ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и понятие экологических и природоведческих представлений
1.2 Особенности формирования природоведческих и экологических понятий у детей дошкольного возраста
1.3 Влияние опытов и экспериментов на формирование природоведческих и экологических понятий у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Определение уровня сформированности представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методика использования экспериментирования и опытов в формировании представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования работы. В современном мире человек оказывает очень большое влияние на природу, поэтому одной из важных задач является воспитание экологической культуры, так как человек тоже может ей навредить. Несмотря на трудности, вызванные глобальным экономическим кризисом, экологические проблемы остаются не менее актуальными и тревожными для мирового сообщества. Люди принимают различные меры для ее защиты, но и этого недостаточно для предотвращения отрицательного и разрушающего воздействия человека на природу. Загрязнение водоемов, засорение лесов и полей, нарушение баланса экосистем и т.д. – Все это грозит серьезными экологическими проблемами всему человечеству в будущем времени и всей планете в целом. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать экологическую культуру поведения у подрастающего поколения с самого раннего возраста. Дальнейшее существование человечества и его совершенствование в будущем возможно только при условии формирования качественно новых отношений в системе «Человек – Природа». Основой в этом процессе должно стать создание системы образования в учреждениях дошкольного образования, поскольку именно этот образовательный этап образования играет решающую роль в формировании грамотной личности. В сознании ребенка дошкольного возраста должны быть закреплены экологические правила построения мира, чтобы понять закономерности природы и роль человека в ней.
Проблемами формирования экологической культуры и отдельных ее компонентов у воспитанников учреждений дошкольного образования занимались Е.В. Арефьева, С.А. Карпеев, В.Д. Мелаш, Е.В. Орлов, А.А. Плешаков, Л.П. Салеева, A. Чистякова, Е.В. Яковлева и др.
К шести годам у детей развивается достаточно высокий уровень когнитивной активности. Интенсивно развиваются высшие формы зрительного и зрительно-схемного мышления, на основе которых можно формировать обобщенные знания. Дети начинают не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать и понимать связи и зависимости между ними. Они обсуждают наблюдаемые факты, строят элементарные выводы. Дети, стремясь найти истину, получить ответы на волнующие их вопросы, все чаще включаются в процесс проведения экспериментов или опытов. Эксперименты и опыты являются эффективными методами познания закономерностей и явлений окружающего мира. Самостоятельно направленное знание всегда более осознанно и прочно. В процессе проведения экспериментов и опытов ребенок получает новые знания, формируется высокий уровень познавательной активности. Эксперименты и опыты также оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка и развивают его творческие способности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и понятие экологических и природоведческих представлений
Глобальные проблемы нашего времени, угрожающие жизни людей и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, потребовали реализации идей формирования экологического информационного общества.
Экологическое образование – это особый, целенаправленный, организованный, системный, последовательный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает формирование и развитие ответственного отношения к природе как к общечеловеческой ценности.
Научно-технический процесс наносит катастрофический ущерб окружающей среде, что также сказывается на состоянии человека. Укрепляется связь между человеком и природой, в связи с чем усиливается изучение окружающей среды и ее процессов. Сегодня существует много понятий «экологии», каждое из которых представляет и раскрывает свою точку зрения. Даже при наличии многих терминов каждое из них не имеет права на существование [11, с. 132].
Экология – это совокупность научных знаний о взаимодействии живой и неживой природы и ее последствиях. Она рассматривает связи, которые являются основой для поддержания жизни в нашей окружающей среде. Но в то же время эта наука изучается в других дисциплинах. Все они составляют организм, называемый биологией. Давным-давно исследователи начали изучать окружающую среду, но есть много феноменов и элементов, которые еще не изучены. В то же время каждое из мнений раскрывает определенные взгляды на окружающий мир. Некоторые исследователи отмечают, что человеческая цивилизация находится на грани разрушения, по чьей вине они сами появятся. Они отмечают, что важно искать пути сохранения и поддержания окружающей среды. Важно учитывать не только влияние человека на природу, но и его взаимоотношения.
Вопросы развития экологических идей и личного самосознания остаются актуальными и в наше время в связи с возникновением новых экологических катастроф. Каждый человек должен понимать, что все сферы – люди, животные, растения – тесно взаимосвязаны, поэтому мы должны их защищать и сохранять.
Выводы по главе 1
Под экологическими и природоведческими понятиями в современной педагогической литературе понимается информация о взаимосвязи растений и животных с окружающей средой, их адаптации к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и др. Экологические и природоведческие понятия являются одним из элементов экологической культуры. Конечным результатом экологического образования, направленного на формирование экологической культуры личности, является развитие экологического сознания, и работа в этом направлении начинается с раннего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования системных экологических и природных представлений детей, улучшающихся в результате педагогического воздействия, которое направлено на решение конкретных проблем, возникающих в связи с целью экологического образования и его значением для развития личности.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Определение уровня сформированности представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста
Определив значение экспериментирования и опытной деятельности в развитии личности ребенка, особенности формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста, мы спланировали практическую часть. В исследовании приняли участие 20 человек (12 мальчиков и 8 девочек) старшей группы ГУО «Ясли-сад №8 г. Березино», которые составили две группы: контрольную и экспериментальную.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень сформированности представлений о характерных особенностях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали показатели уровня сформированности представлений, за основу взяли показатели развития воспитанников из учебной программы дошкольного образования (Приложение А).
Мы подобрали методы для выявления уровня сформированности представлений: беседа, дидактическая игра, наблюдение. Содержание каждой беседы было направлено на выявление полноты и объема представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста (Приложение Б). Беседа проводилась с каждым ребенком индивидуально. При затруднении использовались иллюстрации с изображениями объектов и явлений, о которых идет речь.
На основании индивидуальных карт обследования мы вывели общий уровень сформированности представлений каждого ребенка, который условно был обозначен как высокий, средний, низкий.
Выводы по главе 2
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Во время обследования воспитанников были выявлены следующие проблемы: частичное знание детьми назначения объектов неживой природы и возможности их использования в жизни человеком; неумение устанавливать закономерные взаимосвязи между живой и неживой природой.
С целью повышения уровня сформированности представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста был разработан комплекс занятий с использованием опытов экспериментов, который был апробирован в экспериментальной группе.
Результаты проведенной работы показали, что применение разработанных комплексов опытов и экспериментов способствует расширению представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста; развивает исследовательские умения детей: определение проблемы, постановка цели, анализ объекта, выдвижение гипотезы, отбор средств и материалов, решение проблемы, умение делать умозаключения и выводы; способствует речевому развитию; развивает личностные качества воспитанников: инициативность, самостоятельность, целеустремленность, умения взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под экологическими и природоведческими представлениями в современной педагогической литературе понимаются сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т. д. Экологические и природоведческие представления выступают одним из элементов экологической культуры. Конечным результатом экологического воспитания, направленного на формирование экологической культуры личности, является развитие экологического сознания, и работа в данном направлении начинается уже в период дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования системных экологических и природоведческих представлений детей, совершенствующихся в результате педагогического воздействия, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического образования и его значения в развитии личности.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Наблюдение за изучаемым объектом или явлением – неотъемлемая часть любого опыта. Эксперимент понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность. Экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Как специально организованная деятельность, эксперимент, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Эксперимент и опытная работа активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе и т.п.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста. Во время обследования воспитанников были выявлены следующие проблемы: частичное знание детьми назначения объектов неживой природы и возможности их использования в жизни человеком; неумение устанавливать закономерные взаимосвязи между живой и неживой природой.
С целью повышения уровня сформированности представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста был разработан комплекс занятий с использованием опытов экспериментов, который был апробирован в экспериментальной группе.
1. Агафонова, А. С. Практикум по общей педагогике / А. С. Агафонова. – СПб. и др. : Питер, 2003. – 416 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
3. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
4. Варивода, В. С. Экологическое воспитание дошкольников / В. С. Варивода. – Изд. 3-е. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 122 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М., 2004. – 156 с.
6. Дорошко, О. М. Экологическая педагогика / О. М. Дорошко ; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно : ГрГУ, 2002. – 175 с.
7. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
8. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
9. Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г. Н. Казаручик. – Минск : Нац. инт образования, 2014. – 72 с.
10. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 79 с.
11. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : Нац. инт образования, 2014. – 255 с.
12. Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева [и др.] : под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 319 с.
13. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г. А. Кудрявцева. – Мозырь, 2005. – 55 с.
14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2003. – 64 с.
15. Петрикевич, А. А. Экологическая мозаика (Серия «Умнейка!») : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. – Минск : Жасскон, 2012. – 40 с.
16. Прохорова, Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие / под ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2010. – 72 с.
17. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1985. – Режим доступа : http://www.lib.mdpu.org.ua/.../poddyakova _razvitie_mishleniya_i_ymstvenoe_vospitanie_doshkoln.
18. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. И. Смолер. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 104 с.
19. Стреха, Е. А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников / Е. А. Стреха. – Минск : Зорны верасень, 2007. – 80 с.
20. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Стреха; рец. : Г. Н. Казаручик, С. В. Шкляр. – Минск : Народная асвета, 2012. – 64 с.
21. Стреха, Е. А. Познаем мир природы : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. – Минск : Жасскон, 2012. – 24 с.
22. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. инт образования, 2012. – 416 с.
23. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой [Электронный ресурс]. – Минск : Стреха Е. А., 2013. – Режим доступа : http://www.elib.bspu.by/bitstream/doc/.../Стреха%20Е.А