ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Формирование грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.2 Психолого-педагогическая сущность дидактической игры как средства коррекции грамматического строя речи
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Организация и методы исследования формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2 Результаты исследования формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.3 Рекомендации по использованию дидактической игры как средства формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. Одним из важнейших компонентов всестороннего развития личности ребёнка является развитие его речи. С каждым днём происходит формирование речи, которая претерпевает на своём пути большие трудности, с которыми сталкивается ребёнок. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Реализация этой задачи всегда занимало значительное место в системе обучения, а существенной её частью считается формирование грамматического строя речи.
«Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, поэтому вопросам развития речи необходимо уделять особое внимание. В процессе овладения речью ребёнок получает больше знаний, с каждым днём он овладевает новыми знаниями и практическими действиями» [2].
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. «Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении» [9, с. 38].
Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении. Ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать грамматические отношения между словами, он заменяет их более лёгкими, упрощёнными. Овладение грамматикой для ребёнка является достаточно сложным процессом, в которой ему требуется помощь взрослого.
Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. В посвященных развитию грамматического строя речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других отмечается, что для дошкольников с речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность.
«У дошкольников с ОНР грамматический строй имеет специфические особенности, однако, коррекционно-методических разработок, направленных на формирование грамматического строя у такой категории детей, по нашему мнению, в настоящее время недостаточно. Не существует определённое методики преодоления речевого нарушения, но существуют различные методики, которые подбираются в зависимости от особенностей речевого нарушения» [12].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Формирование грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Эти процессы формируются постепенно, согласно индивидуальным возрастным и психическим особенностям.
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др., изучавших особенности формирования грамматического строя, и трудности. «При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии» [10].
В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие три периода формирования грамматического строя речи. «Развитие каждого периода может наступать раньше или с опозданием, это зависит от развития ребёнка»[4].
I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя два этапа:
1) Этап однословного предложения (от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.).
Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания («бух», «би-би», «му», «мяу»), лепетные слова («ди», «моко»).
2) Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.).
Грамматическая связь между словами во фразе отсутствует. Существительные употребляются либо в именительном падеже ед. числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенней форме, либо в форме 2-го лица ед. числа повелительного наклонения («дай», «ниси», «пать»).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
2.1 Организация и методы исследования
Цель констатирующего эксперимента – выявить особенности и уровень сформированности грамматических средств языка у старших дошкольников.
На недоразвитие грамматического строя тесно связано с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. При дефектах звукопроизношения, недоразвитии фонематического слуха и фонематического восприятия, дети затрудняются выделить морфему, соотнести значения морфемы с ее звуковым образом. Фонематические процессы подготавливает основу для формирования грамматической системы.
В результате недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи снижается понимание речи, объем активного словарь, что ведет к недоразвитию грамматического строя. Следовательно, в констатирующем эксперименте нам необходимо провести обследование по следующим разделам:
1. обследование фонетико-фонематической стороны речи
2. обследование лексической стороны речи
3. обследование грамматических средств речи. Для определения уровня сформированности и особенностей речевых умений и навыков детей, было проведено обследование речевых функций.
Организация логопедического обследования осуществляется с учетом следующих принципов [3]:
1) принцип наглядности. Предполагает организацию обследования с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений.
2) принцип последовательности в организации обследовании. Основан на четкой построенной последовательности этапов обследования, не рекомендуется менять порядок этапов обследования.
3) принцип этапности. Заключается в четком распределении заданий на каждом этапе обследования.
4) принцип доступности. Необходимо подбирать такие задания и инструкции к ним, которые были бы понятны ребенку.
При выявлении нарушений произношения необходимо обращать внимание, как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. При обследовании звукопроизношения особенно необходимо обращать внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.
В эксперименте принимало участие 6 детей возрасте в возраст 5-6 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы данной работы являлось изучение состояния грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Первой задачей нашего исследования было изучить психолого-педагогическую литературу и охарактеризовать грамматический строй речи у детей в норме и с речевыми нарушениями. Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Формирование и развитие грамматическое строя речи у детей с ОНР с большими трудностями, что влечёт дальнейшие затруднения в усвоении программы. В речи детей встречаются трудности: согласования и словоизменения слов, использование различных предлогов, образовании существительных в различных падежах, в образовании относительных и притяжательных прилагательных, а также использование всех этих средств в связной и последовательной речи. В речи детей с ОНР присутствует большое количество ошибок использования грамматических средств языка, с которыми дошкольники сами не могут справиться.
На следующем этапе мы подобрали и провели методику для изучения сформированности грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Нами были изучены следующие аспекты:
1. Исследование образования существительных именительного падежа множественного числа.
2. Исследование образования существительных в косвенных падежах.
3. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.
4. Исследование употребления предлогов.
5. Исследование согласования числительного с существительным.
6. Исследование согласования прилагательного с существительным.
7. Исследование образования названий детёнышей.
8. Исследование образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксам.
9. Исследование образования относительных прилагательных от существительных.
10. Исследование притяжательных прилагательных.
11. Исследование приставочных глаголов.
12. Исследование образования глаголов совершенного вида.
В качестве метода нами был использован анализ психолого-педагогической документации (речевых карт детей), позволивший изучить характер речевого нарушения и логопедическое заключение.
После проведения методики мы провели анализ особенностей сформированности грамматического строя речи детей с ОНР. У 33% детей высокий уровень грамматического строя речи. В процессе исследования дети совершали несколько ошибок, многие ошибки самостоятельно исправляли. Безошибочно образовывали существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах.
1. Акименко, В.М., Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д:Феникс, 2016. -45 с
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Волкова, Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи / Л. С. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 280 с.
4. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев. – В кн.: Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 467 с.
5. Доронова, Т. Н. Игра в дошкольном возрасте / Т. Н. Доронова, О. А.Карабанова, Е. И. Соловьева. – М. : Просвещение, 2002. – 160 с.
6. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова – М. : УНПЦ Энергомаш, 1994. – 128 с.
7. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. — М., 1994.
8. Канцельсон, С. Д. От первых слов до первого класса / С. Д. Канцельсон, А. Н. Гвоздев. – Саратов, 1981. – 192 с.
9. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2001.
10. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
11. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969.- 214 с.
12. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва: Эксмо, 2016.
13. Логопедия: Учеб. для студентов дефектологических факультетов пед. Ин-ов/ Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М. Мастюкова. – В 2-х книгах. – М.: Владос, 1995. Iкн. – 384 с., IIкн. – 147 с.
14. Нищева, Н.В. Играй-ка. Игры для развития речи дошкольников / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2002.
15. Петрова, Т И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 2. Старшая группа / Т.И. Перова. – М.: Школьная Пресса, 2005.
16. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002.
17. Правдина, О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов пед. ин-ов / О.В. Правдина. – Челябинск, 1998. – 192 с.
18. Сековец, Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие / Л.С. Сековец. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.
19. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1974. -288 с.
20. Тенкачева, Т. Р. Формирование грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Р. Тенкачева ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. – 216 с.
21. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева. – М., 1991.
22. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
23. Эльконин, Б. Д. Психология игры / Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2007. – 144 с.