Введение
Глава 1 Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей
1.1 Понятие общечеловеческой ценности
1.2 Анализ содержания общечеловеческих ценностей
Глава 2 Общечеловеческая ценность вера в русском и английском языковом сознании
2.1 Лингвистическая специфика общечеловеческой ценности вера в русском и английском языковом сознании
2.2 Репрезентация общечеловеческой ценности вера в выразительных средствах русского и английского языка
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Общечеловеческие ценности занимают одно из самых важных мест в жизни человека и общества, поскольку именно ценности характеризуют человеческий образ жизни, уровень отделения человека от животного мира. Особое значение проблемы ценностей в переходных периодах социального развития, когда кардинальные социальные преобразования приводят к резкому изменению существующих в ней системных ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранить установленные, привычные ценности , или адаптироваться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями общественных и религиозных организаций, движений.
Ценности связаны с реальной деятельностью человека. Только когда мы рассматриваем социальное бытие людей в аспекте отношений субъект-объект, мы можем зафиксировать феномен ценностей. Мир ценностей - это особый мир, характеризующийся тем, что ценности выражают социально- личностную форму бытия явлений реальности. Ценность является собственностью социума и его составляющих компонентов. Она неотделима и от самого человека.
Актуальность данной работы определяется необходимостью дальнейшего изучения универсальных ценностей, неоднозначностью подходов к методам лингвистического представления общечеловеческих ценностей в национальных лингвистических картинах мира и, в частности, важности выявления и описания специфических (национально обусловленных) особенностей выражения универсальной ценности «ВЕРЫ» с помощью средств русского и английского языка.
Объектом исследования является реализация универсальной ценности «ВЕРА» в выразительных средствах русского и английского языков.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие общечеловеческой ценности
Образ фундаментальных ценностей формируется из множества представлений об этой ценности, отраженных в научном сознании и представлениях членов общества, то есть на уровне повседневного сознания. Набор изображений лингвистического сознания формируется и овнешняется с помощью лингвистических средств - слов, свободных и устойчивых фраз, предложений, текстов и ассоциативных полей - и в этой форме может быть передан следующему поколению.
Существует мнение, что образ любой универсальной ценности формируется не только из совокупности его лексических единиц, но и благодаря контексту его использования [15, с. 16-17].
Существует распространенное мнение о том, что все современные этносы сталкиваются с цивилизационным выбором, к которому их вынуждают угрозы, связанные с процессами глобализации. Если исходить из того, что развитие общества определяется надбиологическими программами жизнедеятельности человека, то можно согласиться с идеей о том, что современная цивилизация находится в состоянии перехода к постиндустриальному обществу, которое заменяет техногенную, заменившую традиционное общество. Постепенная эволюция культурного развития делает возможным одновременное существование в одном обществе сложной системы надбиологических программ. В каждый конкретный момент культура общества представляет собой систему таких программ - отмирающих (реликтовых), устойчиво воспроизводящихся и обеспечивающих сохранность общества во времени и, наконец, проектов для будущих социальных программ. Есть основания полагать, что способ понять
ГЛАВА 2 ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ВЕРА В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ
2.1 Лингвистическая специфика общечеловеческой ценности ВЕРА в русском и английском языковом сознании
Понятие общечеловеческой ценности в дискурсе создается в первую очередь благодаря совокупности значений лексических единиц и выражений, выражающих его, а также из микроконтекста, в котором используются эти экспликанты [11, с. 45].
Для изучения конкретной общечеловеческой ценности в рамках конкретного типа дискурса необходимо сложное описание на уровне системного уровня: помимо определений толковых, исторических и этимологических словарей и данных ассоциативных словарей, должна быть рассмотрена, и совместимость этой лексемы (и ее производных) в общем использовании языка. Лексикографическое описание позволяет нам определить национальные и конкретные компоненты концепции на уровне системного уровня, что, в свою очередь, позволяет нам довольно точно структурировать принцип употребляемости, а также получить представление о ментальной модели реальности, отраженной в национальных картинах мира.
В рамках изучения содержания ценности «вера» в сознании человека был выполнен анализ определения компонентов из энциклопедических словарей, анализ лексикографических источников, паремиологических и корпусных текстов текстов русского английского словаря. Определения из энциклопедических словарей представляют собой официальный уровень общественного сознания; определения из лексикографических источников,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. Все это происходит вопреки тому, что идёт кропотливая работа, направленная на интеграцию усилий семьи, общественности, социальных институтов по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций.
Учитывая мировой опыт, можно констатировать тот факт, что в контексте формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, общечеловеческие ценности имеют исключительно важное значение.
Ориентация на них является важной составляющей ценностно-ориентированной деятельности социальных институтов.
Проведенный анализ научной литературы показал, что определений понятия общечеловеческая ценность достаточно много. На наш взгляд, под ними можно понимать комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии.
Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Любая ценность как философская категория обозначает положительную значимость явления и происходит из приоритетности человеческих интересов.
К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с
1. Аверинцев, С.С. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1/ С.С. Аверинцев.– М.: Мысль, 2000. –721 с.
2. Барабанщиков, В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса / В.А. Барабанщиков. – М.: Когнито-Центр; Высшая школа психологии, 2006. – 188 с.
3. Караулов, Ю.Н. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т.1. От стимула к реакции: Ок. 7000 стимулов/ Ю.Н. Караулов, , Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 784 с.
4. Касьянов, Б. Б. Культурология: учеб. пособие для высшей школы. Изд. 3-е, испр. и доп / В. В. Касьянов. –Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 574 с.
5. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность/ А. А. Леонтьев.–М., Просвещение», 1969. –214 с.
6. Мамардашвили, М.К. Форма превращенная/ М.К. Мамардашвили, // Философская энциклопедия. – М., 1964. – 1970 с.
7. Можейко, М.А. Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. /М.А. Можейко, Н.С. Щекин.– Мн.: Книжный Дом, 2003.– 1280 с.
8. Национальная социологическая энциклопедия [Электронный ресурс].–2017.–Режим доступа: http://voluntary.ru/termin/obschechelovecheskie-cennosti.html – Дата доступа: 25.11.2017
9. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1.– М.: Мысль, 2000. –721 с.
10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов.– М.: Мир и Образование: Оникс, 2011.– 736 с.
11. Сергеева, Е.В. Бог и человек в русском религиозно-философском дискурсе: монография / Е.В. Сергеева.– М.: Директ-Медиа, 2013. –250 с.
12. Степин, В.С., Поиск новых ценностей и стратегия развития // Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. С.Степин, В.И. Толстых– М.: Наука, 2007. – С. 15 – 16.
13. Сулакшин, С.С. Высшие ценности Российского государства: монография / С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян.– М., 2013. –624 с.
14. Таланов, В. М. Единство и борьба естественного и искусственного миров // Машины. Люди. Ценности: Материалы Международной междисциплинарной научной конференции… – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.–36 с.
15. Тарасов, Е.Ф. Жизнь языка в культуре и социуме-2. Материалы конференции. Москва, 27-28 апреля 2010 г. /Ред. коллегия: Е.Ф.Тарасов (отв.ред.) и др. – М.- Калуга: Издательство «Эйдос», 2011. – 280 с.
16. Тарланов, З.К. Русские пословицы: синтаксис и поэтика / З.К. Тарланов.– Петрозаводск: ПГУ, 1999.–248 с.
17. Шанский, Н.М., Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов 5-е изд., стереотип/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Дрофа, 2002. – 400 с.
18. Cambridge International Dictionary of English [Electronic resource].–2017.–Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english-russian/faith – Дата доступа: 07.11.2017
19. Online etymology dictionary [Electronic resource].–2017.–Режим доступа: https://www.etymonline.com/word/faith – Дата доступа: 07.11.2017