ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ И ОПЫТОВ КАК РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие исследовательской деятельности
1.2 Формирование интереса к исследовательской деятельности в дошкольном возрасте
1.3 Экспериментирование и опыт как средство развития интереса к исследовательской деятельности
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровней развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами природы для детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ проделанной работы по изучению интереса детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследовательская деятельность чрезвычайно важна в жизни каждого человека любого возраста. Наиболее характерна исследовательская деятельность для человека зрелого возраста, однако, что сформировать правильные задатки и способности, развивать исследовательские навыки необходимо с ранних лет. Если ребенок приучен в каждом явлении или событии видеть не только банальные факты, но также и причины, следствия, то он научится смотреть глубоко в суть вещей и предметов окружающего мира. Он будет стремиться узнать историю интересующего его предмета, явления или события, он овладеет необходимыми навыками анализа и последующего синтеза известной ему информации. Впоследствии такому ребенку будет гораздо проще, нежели другим детям, не в полной мере владеющими навыками исследовательской деятельности, постигать окружающий мир и определять для самого себя свое место в этом мире.
Исследовательская деятельность движет нашим миром в полной мере. Благодаря природному любопытству, неуемному интересу, энтузиазму людей, «живущих свои делом», и происходят важные открытия в научном мире, движется вперед технический прогресс, и человечество все глубже постигает тайны Вселенной. Поэтому, чтобы таких людей становилось все больше, необходимо еще с дошкольного возраста формировать навыки исследовательской деятельности, расширять горизонты детского сознания и грани их природного любопытства, которое в будущем, возможно, позволит совершиться великим открытиям.
К шести годам у детей развивается достаточно высокий уровень когнитивной активности. Интенсивно развиваются высшие формы зрительного и зрительно-схемного мышления, на основе которых можно формировать обобщенные знания. Дети начинают не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать и понимать связи и зависимости между ними. Они обсуждают наблюдаемые факты, строят элементарные выводы. Дети, стремясь найти истину, получить ответы на волнующие их вопросы, все чаще включаются в процесс проведения экспериментов или опытов. Эксперименты и опыты являются эффективными методами познания закономерностей и явлений окружающего мира. Самостоятельно направленное знание всегда более осознанно и прочно. В процессе проведения экспериментов и опытов ребенок получает новые знания, формируется высокий уровень познавательной активности. Эксперименты и опыты также оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка и развивают его творческие способности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ И ОПЫТОВ КАК РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность присуща каждому человеку, и эта деятельность может быть выражена в той или иной мере. Порой сами того не осознавая, мы активно исследуем окружающий нас мир, открываем его маленькие тайны и постигаем таинственные основы мироздания. Однако дети исследуют окружающий мир с удвоенным или даже утроенным любопытством, так как для них все в жизни ново и интересно, в отличие от взрослых, которых уже порой сложно удивить чем-либо, сложно по-настоящему «расшевелить», вызвать их интерес и побудить исследовать то или иное явление.
А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [17, с. 33].
Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.
Исследовательское поведение выполняет важную функцию развития человека, уникального личностного начала в каждом из нас. Так, А.И. Савенков отмечает, что у человека оно проявляется в основном в творчестве [17, с. 35].
А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как универсальную характеристику, пронизывающие все другие виды деятельности. «Оно выполняет принципиально незаменимые функции развитии познавательных процессов всех уровней: в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями, как научение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь» [21, с. 87].
Исследовательское поведение выступает одним из важнейших механизмов развития ребёнка, становления его интеллектуально-творческого потенциала.
Выводы по первой главе
Исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни каждого ребенка. Она направлена не только на решение задач развития, но и удовлетворение их интересов и познавательной активности. Благодаря исследовательской деятельности дети имеют возможность реализовать собственный творческий потенциал, расширить знания. Кроме того, она оказывает положительное влияние на развитие таких личностных качеств как креативность, инициативность, самостоятельности и целеустремленность. Значимость исследовательской деятельности заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а ему предоставляется возможность самостоятельно «пройти» весь путь получения новых знаний и умений. Знания, полученные таким образом, более осознанны, они крепче запоминаются, чаще и эффективнее используются в повседневной жизни.
Пришли к выводу о необходимости включения детей дошкольного возраста в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. На современном этапе все больше внимания уделяется практической исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
В период дошкольного возраста направления применения исследовательской деятельности в процессе воспитания и образования детей дошкольного возраста осуществляется за счет использования опытов и экспериментирования. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованной среде. Наблюдение за исследуемым объектом или явлением является неотъемлемой частью любого опыта. Эксперимент понимается как особый способ практического освоения реальности, направленный на создание условий, в которых субъекты наиболее отчетливо раскрывают свою сущность.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровней развития исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Целью данной работы является выявить эффективность методов использования опытов и экспериментов в процессе развития интереса у детей к исследовательской деятельности. С этой целью нами проведено экспериментальное исследование, в ходе которого устанавливается уровень знаний о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста. Исследование осуществлялось в три этапа (констатирующий, формирующий и экспериментальный).
База исследования: ГУО «Ясли-сад №75 г. Гродно».
Выборка: в исследовании приняли участие 20 человек (12 мальчиков и 8 девочек) старшей группы, которые составили две группы: контрольную и экспериментальную.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень сформированности представлений о характерных особенностях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали показатели уровня сформированности представлений, за основу взяли показатели развития воспитанников из учебной программы дошкольного образования (Приложение А).
Мы подобрали методы для выявления уровня сформированности представлений: беседа, дидактическая игра, наблюдение. Содержание каждой беседы было направлено на выявление полноты и объема представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста (Приложение Б). Беседа проводилась с каждым ребенком индивидуально. При затруднении использовались иллюстрации с изображениями объектов и явлений, о которых идет речь.
На основании индивидуальных карт обследования мы вывели общий уровень сформированности представлений каждого ребенка, который условно был обозначен как высокий, средний, низкий.
Выводы по второй главе
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию интереса детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности. Во время обследования воспитанников были выявлены следующие проблемы: частичное знание детьми назначения объектов неживой природы и возможности их использования в жизни человеком; неумение устанавливать закономерные взаимосвязи между живой и неживой природой.
С целью повышения уровня сформированности представлений о неживой природе и повышения интереса к исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста был разработан комплекс занятий с использованием опытов экспериментов, который был апробирован в экспериментальной группе.
Результаты проведенной работы показали, что применение разработанных комплексов опытов и экспериментов способствует расширению представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста; развивает исследовательские умения детей: определение проблемы, постановка цели, анализ объекта, выдвижение гипотезы, отбор средств и материалов, решение проблемы, умение делать умозаключения и выводы; способствует речевому развитию; развивает личностные качества воспитанников: инициативность, самостоятельность, целеустремленность, умения взаимодействия.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности детей, включение в образовательный процесс занятий с элементами опытов и экспериментов содействует формированию высокого уровня представлений о неживой природе и повышению интереса детей к исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания – в этом её принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно-осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некого противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Это знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, но это всегда сущностная характеристика, такая информация, которая не может быть получена на уровне простого восприятия.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования системных экологических и природоведческих представлений детей, совершенствующихся в результате педагогического воздействия, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического образования и его значения в развитии личности.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Наблюдение за изучаемым объектом или явлением – неотъемлемая часть любого опыта. Эксперимент понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность. Экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Как специально организованная деятельность, эксперимент, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Эксперимент и опытная работа активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, в обществе и т.п.
1. Агафонова, А. С. Практикум по общей педагогике / А. С. Агафонова. – СПб.и др. : Питер, 2003. – 416 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
3. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
4. Варивода, В. С. Экологическое воспитание дошкольников / В. С. Варивода. – Изд. 3-е. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 122 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М., 2004. – 156 с.
6. Дорошко, О. М. Экологическая педагогика / О. М. Дорошко ; Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. – Гродно :ГрГУ, 2002. – 175 с.
7. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
8. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
9. Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г. Н. Казаручик. – Минск : Нац. инт образования, 2014. – 72 с.
10. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 79 с.
11. Кураев, Г. А. Возрастная психология. Курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов на Дону, 2002. – 162 с.
12. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : Нац. инт образования, 2014. – 255 с.
13. Лещинская, Т.Л. Обучение учебному предмету «Человек и мир» на 1-м отделении вспомогательной школы / Т.Л. Лещинская, О.Х. Серединская, А.Н. Гринько; под ред. О.Х. Серединской. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 216 с.
14. Методика организации познавательно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / nios.ru. – Режим доступа : http://ds-304.nios.ru/slovo_pedagogam/baeva/detsk_exp.pdf.
15. Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева [и др.] : под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 319 с.
16. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г. А. Кудрявцева. – Мозырь, 2005. – 55 с.
17. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под общ.ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2003. – 64 с.
18. Петрикевич, А. А. Экологическая мозаика (Серия «Умнейка!») : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. – Минск : Жасскон, 2012. – 40 с.
19. Прохорова, Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие / под ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. –М. : АРКТИ, 2010. – 72 с.
20. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1985. – Режим доступа: http://www.lib.mdpu.org.ua/.../poddyakova_razvitie_mishleniya_i_ymstvenoe_vospitanie_doshkoln.
21. Смолер, Е. И.Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. И. Смолер. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 104 с.
22. Стреха, Е. А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников / Е. А. Стреха. – Минск :Зорныверасень, 2007. – 80 с.
23. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Стреха; рец.: Г. Н. Казаручик, С. В. Шкляр. – Минск: Народная асвета, 2012. – 64 с.
24. Стреха, Е. А. Познаем мир природы : учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. – Минск : Жасскон, 2012. – 24 с.
25. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. инт образования, 2012. – 416 с.
26. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой [Электронный ресурс]. – Минск : Стреха Е. А., 2018. – Режим доступа : http://www.elib.bspu.by/bitstream/doc/.../Стреха%20Е.А.