Введение
1. Теоретические основы суицидального поведения у подростков
1.1 Проблемы суицидального поведения в психологической науке
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Особенности проявления суицидального поведения у подростков
1.4 Профилактические мероприятия по предотвращению суицида у подростков
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме подросткового суицидального поведения. По данным Детского фонда ООН в последние годы отмечается значительное увеличение числа суицидальных попыток и суицидов среди подростков. Сегодня многими специалистами отмечается устойчивый рост асоциальных проявлений среди детей подросткового возраста. Это связано с тем, что подростковый возраст является самым сложным в жизни каждого человека, так как именно в это время начинается формирование личности, ее ценностей и приоритетов. В этот период ребенок поддается своим эмоциям, у него беспричинно меняется настроение, он становится более раздражительным и агрессивным, остро реагирует на незначительные замечания. Подростки сталкиваются с жизненными проблемами, но зачастую в силу своей неопытности в разрешении сложных ситуаций, они переживают и теряются. У ранимых и особо чувствительных детей в таких случаях могут возникнуть мысли о суициде.
Жизнь в современном обществе для подростка с еще не сформированным сознанием полна своеобразных ситуаций, в том числе и проблемных. Что касается последних, то они зависят от многих причин, одной из которых выступает интерес подростков ко всему новому, неизвестному. Особенно остро встает вопрос, когда этот интерес сопровождается безучастностью в этом процессе родных людей. Порою в семьях складываются отношения, в которых взрослые индифферентны к своим детям либо даже враждебно настроены, проявляя свой негатив в процессе воспитания ребенка. Испытывающие дефицит проявления чувств подростки часто находятся в страхе и тревоге, обычно замыкаются в себе, уходят в собственный мир переживаний и грез. В кризисные периоды жизни подростки из любопытства или стремления найти собеседников и обсудить свои проблемы часто обращаются к интернет-ресурсам, особенно к сайтам, с помощью которых они могут получить разрядку либо совершать рискованные действия, которые связаны с возможностью расставания с жизнью в виртуальном мире и завершающиеся в реальном. Неблагоприятные жизненные обстоятельства, неспособность справиться с огромным объемом информации, неумение самостоятельно преодолеть жизненные трудности и принудить себя к выполнению полученных заданий в школе и дома в определенном сочетании с другими факторами могут привести к суициду.
Проблемами суицидального поведения подростков занимались отечественные психологи, педагоги, социологи: А.Г. Амбрумова, А.М. Волкова, Е.М. Вроно, Л.Я. Жезлова, Я.И. Гилинский, А.А. Колмаков, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, В.А. Скачкова, В.А. Тихоненко. Основу исследований суицидального поведения подростков заложили такие
1. Теоретические основы суицидального поведения у подростков
1.1 Проблемы суицидального поведения в психологической науке
Проблемой изучения суицидального поведения в психологии занимались такие известные ученые как А.Г. Амбрумова, А.М. Волкова, Е.М. Вроно, Л.Я. Жезлова, Я.И. Гилинский, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко, А.В. Поздняков, В.А. Тихоненко, Э. Дюркгейм, К. Меннингер, Н. Фарбероу, З. Фрейд, Э. Шнейдман и мн. др.
В психологической литературе различают понятия суицида и суицидального поведения. Под суицидом понимается осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение же является более широким понятием, включающим кроме суицида, все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки и покушения на свою жизнь.
Важной проблемой суицидального поведения в психологической науке является понимание природы и причин, способствующих суицидальному поведению. В настоящее не существует общепринятой концепции, объясняющей природу суицидального поведения. Выделяются отдельные теоретические подходы к изучению суицидального поведения, среди которых можно назвать: психопатологический, психологический, социологический, клинико-психологический, социально-личностный подходы.
Психопатологическая концепция основана на положении о том, что самоубийцы являются душевнобольными людьми, а суицидальные действия являются проявлением острых или хронических психических расстройств. Представители данной концепции – отечественные психиатры Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, Л.А. Прозоров – предпринимали попытки выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (суицидомания), а саму проблему изучали медицинскими методами. В настоящее время психопатологическая концепция вызывает только исторический интерес, одно некоторыми исследователи поддерживается идея о том, что суицидальные действия являются формой проявления психических заболеваний [1, с. 87].
Психологический подход основан на идеи о том, что в формировании суицидальных тенденций личности главная роль принадлежит психологическим факторам. Основателем психоанализа З. Фрейдом самоубийство рассматривалось в качестве проявления инстинкта смерти, выражения агрессии, в частности, аутоагрессии. Сторонники психоаналитической концепции видят в суициде преобразованное
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст представляет собой стадию онтогенетического развития между детством и взрослостью, охватывающий период от 11-12 до 14-15 лет, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Этот период представляет собой длительный путь развития: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения под влиянием общества подросток может обрести чувство личности [12, с. 345].
В работе Е.Е. Сапоговой выделяются следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте.
– пубертатное развитие, охватывающее период от 9-11 до 18 лет, характеризуется значительными переменами физического облика подростка. Перед ним неизбежно встает необходимость реконструкции физического образа «Я» и построение соответствующей полу идентичности. В это время отмечается постепенный переход к взрослой сексуальности;
– преобразования социализации, которые происходят в период от 12-13 до 18-19 лет. Подростковый возраст характеризуется изменением социальной ситуации развития, особенность которой заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – сильное желание стать взрослым определяет многие особенности его поведения. Преобладающее влияние семьи сменяет влияние группы сверстников, которая выступает в качестве источника референтных норм поведения и получения статуса. С появлением чувства взрослости подросток стремится отстоять свою независимость. Избавление от родительской опеки проходит путем возникновения нового качества отношений: отношения с родителями подвергаются переоценке, обретают новый смысл;
1.3 Особенности проявления суицидального поведения у подростков
Психологический смысл подросткового суицидального поведения заключается в крике о помощи, стремлении привлечь внимание к своему страданию. Подростки не имеют настоящего желания умереть, как правило, представление о смерти у них является крайне неотчетливым и инфантильным. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что они, не имея достаточного жизненного опыта, не способны правильно определить цель своей жизни и определить пути ее достижения [5, с. 224].
В своей работе Л.Э. Делейчук подчеркивает, что проблеме суицидального поведения подростков посвящены труды многих современных исследователей. Большинство авторов сходятся во мнении, что подростковый возраст является самым импульсивным и эмоциональным периодом в жизни каждого человека. Исследователи Р.И. Жидков, М.Д. Филиппова, О.Ю. Сомкина, полагают, что для молодых людей в этот период главным является общение со сверстниками, и намного важнее быть понятыми и принятыми в окружении своих одноклассников, друзей, чем взрослыми людьми. Для ребенка окружающий его мир является непонятным и пугающим, и поэтому все попытки войти в этот взрослый мир связаны с проблемами и сложностями, которые зарождают в нем внутренние конфликты, с которыми он не в силах справится самостоятельно, но и не может рассказать окружающим. Подростки очень чувствительны и восприимчивы ко всем событиям, нежели более взрослый слой населения. Суицид несовершеннолетних, в основном является криком о помощи, который не был вовремя услышан окружающими. Но также данный поступок может свидетельствовать о том, что подросток просто пытается привлечь к себе внимание [21, с. 312].
1.4 Профилактические мероприятия по предотвращению суицида у подростков
В учреждении образования традиционно применяют первичную и вторичную профилактике суицидального поведения среди учащихся подросткового возраста. В структуре профилактики суицидального поведения можно выделить два основных этапа: первичную и вторичную профилактику.
Первичная профилактика включает в себя: совершенствование социальной жизни подростков; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности.
Вторичная профилактика предполагает: определение факторов риска и выделение групп риска; раннее выявление лиц с психическими нарушениями; коррекция выявленных психических нарушений.
По мнению большинства современных суицидологов, комплексная программа профилактики суицидального поведения должна быть направлена на решение следующих основных задач:
– своевременное распознавание и ликвидация состояний, несущих потенциальную угрозу самоубийства;
– раннее выявление суицидальных тенденций среди подростков;
– решение диагностических вопросов и применение необходимых профилактических мер;
– лечение постсуицидальных состояний, социально-трудовая реадаптация;
– регистрация и учет самоубийств и покушений [1, с. 90].
Заключение
Проведенный теоретический анализ научной психологической литературы позволил рассмотреть основы суицидального поведения у подростков.
Важнейшими проблемами суицидального поведения в психологической науке являются: понимание природы, факторов и причин, способствующих суицидальному поведению; поиск путей профилактики суицидального поведения. Среди основных подходов к пониманию природы, факторов и причин суицидального поведения выделяются: психологический, социологический, психопатологический, клинико-психологический, социально-личностный подходы. Проблема мотивации и детерминации суицидального поведения связана с вопросом о факторах, которые лежат в основе суицидального поведения. Одной из наиболее актуальных проблем изучения суицидального поведения является вопрос о психологическом смысле суицида. Особое внимание исследователями уделяется изучению экстраперсональных и интерперсональных факторов повышенного суицидального риска. Система профилактики суицидального поведения включает первичную, вторичную и третичную профилактику.
Риск возникновения суицидального поведения возрастает в подростковом возрасте. Основными задачами развития в подростковом возрасте являются: пубертатное развитие, преобразования социализации, когнитивное развитие, становление идентичности. В этот период происходит интенсивное развитие личности: открытие своего «Я», осознание своей уникальности, возникновение рефлексии. В подростковом возрасте повышается стремление к более углубленному пониманию себя; рефлексии подростка на себя и других открывают в глубины своего несовершенства, что приводит к психологическому кризису и субъективным тяжелым переживаниям. Подростки крайне нестабильны в самооценке и одновременно с этим большие максималисты. Они постоянно сомневаются в своих способностях и знаниях, тревожны, подвержены частым сменам настроения, у них легко возникают страхи. В подростковом возрасте отмечается склонность к интеллектуализации, к анализу и самоанализу, склонность к подростковой депрессии и суицидальному поведению. Подростков в связи с психологическими и возрастными особенностями относят к группе риска.
Особенностями проявления суицидального поведения у подростков являются: неспособность адекватно оценивать результаты своих поступков и действий, незначительность причин, совершение суицидальных попыток в тесной связи с проявлениями отклоняющегося поведения. Подростковый суицид включает в себя несколько функций: избегание болезненной или непереносимой ситуации, неспособность справиться со своими проблемами, призыв о помощи. Чаще всего самоубийство является именно посланием к окружающим, и обычно ограничивается попытками и имеет демонстративно-
1 Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2 Литмен, Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве / Р. Литмен // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 1. – С. 84-90.
3 Исаев, Д.С. Психология суицидального поведения: метод. рек. / Д.С. Исаев, К.В. Шерстнев. – Самара, 2005. – 120 с.
4 Руженков, В.А. Концепции суицидального поведения / В.А. Руженков, В.В. Руженкова, А.В. Боева // Суицидология. – 2012. – № 1. – С. 52-60.
5 Визель, Т.Г. Девиантное поведения подростков: монография / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева. – Тула: Факультет повышения квалификации МГППУ, 2007. – 341 с.
6 Шнейдман, Э. Душа самоубийцы / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2001. – 132 с.
7 Поздняков, А.В. Суицидальное поведение подростков: психологические и социально-педагогические основы профилактики / А.В. Поздняков // Научно-методический журнал Педагогический поиск. – 2013. – № 3. – С. 34-40.
8 Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
9 Аблам, О.Э. Причины суицидального поведения молодежи / О.Э. Аблам // Научные труды РИВШ (г.Минск). – 2015. – № 15. – С. 3-9.
10 Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В. Старшенбаум. – М.: Когито-Центр, 2005. – 222 с.
11 Игумнов, С.А. Изучение и профилактика суицидального поведения в Беларуси / С.А. Игумнов, А.П. Гелда, Е.В. Гриневич // Медицинская психология в России. – 2017. – № 3. – С. 1-23.
12 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
13 Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
14 Возрастная психология / сост. Л.А. Семчук, А.И. Янчий. – Гродно: ГрГУ, 2006. – 160 с.
15 Сурдин, Г.В. Потребность в самоутверждении как фактор развития личности / Г.В. Сурдин // Вестник ИГТУ. – 2012. – № 2 (61). – С. 282-286.
16 Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
17 Крапивка, И.А. Содержание, структура ценностных ориентаций и их формирование у подростков / И.А. Крапивка // Общество и право. – 2011. – № 1. – С. 299-301.
18 Сиденко, Е.А. Особенности старшего подросткового возраста / Е.А. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 2. – С. 30-31.
19 Виноградова, Е..В. Суицидальные риски у детей с девиантным поведением / Е.В. Виноградова //Медицина. – 2017. – № 22. – С. 9-10.
20 Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы взрослости / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во. Эксмо, 2005. – 416 с.
21 Делейчук, Л.Э. Суицидальное поведение подростков как социальная проблема / Л.Э. Делейчук // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 2 (19). – С. 312-314.
22 Солодкая, Е.В. К проблеме депрессивных расстройств у подростков / Е.В. Солодкая, И.П. Логинов // Дальневосточный мед. журнал. – 2014. – № 1. – С. 15-18.
23 Вроно, Е.М. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков / Е.М. Вроно, Н.А. Ратинова // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии. – М., 1989. – С. 38-46.
24 Султанов, А.А. К вопросу о суицидальном поведении практически здоровых лиц молодого возраста / А.А. Султанов // Научные и организационные проблемы суицидологии: сб. науч. трудов. – М., 2003 – С. 95-99.
25 Перфилов, Ю.А. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте / Ю.А. Перфилов, Н.В. Юрковец // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – № 1. – С. 279-280.
26 Ефимова. О.И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте и возможности его профилактики / О.И. Ефимова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 11. – С. 93-95.
27 Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – СПб.: Изд-во «Речь», 2010 – 256 с.
28 Амбрумова, А.Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. – М., 1978. – С. 6-28.
29 Дмитриева, Н.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков / Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Л.В. Левина // Вестник КГУ. – 2015. – № 1-1 (61). – С. 127-134.
30 Сатышев, С.П. Возможности профилактики суицидального поведения у подростков в общеобразовательной школе / С.П. Сатышев // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2017. – № 3. – С. 161-169.
31 Колмаков, А.А. Структурно-динамическая модель формирования и развития суицидальной тенденции / А.А. Колмаков // Проблемы суицидов и суицидального поведения: материалы республиканской научно- практической конференции. – Гомель, 2008. – С. 210-216.
32 Мзикян, С.А. Суицидальное поведение у подростков: факторы риска и профилактика / С.А. Мзикян, Д.И. Новикова, А.А. Савченко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 54. – С. 22-27.
33 Егорова, У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков / У.Г. Егорова // Вестник Самарского гос. ун-а. – 2014. – № 9 (120). – С. 1-5.
34 Жамлиханов, Н.Х. Острые суицидальные отравления детей и подростков: структура, факторы риска, профилактика / Н.Х. Жамлиханов, А.Г. Федоров // Вестник Чувашского ун-та. – 2014. – № 2. – С. 232-231.
35 Ефимова, О.И. Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения и подростов в образовательных организациях: методические рекомендации / О.И. Ефимова, Н.В. Сероштанова, В.А. Березина // Профилактика зависимостей. – 2016. – № 3. – С. 59-112.
36 Шипицина, Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с.
37 Шмачилина-Цибенко, С.В. Проблемы и ресурсные возможности организации профилактической работы с детьми и подростками, склонными к суицидальному поведению, в школе / С.В. Шмачилина-Цибенко // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 8. – С. 187-191.