ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Понятие «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Структурные компоненты эмпатии
1.3 Проявление эмпатии у педагогических работников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМПАТИИ У ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ полученных результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения эмпатии как профессионально значимого личного качества педагога в образовательной организации. Педагог начального и дошкольного образования должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь анализировать реальное состояние дел в классе; уметь защищать достоинство и интересы учащихся; быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю. В настоящее время не все педагоги обладают должным уровнем эмпатии. Тем не менее, одним из результатов обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Поэтому возникла необходимость изучить эмпатию у педагогов.
Понятие «эмпатия» в современной психологической науке многозначно. Многозначность термина обусловлена тем, что в психологической литературе понятию «эмпатия» соответствует большое количество уточнений (эмпатическое взаимодействие, эмпатийные реакции, эмпатические способности, эмпатийные отношения) и так далее.
Термин «эмпатия» был введен в психологию Э. Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека.
Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого.
В своих работах С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Понятие «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии
Эмпатия (по-гречески empatheia «эмпатия») – это понимание эмоционального состояния, проникновения в чувства, в переживания другого человека [2].
Одна из первых концепций эмпатии была использована Э.Б. Титченером в 1909 году в феноменологическом контексте как процесс интуитивного восприятия объекта и события. Сочувствие рассматривается как когнитивный процесс понимания других в контексте ситуации с 1950-х годов (Batsonetal., 1987) [8, с. 47].
С 1960-х годов наибольшее количество исследований эмпатии стало основываться на психотерапевтической практике. В этом смысле теория К. Роджерса сыграла особую роль, в которой эмпатия определялась как способность одного человека помогать другому, в зависимости от способности устанавливать теплые, теплые контакты. По мнению Роджерса, эмпатия подразумевает способность воспринимать внутренний мир иного человека без потери своего [30].
Эмпатия рассматривалась в это время как эмоциональное явление с разных сторон [15]:
-поскольку у меня обычные чувства;
-переживать эмоции одного человека, похожие на эмоции другого человека;
-как опыт викарных эмоций, которые совпадают, но не совпадают с эмоциями других.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проделанный анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой нами проблеме позволил сделать следующий вывод:
1.Эмпатия (по-гречески empatheia «эмпатия») – это понимание эмоционального состояния, проникновения в чувства, в переживания другого человека.
2.Эмпатия состоит из следующих компонентов: когнитивный компонент (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный компонент (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу), конативный компонент (активная помощь объекту эмпатии).
3.Эмпатия является профессионально значимым личностным качеством для педагога, определяющим его как субъекта профессиональной деятельности, когда он ощущает чувства и личностные смыслы ребенка в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам ребенок, когда он способен успешно передать свое понимание ребенку.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМПАТИИ У ПЕДАГОГОВ
2.1 Организация исследования
Для проверки выдвинутой нами гипотезы у педагогов, работающих в учреждениях дошкольного образования и у учителей начальных классов доминирующим уровнем эмпатии является средний, было проведено исследование, которое состояло из трех этапов: подготовительный, констатирующий и завершающий.
На подготовительном этапе исследования была проанализирована отечественная и зарубежная литература по изучаемой проблеме. Это позволило определить теоретико-методологические основы нашей работы, сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования. На данном этапе разрабатывался общий план организации и проведения исследования, осуществлялся отбор психодиагностических методик.
Констатирующий этап исследования включал исследование эмпатии у педагогов. Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 3» г. Пружаны (20 воспитателей), ГУО «Линовская СШ» аг. Линово, учреждения общего среднего образования г. Пружаны (20 учителей начальных классов). Испытуемым предлагались инструкции и бланки ответов (Приложение А, Б, В). В исследовании приняли участие 40 педагогов (20 учителей начальных классов, 20 педагогов дошкольного образования). После проведения тестирования данные по каждой методике были обработаны и сведены в таблицы.
На завершающем этапе исследования осуществлялся анализ полученных результатов исследования.
В качестве диагностического инструментария нами был использован следующий диагностический материал:
1.Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что:
1.По методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна получились следующие результаты: высокий уровень эмпатии имеют 30% педагогов дошкольного образования и 20% учителей начальных классов, нормальным уровнем обладают 60% педагогов дошкольного образования и 70% учителей начальных классов, низкий уровень эмпатии был выявлен у 10% педагогов дошкольного образования и 10% учителей начальных классов.
2.По методике «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова получились следующие результаты: высокий уровень эмпатии имеют 30% педагогов дошкольного образования и 40% учителей начальных классов, средним уровнем обладают 60% педагогов дошкольного образования и 50% учителей начальных классов, низкий уровень эмпатии был выявлен у 10% педагогов дошкольного образования и 10% учителей начальных классов.
3.По методике «Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко получились следующие результаты: очень высокий уровень имеют 10% педагогов дошкольного образования и 10% п учителей начальных классов, средним уровнем эмпатии обладают 80% педагогов дошкольного образования и 70% учителей начальных классов, заниженный уровень эмпатии был диагностирован у 10% педагогов дошкольного образования и 20% учителей начальных классов.
4.Методы вторичной математической обработки указывают на то, что в двух выборках испытуемых не существует различий в проявлении эмпатии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач, подтверждении выдвинутой гипотезы:
1.В процессе анализа литературы по проблеме понятия «эмпатия», нами было выделено понятие «эмпатия» отечественной и зарубежной психологии. Эмпатия в современных исследованиях рассматривается как ресурс личностно-экологического взаимодействия личности в процессе его развития и социализации, а также как необходимый компонент помощи психолога и психотерапевта клиентов. Высокий уровень эмпатии способствует успешному преодолению стресса поведения как самого себя, так и партнеров по общению, являясь одним из наиболее эффективных способов предотвращения одиночества и его преодоления.
2.Далее мы выделили и охарактеризовали структурные компоненты эмпатии. Полный эмпатийный процесс представляет собой трехзвеньевую цепочку: сопереживание, сочувствие и внутреннее содействие, которое может привести к реальной помощи. Действенный компонент эмпатии является высшей формой и заключительной фазой эмпатического акта, который выражается в действии, активной поддержке личностью партнера по общению.
3.Далее мы обозначили место эмпатии в профессиональной деятельности педагога. Эмпатия на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально личностных характеристик педагога. В доказательство можно привести положения из профессионального стандарта педагога, где четко указано о том, что педагог начального общего образования должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь анализировать реальное состояние дел в классе; уметь защищать достоинство и интересы учащихся; быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
1. Алехин, А. Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии / А. Н. Алехин, А. В. Курпатов. – М.: АСТ, 2007. – 384 с.
2. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2008. – С. 151—160.
3. Астафурова, Н. Г. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у лиц с высоким творческим потенциалом / Н. Г. Астафурова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. –2012. – № 2. – С.84—85.
4. Астоянц, М.С. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия / М.С. Астоянц, И.Г. Россихина // Известия Южного федерального университета. – 2009. – № 12. – С. 51—58.
5. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 254—256.
6. Баталова, М. С. Эмпатия и успешность в коммуникативной сфере : монография / М. С. Баталова. – М.: Инт-т Морриса Тореза, 1989. – 72 с.
7. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2007. – 431 с.
8. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.
9. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: МГУ, 1982. – 200 с.
10. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж.Боулби. – М.: Логос, 2006. – 280 с.
11. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская. – Киев: НИИ психологии, 1991. – 20 с.
12. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 147—158.
13. Гаврилова, Т.П. Утверждение эмпатии / Т.П. Гаврилова // Журнал практического психолога. – 2008. – № 5. – С. 48—54.
14. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – С. 61—68.
15. Гоулмен, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ : монография / Д. Гоулмен. – Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 560 с.
16. Григорьева, О.Ф. Особенности проявления тревожности у студентов / О.Ф. Григорьева, К.А. Холуева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6 – С. 79—80.
17. Гришунина, Е.В. Имидж современной женщины / Е.В. Гришунина, М.С. Ртищева // Вопросы психологии. – 2009. – № 5. – С. 103—113.
18. Ефимова, Д. В. Социосфера. Диалогическое взаимодействие в педагогической среде как показатель профессиональной компетентности педагога / Д. В. Ефимова // Пензенская государственная технологическая академия. – 2010. – № 1. – С. 51—55.
19. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. Ф. Зеер. – М. : Академия, 2013. – 416 с.
20. Изард, К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард. – М. : Издательство Московского ун-та, 2000. – 440 с.
21. Ильин, Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия : монография / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 93 с.
22. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства : монография / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 390 с.
23. Каминская, Т.П. Источники тревожности в разных возрастных группах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/1117/.
24. Колтаков, Г.С. Роль эмпатии в науке и обществе / Г. С. Колтаков // Психология: традиции и инновации : материалы IIМеждунар. науч. конф. (Самара, март 2016 г.). – 2016. – С. 1—3.
25. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожность / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2005. – 198 с.
26. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. – 151 с.
27. Овчаренко, Е.Р. Развитие эмпатии как профессионально значимое личностное качество педагога / Е. Р. Овчаренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. Xмеждунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011. – С. 111—119.
28. Педагогическая эмпатия [Электронный ресурс]: психологическая библиотека офиц. сайт, 2000-2018. Режим доступа: http://bookap.info.
29. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека : монография / К. Р. Роджерс. – М.: Прогресс, 1994. – 106 с.
30. Роджерс, К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология мотивации и эмоций. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 428–430.
31. Семеновских, Т. В. Педагогическая психология : учеб. пособ. / Т. В. Семеновских. – Тюмень: ТюмГУ,2013. – 219 с.
32. Симаева, И.Н. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ / И.Н. Симаева, В.В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – №5. – С. 31—39.