ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
ГЛАВА 2 КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ ЮДЖИНА О’НИЛА «ДОЛГИЙ ДЕНЬ УХОДИТ В НОЧЬ»
2.1 Творческая биография Юджина О’Нила
2.2 Пьеса «Долгий день уходит в ночь» в контексте творчества Юджина О’Нила
2.3 Причины конфликта и способы их разрешения в пьесе «Долгий день уходит в ночь»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Юджина О’Нила – общепризнанная вершина в развитии американского театра ХХ века, следы его влияния находят ныне у всех видных драматургов США. При этом нельзя не отметить, что возникло оно и развивалось во многом благодаря тому воздействию, которое оказали на него европейские драматурги 2-й половины ХIХ в. – Г. Ибсен, А. Стриндберг, Г. Гауптман, У.Б. Йитс и др.
О’Нил создает театр, порывающий с чисто развлекательной, псевдоромантической традицией, с одной стороны, и несколько провинциальными пьесами национального колорита – с другой. Впервые на американской сцене заявляет о себе высокая трагедия, имеющая не только национальное, драматургическое, но и общелитературное мировое звучание.
Для нашего исследования представляет интерес изображение конфликта в художественной литературе. Практически все литературные произведения содержат в себе различные их типы: на этом в значительной степени основывается сюжет, а также автор передает свое истинное отношение к тем или иным явлениям.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем фактом, что конфликт в пьесе «Долгий день уходит в ночь» является не просто художественной категорией, а, так как произведение является автобиографичным, представляет собой личные переживания драматурга.
Цель курсовой работы – проанализировать конфликт в пьесе Юджина О’Нила «Долгий день уходит в ночь».
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность конфликта в литературном произведении;
2. Рассмотреть творческую биографию Юджина О’Нила;
3. Определить место пьесы «Долгий день уходит в ночь» в творчестве и в жизни Юджина О’Нила;
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Конфликт (в литературоведении) или художественный конфликт – одна из основных категорий, характеризующих содержание литературного произведения (в первую очередь драмы или произведения с ярко представленными драматическими чертами) [5, с. 6].
Понимая конфликт как «соприкосновение противоположных стремлений, выявление противоречия», С. Сиротвиньский считает, что именно конфликт «является двигателем развития действия и противодействия в драматическом или эпическом произведении» [20, с. 131]. Относительно лирического текста, который в данном случае несправедливо не упоминается, необходимо отметить, что и в нем конфликт играет аналогичную роль с учетом, разумеется, специфики лирического конфликта.
В литературоведении сложилась такая традиция, когда под конфликтом принято понимать обязательно столкновение, борьбу, спор, выражение противоположных оценок и проявление полярных склонностей, противоборство враждующих сил, как во внешнем пространстве, так и в пространстве внутреннего мира героев. Сам характер и та роль, которую выполняет в художественном тексте конфликт, являются лучшим свидетельством того, что отражаемая в этом тексте реальность дуалистична, и её дуализм оппозиционен. Эта оппозиционность является главным структурным принципом строения и существования реальности: духовное и материальное, тьма и свет, добро и зло, земля и небо, друзья и враги… Однако современное видение конфликта в художественном тексте позволяет утверждать, что конфликт – это не обязательно только столкновение, но и характер взаимоотношений, состояние [12, с. 109].
Отечественными литературоведами дается целый ряд определений данному явлению, однако по сути эти формулировки можно считать аналогичными.
ГЛАВА 2 КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ ЮДЖИНА О’НИЛА «ДОЛГИЙ ДЕНЬ УХОДИТ В НОЧЬ»
2.1 Творческая биография Юджина О’Нила
Создание первых пьес О’Нила счастливо совпало с расцветом движения «малых театров», противопоставивших себя развлекательному искусству. Новому театру был нужен свой художественный язык. Таким языком заговорили герои пьес О’Нила, представители низов общества.
Пытаясь отразить вопиющее несоответствие мечты и трагической реальности, О’Нил широко использовал выразительные возможности сниженной лексики.
Постановка труппой «Провинстаун плейерс» 28 августа 1916 г. одноактной пьесы О’Нила на морскую тематику «Курс на восток, в Кардифф» знаменовала рождение американской драмы. Его первая многоактная драма «За горизонтом» в 1920 г. получила Пулитцеровскую премию. Этой же премией была отмечена пьеса 1921 г. «Анна Кристи» [16, с. 31].
Желая разнообразить творческий метод, О’Нил приступил к созданию экспериментальных экспрессионистских пьес, таких как «Косматая обезьяна» (1922) и «Великий бог Браун» (1926). В последней герои скрыты под масками, помогающими им не выказывать истинную сущность, но снимаемыми на время монологов. Глубокого трагизма исполнена и пьеса «Косматая обезьяна», где непримиримый конфликт труда и капитала претворен в драму сознания героя, Янка. В отличие от привычного изображения рабочего как забитого, затравленного существа, О’Нил наделяет протагониста, кочегара океанского лайнера, горделивым сознанием творца. Пребывание в низу социальной лестницы нимало не смущает Янка – он чувствует себя хозяином вселенной, приводящим своим трудом в движение весь мир. Подлинные владыки мира для него – не владельцы несметных капиталов, бледные тени, неспособные к созиданию, а такие люди, как он. Постепенно Янк приходит к пониманию, что
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществив реформу американского театра, Юджин О’Нил стал одной из ключевых фигур мировой литературы XX века. Диагноз, который О’Нил выставлял обществу, был всегда суров, а свою задачу он видел в следующем: «Современный драматург должен докопаться до корней сегодняшней болезни – как он её понимает: смерть старого Бога и неспособность науки и материализма предложить Бога нового, сколько-нибудь годного удовлетворить живучую, примитивную и религиозную потребность отыскать в нем смысл жизни и тем утишить свой страх перед смертью» [16, с. 31].
Творчество Юджина О’Нила, оставившего богатейшее художественное наследие, сохраняет свое непреходящее значение как для американского театра и драмы, так и для мировой драматурги. Столкнувшись с неразвитостью драматургических традиций, он подарил драме огромное многообразие стилевых и жанровых форм, поставив её вровень с романом и поэзией, переживавшими в те годы небывалый подъем, и вывел американскую драму на мировую арену.
Можно наметить определенный круг проблем, интересующих О’Нила. Характерной особенностью его пьес не без оснований считают трагический разлад между мечтой и реальностью. Обычно эта ситуация ведет к утрате иллюзий, невозможности для личности, хранящей веру в некий идеал, найти своё место в окружающей действительности.
Так слепком социума в пьесе «Долгий день уходит в ночь» у О’Нила оказывается семья – то сжатое пространство, где бушуют различные конфликты: между родителями и детьми, мужем и женой, братьями, сознательным и бессознательным, полом и характером. Их истоки коренятся в прошлом, с трагической неизбежностью подчиняющем себе настоящее. Былая вина требует искупления, и часто действующие лица пьес вынуждены взять на себя ответственность за грех, совершенный не ими. Либо же наоборот, поддавшись эгоизму уйти от всех проблем. Отсюда дополнительные измерения
1. Айвина, К.М. Художественные произведения в контексте современной литературы / К.М. Айвина, В.Г. Боровиков. – М.: Куб, 2009. – 312 с.
2. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста / Л.Г. Бабенко. М.: Академический проект, 2004. – 400 с.
3. Бочаров, С.Г. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. / С.Г. Бочаров. – М.: АН СССР, 1962. – 515 с.
4. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа художественного произведения / А.Б. Есин. – М.: Флинта, 2000. – 248 с.
5. Коваленко, А.Г. Художественный конфликт в русской литературе ХХ века (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе ХХ века). Пособие по спецкурсу / А.Г. Коваленко. – М.: РУДН. 2001. – 57 с.
6. Кожинов, В.В. Коллизия. Краткая литературная энциклопедия. / В.В. Кожинов. – М.: Совет. энциклопедия, 1966. – С. 656–658.
7. Кормилов, С.И. Конфликт / С.И. Кормилов // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001. – 1600 с.
8. Кредлович, В.С. Структурная композиция романа / Кредлович, В.С. – СПб.: Авангард, 2015. – 420 с.
9. Литературная энциклопедия: в 11 т. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-4071.htm. – Дата доступа: 06.12.2017.
10. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 457 с.
11. Писатели США о литературе: в 2 т. / под ред. А. Николюкин. – М.: Прогресс, 1982. – Т. 2. – 455 с.
12. Семенов, А.Н. К проблеме конфликта художественного текста / А.Н. Семенов // Вестник Югорского государственного университета. – Югра, 2011. – № 1. – С. 101-106
13. Тамарченко, Н.Д. Конфликт / Н.Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. – М., 2008 – 358 с.
14. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика / Н.Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2004. – 354 с.
15. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Академия, 2013. – 432 с.
16. Ходасевич, Г.В. Невозможная надежда Юджина О’Нила / Г.В. Ходасевич, C.Н. Иллариошкин. – М.: Атмосфера, 2011. – № 3. – С. 31-32.
17. Эпштейн, М. Конфликт / М. Эпштейн // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – 620 с.
18. O’Neill and His Plays. Four Decades of Criticism. – N. Y.: Univ. Press, 1961. – 528 p.
19. O’Neill E. Long Days Journey Into Night [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.meetup.com/12616892/Long-Days-Journey-Into-Night.pdf. – Дата доступа: 18.10.2017.
20. Sierotwiński, S. Słownik terminów literackich / S. Sierotwiński. – Wroclaw, 1966. – S. 131–132.