поэтому педагог становится предметом экологического образования. Он определяет степень, в которой сформировался ребенок: экологическое сознание, гуманное отношение к живым существам, экологически ориентированное поведение и деятельность в естественной среде, т.е. ответственное отношение к природе, которое не продиктовано соображениями «отдаленного прагматизма» (сохранение природы, чтобы будущие поколения могли им пользоваться), но чтобы заботиться о природе ради себя.
Художественная литература является источником знаний о мире, важнейшим средством воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. Читая детям книги о природе, они расширяют свои знания о природе. Искусство слова может вызвать сенсорное восприятие природы, на основе которого воспитывается молодое поколение [1].
Самые яркие эмоциональные впечатления у детей дошкольного возраста вызывают художественная литература. Книга играет огромную роль в воспитании детей, в том числе экологическом. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы позволяет сформировать любовь к природе на основе содержания литературных произведений. При работе с литературными текстами важно выбирать книги с яркими иллюстрациями, чтобы вы могли почувствовать красоту, дать базовые знания о природе, воспитать заботливое отношение к ней, например, вы можете сочетать запоминание нового стихотворения с наблюдениями.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Художественная литература является источником знаний о мире, важнейшим средством воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. Читая детям книги о природе, они расширяют свои знания о природе. Самые яркие эмоциональные впечатления у детей дошкольного возраста вызывают художественная литература. Книга играет огромную роль в воспитании детей, в том числе экологическом. Специфика литературы позволяет сформировать любовь к природе на основе содержания литературных произведений.
В Учебной программе дошкольного образования представлена характеристика содержания знаний о растениях для детей разных возрастных групп. С каждым годом происходит усложнение знаний детей о растениях, об уходе и потребностях растений.
В ходе организованной образовательной деятельности закрепляются, уточняются, расширяются конкретные представления детей, полученные при знакомстве с литературным произведением. Чтение книги осуществляется в течение всего учебного года и органично сочетается со всеми другими формами работы. Основная задача воспитателя - сформировать у детей ответственное отношение к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними.
ГЛАВА II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТЕНИЯМИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Характеристика практики работы младшей группы по ознакомлению детей с растениями
Формирование представлений о растениях у детей младшего дошкольного возраста играет большую роль в формировании личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующее исследование, в котором мы определили цель и задачи нашего исследования.
Исследование проводилось на базе … В эксперименте принимало участие 15 детей, возраст которых 3-4 года.
Содержание диагностики соотносится с содержанием учебной программы.
На данном возрастном этапе у воспитанников формируются умения различать и называть растения, поэтому в диагностическом инструментарии использованы следующие вопросы:
Назови, какие ты знаешь растения.
Назови и покажи растения нашей группы.
Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений).
Также у детей формируются представления о частях растений, поэтому были использованы следующие вопросы:
Назови и покажи части растений.
Помимо этого, у детей формируются представления о способах ухода (полив, рыхление, удаление пыли, прополка, посев, посадка) за растениями уголка природы, цветника, огорода, для того чтобы они росли, чувствовали себя хорошо, были красивыми, чтобы у них были зеленые сочные листья, упругий стебель. Были использованы следующие вопросы:
Покажи, какие растения необходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?
Как правильно ухаживать за растениями?
Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Формирование представлений о растениях у детей младшего дошкольного возраста играет большую роль в формировании личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующее исследование, в котором мы определили цель и задачи нашего исследования.
Исследование проводилось на базе … В эксперименте принимало участие 15 детей, возраст которых 3-4 года.
Результаты исследования показали, что работа по формированию представлений о растениях осуществлялась, но не систематически, не был достаточно оснащён образовательный процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.
В этой связи мы составили и реализовали комплекс литературных произведений для обогащения знаний детей младшего дошкольного возраста о растениях.
Результаты контрольного этапа показали, что проведённая нами система работы по использованию литературы как средство формирования представлений о растения, у детей младшего дошкольного возраста повысила знания и практические умения работы с растениями. Среди обследуемых нами 15 человек после проведённой работы, каждый ребёнок повысил степень представлений о растениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования и начальным этапом формирования личности человека, его ценностей в мире природы. Но ребенок дошкольного возраста без помощи взрослого не может присоединиться к этому огромному слою экологической культуры из-за его универсальности, обширности и сложности. Поэтому педагог становится предметом экологического образования. Он определяет степень, в которой сформировался ребенок: экологическое сознание, гуманное отношение к живым существам, экологически ориентированное поведение и деятельность в естественной среде, т.е. ответственное отношение к природе, которое не продиктовано соображениями «отдаленного прагматизма» (сохранение природы, чтобы будущие поколения могли им пользоваться), но чтобы заботиться о природе ради себя.
Читая книгу, ребенок видит определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о реальности. Ценности приобретают живой контент в произведении искусства. Художественную литературу следует чаще использовать как средство развития гуманности, гуманистических качеств человека: доброты и справедливости, гражданственности. В связи с этим педагог должен уделять особое внимание подбору произведений, методологии чтения и ведения бесед о произведениях искусства с целью формулирования гуманных чувств и этических представлений у детей, а также передачи этих идей в жизнь и на деятельность детей (как пробуждаются чувства детей в искусстве, в их деятельности, в общении с окружающими их людьми). Выбирая литературу для детей, необходимо помнить, что моральное, нравственное влияние литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
В Республике Беларусь была издана Учебная программа дошкольного образования, которая содержит раздел социально-нравственное воспитание. В свою очередь в образовательной области программы ребенок и природа рассмотрен подраздел растения для каждой возрастной группы, где представлены задачи по формированию знаний и навыков о потребностях растений для каждой возрастной группы дошкольного учреждения.
Согласно учебной программе дошкольного образования, во второй младшей группе у детей формируют представления о строении растения (лист, стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод); о потребностях растения в свете, влаге и тепле; а так же знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями. Педагог формирует у детей дошкольного возраста бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка).
1 Баймашова, В. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растениями / В.А. Баймашова, Г.М. Охапкина. – Мн. : Скрипторий, 2008. – 72 с.
2 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
3 Веретенникова, С.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : учебное пособие / С.А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 1980. - 272 с.
4 Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : книга для воспитателей / Н.Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 1978. - 154 с.
5 Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования детей дошкольного возраста / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 23-27.
6 Грецова, В.Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней / В.Г. Грецова. - М. : Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1969. – 146 с.
7 Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология : пособие для высших учебных заведений / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов на Дону: Из-во Феникс,1996. - 480 с.
8 Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. — 323 с.
9 Зотов, В.В. Лесная мозайка : учебно- методическое пособие / В.В. Зотов. - М. : Просвещение,1993. - 240 с.
10 Каменева, Л.А. Как знакомить детей дошкольного возраста с природой : пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева. - М. : Просвещение, 2015. - 137 с.
11 Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л.В. Компанцева. – М. : Просвещение, 1985. – 96 с.
12 Лейбсон, В.И. Чему учат стихи? / В.И. Лейбсон. – М. : Просвещение, 1965. – 67 с.
13 Лучич, М.В. Детям о природе : книга для воспитателей ДОУ / М.В. Лучич. - М.: Просвещение,1989. - 143 с.
14 Макровская, М.М. Уголок природы в детском саду : книга для воспитателей ДОУ / М.М. Макровская. - М.: Просвещение,1989. - 165 с.
15 Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 1981. - 192 с. -
16 Николаева, С.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к природе : книга для воспитателей ДОУ/ С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 с.
17 Петрас, З. Художественная литература в воспитании интереса и любви к природе / З. Петрас // Дошкольное воспитание. – 1970. - № 10. – С. 24-30.
18 Рожина, Л.Н. Изучение художественного восприятия и литературных способностей учащихся: методич. пособие / Л.Н. Рожина. – Мн. : Нар. асвета, 1992. – 47 с.
19 Саморукова, П. Г. Освоение детьми дошкольного возраста новых знаний о росте и развитии растений и животных как центральной связи понятия «живое» / П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева // Умственное воспитание детей в детском саду. - 1981. – №4. - С. 18-20.
20 Саморукова, П. Г., О возможности усвоения детьми дошкольного возраста знаний о росте и развитии растений и животных / П.Г. Саморукова, С.И. Изотова, М.А. Совершаева // Дошкольное воспитание: Научн. докл. / Под ред. В. И. Логиновой. - 1976. – №6. - С. 16-24.
21 Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учебное пособие для студ. вузов / Т.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
22 Сухомлинский, А.В. Сердце отдаю детям : учебно-методическое пособие / А.В. Сухомлинский. - М.: Издательство политической литературы, 2000. - 367 с.
23 Христовская, Т. В. Формирование у детей дошкольного возраста динамических представлений о росте и развитии растений / Т.В. Христовская. - М., 1987. – 18 с.
24 Учебная программа дошкольного образования // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019. –479 с.
25 Юсупова, П. Формирование у детей старшего дошкольного возраста правильных представлений о росте и развитии растений / П. Юсупова. - Ташкент, 1981. – 16 с.