ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого человека важное значение имеет дошкольный период. Именно в это время осуществляется подготовка детей к будущей жизни, овладение основными знаниями и умениями. Следовательно, в дошкольном возрасте происходит активное становление и усвоение родного языка, развитие его фонетической, лексической и грамматической стороны. Дети осознают, что речь состоит из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи. Обучаются выделению звуков речи из состава слова, формируется понятие об определённой последовательности звуков в словах, овладевают рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». У детей с речевыми нарушениями усвоение такого материала вызывает значительные трудности.
Среди большого количества речевых расстройств у детей самую многочисленную составляют дети с общим недоразвитием речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает различные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя). Формирование фонематических процессов является одной из проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Фонематический анализ и синтез – это сложные мыслительные операции, которые у детей с общим недоразвитием речи появляются лишь в процессе специального обучения и являются базой обучения чтения и письма. В первую очередь у таких детей имеются ошибки и затруднения связанные с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.
Языковой анализ и синтез относится к когнитивно-речевым умениям, не формирующимся спонтанно и требующим специальной работы по их формированию и развитию. Сложность такой работы заключается в том, что предпосылкой для успешного анализа и синтеза языковых явлений требуется как достаточно развитая речь, так и сформированные мыслительные процессы. Чтобы производить звуковой анализ и синтез слов, прежде всего необходимо правильно артикулировать звуки языка, которые в свою очередь проходят тонкую дифференциацию на слух. Наличие нарушений в звукопроизношении не позволяет выделять и усваивать определённые признаки звуков, поэтому навыки фонематического анализа и синтеза оказываются несформированными.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
1.1 Взгляды педагогов на развитие фонематической системы
Долгое время звуковую сторону речи исследователи рассматривали как самостоятельный элемент, не зависящий от смысловой стороны речи. Фонетика ориентировалась на акустику и физиологическую природу речи. Источником развития звуковой речи рассматривали развитие моторики, но не психологию языка.
Понятие «фонема» ввёл Л.С.Выготский как единицу речи. В новом понимании развитие речи происходит путём развития системы фонем. Исследователь акцентировал внимание на восприятии фонем как значащих звуках. Л.С.Выготский считал, что восприятие фонем происходит только на уровне человеческой речи – закон восприятия звучащей стороны речи [6].
Также, Л.С.Выготским был введён термин «фонематический слух», включающий в себя следующие речевые операции:
- способность слышать в слове заданный звук;
- способность дифференцировать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Через некоторое время Д.Б.Эльконин ввёл понятие «фонематическое восприятие». Он выявил, что для эффективного обучения чтению и письму недостаточно одного фонематического слуха, необходимо целенаправленно обучать детей фонематическому восприятию, которое включает операции:
- умения определять линейную последовательность звуков в слове;
- подсчёта количества звуков в слове;
- умения определять позицию звука в слове по отношению к его месту.
После этого Д.Б.Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, под которым понимал:
- выяснение порядка следования фонем в слове;
- установление различительной функции;
- выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных языку.
Таким образом, исследователь заключил, что фонемный анализ служит не только для выделения фонемы и связыванию её с буквой, а также для
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
2.1 Организация и методика исследования фонематического анализа и синтеза
Обследование, направленное на выявление особенностей фонематического анализа и синтеза, необходимо начинать с изучения анамнестических данных. Подбирать речевой и наглядный материал с учётом следующих требований:
- в речевой материал включать хорошо знакомые дошкольникам слова;
- в наглядный материал включать реалистичные картинки, отображающие известные детям картинки.
В ходе обследования следует предлагать дошкольникам простые инструкции, а также при необходимости оказывать дозированную помощь.
При обследовании состояния фонематического анализа и синтеза необходимо учитывать условия выделения звука. Ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова; щелевые согласные выделяются легче из начала слова; взрывные согласные из конца слова; твердые согласные выделяются легче, чем мягкие; звук [р] как более длительный выделяется легче в начале слова. Наиболее трудно детям с ОНР определить наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного. При отборе слов следует помнить о том, что в слове должен быть только один труднопроизносимый звук [3].
В предыдущей главе мы выяснили, что общему недоразвитию речи могут относиться такие речевые патологии, как дизартрия, ринолалия, алалия, афазия. Волкова Г.А. рекомендует проводить диагностику фонематического анализа и синтеза в зависимости от речевого нарушения. Рассмотрим примерные задания по направлениям для дизартрии и алалии.
При обследовании фонематического анализа и синтеза у ребёнка с дизартрией Волкова Г.А. предлагает проводить в несколько этапов. Вначале автор советует провести диагностику простого фонематического анализа. В этот этап входят следующие упражнения:
1. Выделение звука на фоне слова. Рекомендуется проверять состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что фонематический анализ и синтез – это сложные мыслительные операции, которые у детей с общим недоразвитием речи формируются только в процессе специального обучения. Основная сложность у данной категории заключается в том, что слово воспринимается ими как нерасчленённое единство, поэтому не представляется возможным обратить внимание на отдельные звуковые элементы слова, на их качество, количество, последовательность.
В ходе выполнения курсовой работы был разработан комплекс методического инструментария по обследованию и содержанию работы фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе методических рекомендаций, изложенных в трудах Г.А.Волковой, Т.Б.Филичевой, Н.В.Серебряковой. Были изучены предпосылки формирования навыков звукового анализа и синтеза, также выяснили, что эти навыки неразрывно связаны с фонематическим восприятием. Предложенная система работы позволит сформировать фонематический анализ и синтез у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы.
Таким образом, своевременно организованная логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза, является решающим фактором в предупреждении появления дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует развитию навыка чтения.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей / Е.Ф.Архипова. – М.:Астрель, 2006. – 319 с.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 144 с.
4. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» / Л.С.Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова и др. Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 520 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – СПб.: Питер, 2017. – 432с.
7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. – с. 112-129.
8. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 224 с.
9. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. инст. – М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
10. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. – М.: Просвещение, 1967.
11. Лопатина Т.Б., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошколников: учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
12. Скубриева С.В. Формирование фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста: Статья, 2012.
13. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 240 с.
14. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
15. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б.Эльконин. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 116 с.
16. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып.1. 1957. – с. 107 – 110.
17. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов // Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1976. – 64 с.