На сегодняшний день организация воспитательной работы должна осуществляться таким образом, чтобы вся совокупность воспитательных средства была направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни. Ученик должен сам на основе ценностных отношений формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Образовательный процесс, кроме всего прочего, должен быть обращен на формирование личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
При этом, формирование социально-бытовой компетенции является одним из сопутствующих направлений обучения и воспитания младших школьников, особенно тех, у которых наблюдаются в различной степени нарушения речи. Главнейшей задачей специального образования Республики Беларусь является сделать ребенка с особенностями развития не отчужденным, а полноправным гражданином, способным самому строить свою жизнь [1, с. 24 – 25].
Овладение компетенциями, в том числе социально-бытовыми, определяется как одно из средств достижение реальной самостоятельности ребенка путем снижения его зависимости от помощи взрослых. Многочисленными авторами установлено, что ученики младших классов с особенностями психофизического развития могут овладеть определенными компетенциями при адекватной коррекционно-педагогической помощи и программно-методическом обеспечении данного процесса (И.М. Бобла, А.М. Змушко, Т.Л. Лещинская, Т.А. Процко, В.А. Шинкоренко и др.).
Решающая роль обучения в социально-бытовой сфере признается учеными и педагогами-практиками как в области дефектологии (И.М. Бгажнокова, Н. П. Павлова, А.Р. Маллер, А.В. Усвайская и др.), так и в области общей педагогики (Р.С. Буре, В. И. Логинова, Н. И. Петрова и др.).
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование социально-бытовой компетенции является важной составляющей социализации младшего школьника, в основе которой лежит усвоение им жизненного опыта. Ребенок овладевает опытом путем вхождения в социальную среду и познания предметного мира, что обусловливает необходимость формирования у него умений взаимодействовать с окружающими людьми и осуществлять практическую деятельность. Это обеспечивает реализацию потенциальных возможностей школьника и позволяет ему проявлять самостоятельность во всех сферах жизнедеятельности. Вопросы формирования социально-бытовой компетенции школьников с нарушениями речи актуальны, так как готовят их к выходу во взрослую жизнь, к самостоятельности, учат культуре поведения в семье и обществе, но при этом мало изучены и разработаны.
Прежде, чем рассматривать понятие социально-бытовой адаптации, необходимо определить, что является социальной адаптацией как более широкого понятия, включающего в себя и бытовой аспект взаимодействия личности с окружающим миром.
Социальная адаптация рассматривается с нескольких точек зрения, которые определяются системами, которые вступают во взаимодействие между собой:
1. отношения природы и общества (экология);
2. взаимодействие общества и социальных групп (социально-психологические исследования);
3. взаимодействие общества и человека (психология);
4. взаимодействие социальных групп и человека (сфера психолого-педагогического изучения).
В психологии социальная адаптация изучается как:
- процесс приспособления отдельного человека к окружающему миру с помощью удовлетворения жизненноважных потребностей, а также базовой потребности в безопасности;
- процесс приспособления к социальному миру при помощи соблюдения требований общества, в котором он живет, ожиданий, определенных норм поведения.
С социологической точки зрения (А.А. Грицанов, Г.Н. Соколова, В.И. Жуков и др.) социальная адаптация – приспособление личности или группы к меняющейся среде, установленным нормам, ценностям, принятым в данном социуме, группе и т.п. При этом, в процессе приспособления происходит согласование требований и ожиданий с обеих взаимодействующих сторон.
Социально-педагогическая сфера представляет социальную адаптацию как выработку приемлемых, адекватных способов поведения в условиях трансформирующейся социальной среды (В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, Е.Н. Морозова и др.).
Для подтверждения гипотезы данного исследования была проведена диагностика младших школьников. В констатирующем эксперименте приняли участие 23 школьника с нарушениями речи различной степени.
Цель исследования: подтвердить гипотезу о том, что учащиеся младшего школьного возраста с нарушениями речи испытывают затруднения различной степени в процессе приобретения социально-бытовых навыков и поэтому нуждаются в коррекционной работе с ними.
Задачи исследования:
- определить уровень развития навыков самообслуживания;
- выявить степень социально-бытового ориентирования;
- определить, необходима ли коррекционная работа по социально-бытовой адаптации с младшими школьниками.
Диагностика проводилась с помощью нескольких методов:
- метод наблюдения за развитием навыков самообслуживания и социально-бытового ориентирования;
- метод анкетирования родителей с целью выявления уровня развития социально-бытовых компетенций школьников;
- метод беседы с младшими школьниками с целью выявления степени сформированности межличностных отношений; беседа с педагогами об уровне сформированности социально-бытовых навыков учащихся (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие социально-бытовой адаптации включается в более широкое определение – социальная адаптация как составляющую социализации младшего школьника. Социальная адаптация представляет собой процесс деятельности, коммуникации, самосознания, в основе которого находится приспособление (активное или пассивное), взаимодействие с окружающей средой как совокупностью условий жизнедеятельности общественных отношений. При этом успех социально-бытовой адаптации школьника непосредственно зависит от степени его компетентности в данной сфере и определяется готовностью использовать социальные и бытовые компетенции в определенных ситуациях.
Также важно понимать, что младший школьный возраст является периодом различных изменений личности ребенка, в подавляющем большинстве позитивных. Накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения. В младшем школьном возрасте происходит развитие мыслительных операций, мышление становится доминирующей функцией, завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Особую характеристику творческого мышления младших школьников составляет присущая им конкретная образность мышления, некритичное отношение продукту собственного творчества.
При этом, нарушения речевого навыка младших школьников могут стать препятствием при социально-бытовой адаптации, что непосредственно сказывается на освоении ребенком (впоследствии младшим школьником) социально-бытового пространства. Это может проявляться как в незнании названия определенных предметов, невозможности правильно назвать процесс, предмет, так и в более серьезных препятствиях в социально-бытовом освоении окружающего мира (сложности в общении, высказывании своего мнения, требования, желания; непонимание взрослого; невозможность установить контакт со сверстниками).
В результате проведенного исследования младших школьников с нарушениями речи был сделан вывод о том, что многие из детей не владеют в достаточной мере социально-бытовыми навыками, не могут свободно ориентироваться в пространстве, не всегда самостоятельны в бытовом ежедневном обслуживании. Были разработаны рекомендации по коррекционной работе, направленной на улучшение социально-бытовой адаптации учащихся младших классов с нарушениями речи. Коррекционная работа проводится последовательно, с полным закреплением предыдущего материала в блоке.
1. Виноградова, Н. А., Позднякова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для младших школьников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
2. Аксенова, А.К., Антропов А.П., Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / А.П. Бгажнокова. – М.: Изд-во Просвещение, 2006. – 296 с.
3. Буре, Р. С. Готовим детей к школе: кн. для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
6. Диагностические задания, используемые на этапе фронтального изучения детей для выявления предпосылок адаптационных нарушений // Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М., 2001. – С. 3 – 11.
7. Житко, И.В. Развивающие игры / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. – Мн: Выш. шк., 2007. – 72 с.
8. Зайнышев, И.Г. Теория и методика социальной работы: в 2 ч.: учеб. пособ. / И.Г. Зайнышев. – М.: Изд-во «Союз». – 1994. – 339 с.
9. Зайцев, И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И.С. Зайцев // Дэфекталогія. – 2003. – № 5. – С. 107 – 115.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
11. Коноплева А.Н. Задачи и приоритеты специального образования: Проблемы, пути их решения// Дэфекталогія. 2005. - № 6. С. 23 – 25.
12. Кузнецова, Л.В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации / Л.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 4. – С. 70 – 74.
13. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. – 367 с.
14. Маллер, А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
15. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей. – М., 1996. – 157 с.
16. Младший школьник: развитие познавательных способностей / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
17. Павлова, Н.П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательных школ / Н.П. Павлова //Дефектология. – 1991. – № 1. – С. 53 – 58.
18. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия /Е.Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007. – 116 с.
19. Полякова, Н. Воспитывать радость познания/ Н. Полякова// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 12. – С. 8 –13.
20. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 529 с.
21. Рябова, Н.В. Социально-бытовая ориентировка умственно отсталого школьника: программа курса и методические рекомендации /Н.В. Рябова. – Саранск, 2006. – 124 с.
22. Семаго, Н.Я. Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал / Н.Я. Семаго. – М., Айрис-пресс, 2006.
23. Семаго, Н.Я. Пространство языка (лингвистическое пространство). Демонстрационный материал / Н.Я. Семаго. – М., Айрис-пресс, 2006.
24. Семаго, Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал / Н.Я. Семаго. – М., Айрис-пресс, 2006. – 96 с.
25. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
26. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. 2-е изд. / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2008.
27. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. – 223 с.
28. Шаховская, С.Н. Проблема социализации безречевых детей / С.Н. Шаховская // Логопедия: методические традиции и новаторство: учеб.-метод. пособ. / под ред. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец. – М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. – С. 289 – 293.
29. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практич. психологии, 1997. – 416 с.
30. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва: Сентябрь, 1996. – 120 с.