ВВЕДЕНИЕ
Проблема компьютерной зависимости (аддикции) возникает в обществе с момента, когда человек стал использовать компьютер для развлечения. В последние годы наблюдается масштабная компьютеризация и «интернетизация» всех сфер общественной и промышленной деятельности. Так, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь количество интернет-пользователей в нашей стране в возрасте от 6 лет и старше увеличивается с каждым годом: в 2011 году это показатель составлял 32 человека на 100 человек населения, а в 2014 году – 59 [6].
Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 80-х годов. Наиболее глубокие исследования этого вида привыкания провела доктор психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг.
Достаточно активные исследования в этой отрасли ведутся с начала 90-х годов и в отечественной психологии. И с каждым годом их интенсивность возрастает параллельно росту количества лиц, пользующихся компьютерами.
Подростки стремятся максимально использовать возможности компьютерной техники, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Но чрезмерное увлечение виртуальными играми приводит к возникновению компьютерной зависимости. В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика подростка, а также ухудшается его физическое состояние.
У учащихся общеобразовательных учреждений существует высокая вероятность развития компьютерной зависимости, риск формирования которой имеет гендерную обусловленность и нарастает с возрастом. Факторами риска ее развития являются: раннее начало самостоятельной работы за компьютером, психофизиологические особенности подросткового возраста, продолжительная работа за экраном монитора, отсутствие хобби [1].
Появляются новые работы как отечественных авторов, так и зарубежных, которые посвящены проблеме компьютерной зависимости: Э.В. Мельник, Ц.П. Короленко, В.А. Лоскутова, Е.О. Мулик, Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот, О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, С. А. Шапкин, М. Коул и др.
Работы отечественных и зарубежных исследователей посвящены вопросам изучения факторов риска, формированию аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте, различным аспектам интернет-аддикции, основным признакам компьютерной зависимости и т.д. [5].
Цель работы: разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике компьютерной зависимости подростков нормативно развивающихся и с трудностями в обучении.
Задачи:
- изучить понятие «компьютерная зависимость», ее виды, особенности проявления компьютерной зависимости у подростков;
- провести эмпирическое исследование по выявлению специфики компьютерной зависимости у подростков;
- разработать коррекционно-развивающую программу.
Объект исследования: компьютерная зависимость у подростков.
Предмет: коррекционно-развивающая программа по профилактике компьютерной зависимости.
Методы и методики:
- тест на интернет-аддикцию (зависимое поведение) для подростков (в модификации Коныгиной И.А.) (Никитина, Егоров, 2005 год) [4];
- тест на интернет-зависимость (Кулаков, 2004 год) [4].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ
1.1 Понятие «компьютерная зависимость», виды компьютерной зависимости
Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х гг. прошлого века и характеризуется навязчивым стремлением ухода от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность с целью улучшения своего эмоционального самочувствия. При компьютерной зависимости пользователь испытывает эйфорию и не лимитирует время за экраном монитора, ощущает пустоту, раздражение и депрессию вне виртуального пространства [1].
Современные исследователи пришли к выводу, что компьютерная зависимость является проявлением аддиктивного поведения [18].
Аддиктивное поведение (от англ. Addiction — склонность, па губная привычка) характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем. Это стремление становится доминирующим в сознании человека, его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном, сюрреалистичном мире. Он не только не решает своих насущных проблем, но и останавливается в своем развитии, вплоть до деградации [18].
Компьютерную зависимость можно охарактеризовать как чрезмерное или навязчивое использование компьютера, которое сохраняется, несмотря на серьезные негативные последствия для личной, социальной или профессиональной функции. Термин «компьютерная» или «киберзависимость» определяет патологическое пристрастие человека к проведению всего свободного времени за компьютером ради развлечения [8].
Компьютерная аддикция, в том числе интернет-зависимость и игромания – специфическая эмоциональная зависимость, вызванная проведением длительного времени за экраном монитора компьютера или иного технического средства [9].
Зачастую компьютерную зависимость ассоциируют с интернет-зависимостью, однако, интернет-зависимость подразумевает расстройство поведения в результате использования сети Интернета и компьютера. Первое определение Интернет-зависимости дал Иван Гольдберг в 1996 году [18]. Таким образом, в настоящее время понятие «компьютерная зависимость» в целом делится на два типа, а именно автономная компьютерная зависимость и интернет-компьютерная зависимость.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ И С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
2.1 Описание методов и методик исследования
Тест на интернет-аддикцию (зависимое поведение) для подростков (в модификации Коныгиной И.А.) (Никитина, Егоров, 2005 год) (приложение 2). Тест на интернет- аддикцию использовался для определения выраженности зависимости от компьютерных игр в интернете как одного из видов интернет-аддикции [7].
Тест содержит 26 вопросов, из которых предназначены для сбора общие сведении. По результатам теста можно определить степень интернет-аддикции у детей. Ранжирование по результатам: нет признаков аддикции, группа риск и наличие игровой аддикции.
Тест на интернет зависимость (Кулаков, 2004 г.) (приложение 1) [16].
Тест содержит 20 вопросов. По результатам теста можно определить степень интернет-зависимости: серьезное влияние Интернета на жизнь, наличие интернет-зависимости и требуется помощь специалиста, если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать интернет-зависимость с необходимостью помощи специалиста.
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ И С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
3.1 Этапы реализации программы
Коррекционная деятельность предполагает проведение тренинга, направленного на восстановление психологического здоровья подростков, зависимых от компьютера, обогащение их внутреннего мира посредством воздействия на психическую сферу, развитие информационной культуры, степени ответственности и осознанности в оценке информационных процессов и ресурсов, становление и реализация их творческого потенциала и способностей к самоанализу и саморегуляции [5].
Цель программы: предупреждение компьютерной зависимости у подростков, оказание им и их семьям квалифицированной консультативной помощи и социальной поддержки, а также ведение организационно-методической работы по данному направлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты психологической коррекции компьютерной зависимости у детей. Были выявлены социально-психологические аспекты возникновения, формирования и развития компьютерной зависимости у подростков.
Существует ряд факторов, предрасполагающих подростков к компьютерной зависимости: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых.
В результате проведения экспериментального исследования среди учащихся 5 класса с нормативным развитием и с трудностями в обучении было выявлено, что все респонденты испытывают компьютерную зависимость в разной степени и меньшая часть респондентов склонны к компьютерной зависимости и относятся к группе риска.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
- компьютерная зависимость – является важной проблемой современного общества;
- подростки в силу возрастных особенностей могут быть подвержены воздействию компьютерной зависимости.
- в профилактике компьютерной зависимости важную роль играет комплексное воздействие определенного ряда мероприятий, организованное в форме коррекционно-развивающей программы.
На основании теоретического обзора литературы и эмпирического исследования была разработана коррекционно-развивающая программа по преодолению компьютерной зависимости.
1. Борисова, Т.С., Солтан, М.М., Занкевич, И.Г. Факторы риска развития компьютерной зависимости у детей и подростков [Электронный ресурс] / Репозиторий БГМУ. – Режим доступа: https://www.bsmu.by/files/ – Дата доступа: 15.09.2017.
2. Гришина, А. В. Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте / А. В. Гришина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - 2008. – N 12(88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения).- С. 77-81.
3. Гурьева, В. А. Психопатология подросткового возраста / В. А. Гурьева, В. Я. Семке, В. Я. Гиндикин. – Томск: Изд-во Том. ун-та , 1994. – 310 с.
4. Диагностический инструментарий для выявления игроманов и причин, способствующих появлению данной зависимости [Электронный ресурс] / Открытый ресурс. – Режим доступа: http://ronorakit.narod.ru/igroman/diag_igr.pdf. – Дата доступа: 25.09.2017.
5. Дроздикова-Зарипова, А.Р., Валеева, Р.А., Шакурова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика / А.Р. Дрозикова-Зарипова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова. – Казань: Издательство «Отечество», 2012. – 280 с.
6. Информационное общество в Республике Беларусь: Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 131 с.
7. Каминская, О.В. Результаты эмпирического исследования, интернет-зависимости молодежи с помощью теста на интернет-аддикцию (Никитина, Егоров) / О. В. Каминская // Perspectives of Science and Education, 2014. – №2(8). – С. 171-176.
8. Компьютерная зависимость у детей [Электронный ресурс] / Сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/static/kultura_zdorovia/kiberzavisimost?id=547. – Дата доступа: 15.09.2017.
9. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами / В.Р. Кучма. – М.: Медицина, 2000. – 160с.
10. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость — патология XXI века / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. – 2000. – № 1. – С. 11-19.
11. Репина, М.А. Проблема интернет-зависимости среди подростков/ М.А. Репина, А.Ф. Федоров // Молодой ученый. – 2014. – №20. – с. 662-664.
12. Саглам, Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет аддикции у подростков: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01/ Ф.А. Саглам. – Казан. гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина. – Казань, 2009. – 24 с.
13. Саглам, Ф.А. Профилактика Интернет-аддикции у подростков: методическое пособие / Ф.А. Саглам. – Казань: Изд-во «Бриг», 2009. – 56 с.
14. Санитарные нормы и правила «Требования при работе видео-дисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013г. №59. – Введ. С 14.07.2013.
15. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. – Москва: Когито-Центр, 2006. – 367 с.
16. Тест на интернет-зависимость [Электронный ресурс] / Научно-популярный психологический портал. – Режим доступа: http://psychojournal.ru/internet_addiction.html. – Дата доступа: 25.09.2017.
17. Шабалина, В. Зависимое поведение школьников [Электронный ре сурс] / В. Шабалина // Русский народный сервер против наркотиков. – Режим доступа: http://www.narcom.ru/publ/info/310. – Дата доступа: 22.10.2017.
18. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196с.