ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
1.1 Специфика факультативных занятий по иностранному языку с одаренными детьми
1.2 Формирование и стимулирование познавательной активности на факультативных занятиях
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся, обладающих развитыми речевыми способностями
2.2 Применение продуктивных образовательных технологий в развитии одаренности учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Одарённость человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к
себе огромного внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
В современном обществе возросло значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала, задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть, развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развивать его способности, подготовить почву, чтобы его способности были реализованы.
Одаренные дети – это особый мир детства, интеллектуальный потенциал общества, и задача педагога – понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее выявление не уровня, а качества одаренности.
Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С ними учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Поэтому актуальность данной темы заключается в том, чтобы именно в учреждении общего среднего образования (УОСО) выявить всех, кто
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
1.1 Специфика факультативных занятий по иностранному языку с одаренными детьми
Прежде всего, отметим, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественная оригинальность и характер развития одаренности всегда являются результатом сложного взаимодействия наследственности (естественных данных) и социальной среды, опосредованной деятельности ребенка (игра, воспитание, труд). В то же время особую важность имеет самостоятельная деятельность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, которые являются основой формирования и реализации индивидуального таланта.
Одаренные дети обычно имеют отличную память, основанную на ранней речи и абстрактном мышлении. Они отличаются способностью классифицировать информацию и опыт, способность широко использовать накопленные знания. Объемная лексика, сопровождаемая сложными синтаксическими построениями, способность поднимать вопросы часто привлекает внимание других к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые, по их мнению, должны выражать их собственные концепции и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активации умственных способностей [15, с. 61].
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся, обладающих развитыми речевыми способностями
Приведем пример психолого-педагогической характеристики учащегося с развитыми речевыми способностями. Она должна содержать как общую информацию об учащемся, так и индивидуальные данные, касающиеся уровня развития способностей учащегося. Пример находится в приложении 1.
На основе психолого-педагогической характеристики делаются соответствующие выводы. На их основе строится дальнейшая работа с одаренным учащимся и может быть разработан план факультативных занятий. Характеристика позволяет выявить особенности развития учащегося, его одаренности и развития речевых способностей.
В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории детей:
1) учащиеся с необычно высоким общим уровнем психического развития, при прочих равных условиях (они уже выявлены в младшем школьном возрасте);
2) учащиеся с признаками специальных интеллектуальной одаренности в определенной области науки или деятельности (идентифицированы в младшей школе и подростковом возрасте);
3) учащиеся, которые не добиваются успеха в обучении по каким-либо причинам, но имеют яркую познавательную деятельность, оригинальность ментального состава, ментальные резервы (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе исследования были сделаны следующие выводы.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности. Факультативные занятия по английскому языку способствуют развитию коммуникавных навыков учащихся, познавательного интереса и углубленного изучения материала. На факультативных занятиях не должен дублироваться материал уроков. План факультативного занятия отличается от плана обычного урока, но также имеет свою структуру.
Факультативные занятия с одаренными учащимися имеют свою специфику и структуру в силу особенностей одаренных детей, к которым можно отнести активный познавательный интерес, исследовательский интерес и стремление к развитию своих коммуникативных навыков по иностранному языку.
Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий за пределами учебных часов, направленных на расширение, углубление и исправление знаний учащихся по предметам в соответствии с их потребностями, требованиями, способностями и склонностями, а также активизацией познавательной деятельности. Факультативные занятия по иностранному языку позволяют осуществлять дифференциацию обучения, используя различные методы работы.
Психолого-педагогическая характеристика позволяет диагностировать одаренность учащихся, на ее основе учитель строит работу с учащимся. Характеристика позволяет выявить особенности развития учащегося, его одаренности и развития речевых способностей.
Комплексное сочетание и использование в учебном процессе продуктивных образовательных технологий по иностранному языку стимулирует личную, интеллектуальную деятельность, развивает когнитивные
1. Афанасьева, О.В. Английский в фокусе, учебно-методический комплекс / О.В. Афанасьева, Д. А. Дули. – М. Просвещение, 2013. – 240 с.
2. Барышников, Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н.В. Барышников // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2. – С. 281-283.
3. Баранова, Н.П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П.Баранова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2015. – № 4. – С. 3–12.
4. Голубева, В.С. Информационные и коммуникативные технологии как средство обеспечения компетентностного подхода к обучению иностранному языку: мультимедийный электронный словарь / В.С.Голубева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 1. – С. 14–23.
5. Григорьев, Е.А. Ресурсы сети Интернет как эффективное средство преподавания иностранного языка / Е.А. Григорьев // Замежныя мовы. – 2014. – № 4. – С. 15–18.
6. Грушко, Н.Д. Использование видеоматериалов в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся / Н.Д. Грушко // Замежныя мовы. – 2015. – № 1. – С. 21–26.
7. Ерчак, Н.Т. Художественный фильм как средство развития иноязычной речи на уроке / Н.Т. Ерчак //Замежныя мовы. – 2014. – № 2. – С. 24–29.
8. Заир-Бек, С.И. Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек. – М.: Просвещение, 2004. – 173 c.
9. Зубрилина, И.В. Использование электронных средств обучения в преподавании иностранных языков / И.В.Зубрилина // Замежныя мовы. – 2013. – № 3. – С. 24-29.
10. Китаева, И.В. Щербатых С.В. Интерактивные методы в обучении учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) / И.В. Китаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 1 (12). – С. 107-110.
11. Мидова, О.В. Акмелингвистика "Продуктивные образовательные технологии" в обучении иностранному языку / О.В. Мидова. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25218546. - Дата доступа: 3.12. 2017.
12. Сухова, Л. В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда как его системообразующий фактор / Л.В. Сухова // Иностранные языки в школе. – 2007. – №5. – С. 81-86.
13. Седюкевич, С.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании английского языка / С.В. Седюкевич // Замежныя мовы. – 2014. – № 2. – С. 15–23.
14. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий / П.В.Сысоев. – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 182 с.
15. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей / Н.Б. Шумакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 162 с.
16. Щербатых, Л.Н. Использование мнемотехнических способов улучшения запоминания иноязычной информации лингвистически одаренными школьниками / Л.Н. Щербатых // Одарённый ребёнок. – 2013. – № 2. – С. 42-48.
17. Щербатых, Л.Н. Роль внеклассной работы по иностранному языку в формировании гуманитарной культуры лингвистически одарённых школьников / Л.Н. Щербатых// Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Том 1 (№ 21). – С. 110-116.
18. Щербатых, Л.Н. Специфика работы с лингвистически одарёнными школьниками /Л.Н. Щербатых // Наука и школа. – 2012. – № 4. – С. 81-84.