Случаи осложнений психического развития у детей старшего дошкольного возраста приводят к множеству психологических проблем и оказывают негативное влияние на их социально–психологическую адаптацию. Некоторые отклонения в психологическом здоровье детей стали предметом исследований многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем сегодня существует стандартная классификация психологических проблем, возникающих у детей.
-неврологические проблемы [4].
В контексте данного исследования нас в основном интересуют эмоционально–личностные, поведенческие и коммуникативные проблемы детей в возрасте 5–6 лет, так как они, по нашему мнению, являются результатом родительского программирования. Рассмотрим более подробно содержание этих психологических проблем на основе детального анализа их показателей: повышенная тревожность, недостаточная самооценка, депрессивное настроение, коммуникативные трудности.
Тревожность как психологическая проблема детей дошкольного возраста. Большое количество работ отечественных и зарубежных психологов (В.М. Астапов, Г.Ш. Габдреева, Р. Лазарус, Р. Мартенс, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилдбергер). «Тревога и тревожность выявляют связь с историческим периодом жизни общества, которая отражается в содержании страхов и переживаний, характере пиков возраста тревоги, частоте, распространенности и интенсивности тревоги, значительном увеличении количества тревожных детей и подростков в нашей стране за последнее десятилетие» – отмечает А.М. Прихожан [5].
Механизм формирования тревоги как свойства человека заключается в том, что «при многократном повторении условий, вызывающих высокие значения тревоги, создается постоянная доступность для переживания этого состояния». Л.М. Костина подчеркивает, что постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью [6].
Анализ многочисленных определений и трактовок феномена «тревожность» («тревога») в психологической литературе позволяет рассматривать тревогу, беспокойство и страх как своего рода взаимоукрепляющее единство.
Выводы по первой главе
Психологическая наука подчеркивает, что нарушение психического развития ребенка тесно связано с блокированием его основных потребностей и возникновением ситуации депривации, которая приводит к различным психологическим проблемам. В то же время, характеристики психики 5–6– летнего ребенка еще не являются жестко фиксированными и полными, и поэтому в этом возрасте все еще возможна коррекция и компенсация тех эмоциональных, личностных, поведенческих и других нарушений, которые в будущем будет намного сложнее преодолеть.
Дошкольный возраст – это лучший возраст для развития эмоциональной сферы. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, играют важную роль в развитии ребенка и представляют собой различные способы размышлений о реальном мире.
Развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, а с другой – сами по себе существенно влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направление его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждения.
Страхи и переживания детей, если их должным образом устранить, при этом поняв причины их возникновения, часто исчезают бесследно. Если они болезненно острые или продолжаются в течение длительного времени, это признак недостатка, свидетельствующий об ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, наличии страхов или конфликтных отношений в семье. Ведь, к сожалению, возникновение страхов и тревог в детстве в большинстве случаев происходит по вине самих родителей.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРЕЖИВАНИЯХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
База исследования:
В данном исследовании приняли участие 20 воспитанников данного дошкольного учреждения, старшей группы, в возрасте 5–6 лет. В процентном соотношении, в данной группе было 13 мальчиков (65%) и 7 девочек (35%). В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился. А также 20 родителей воспитанников старшей группы.
Методики исследования:
1. Опросник А.И. Захарова «Подверженность ребенка страхам» –(Приложение А).
Данный опросник состоит из вопроса «Ты боишься или не боишься…?» и к нему прилагаются варианты ответов. Ребенку необходимо ответить, насколько он боится или не боится конкретного явления.
В конце исследования подсчитывается количество страхов у конкретного ребенка, если их меньше 9, то можно говорить о низком уровне развития страхов и переживаний у ребенка, если от 9 до 15, то это нормативный уровень развития страхов, при показателе выше 15 можно говорить о высоком уровне наличия страхов у ребенка.
2. Тест «Страхи в домиках», (М.А. Панфилова) – (Приложение Б).
Данная методика направлена на выявление приоритетных страхов и переживаний для детей старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагается нарисовать два домика. Один домик должен быть красного цвета, один – черного. После того, как ребенок нарисовал домики, ему необходимо указать, какие именно страхи он поселит в красный домик (нестрашные страхи), а какие в черный – страшные страхи.
После исследования необходимо подсчитать, какие именно страхи ребенок определяет для себя как страшные.
3. Тест «Чего боится ваш ребенок?», (В. Амен) – (Приложение В).
Предлагаемый тест поможет вам сориентироваться в том, присущ ли вашему ребенку избыточный, т.е. чрезмерный, уровень страхов, либо те страхи, которые ему свойственны, являются нормальными для его возраста, а также определении уровня представлений родителей о страхах своих детей.
Цель прохождения этого теста мы видим также в том, чтобы помочь вам понять, нуждается ли ребенок в психологической или психотерапевтической помощи, а также разобраться в том, каковы ваши родительские задачи. Ответить на вопросы теста предлагается родителям, чьим детям от 4 до 11–12 лет.
Выводы по второй главе
С целью изучения уровня развития страхов и основных видов страхов у детей старшего дошкольного возраста, а также уровня представдений родителями о страхах своих детей нами было проведено эмпирическое исследование при помощи таких методик как Опросник А.И. Захарова «Подверженность ребенка страхам» и тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», тест «Чего боится ваш ребенок?», (В. Амен).
В данном исследовании приняли участие 20 воспитанников данного дошкольного учреждения, старшей группы, в возрасте 5–6 лет. В процентном соотношении, в данной группе было 13 мальчиков (65%) и 7 девочек (35%). В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился. А также 20 родителей воспитанников старшей группы. В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
1. Для детей данной возрастной категории характерным является средний уровень развития страхов (60%), высокий уровень характерен для 10% опрошенных детей, а низкий – для 30% детей.
2. сновными видами страхов для детей старшего дошкольного возраста являются такие, как: страх одиночества (30%), страх темноты (30%), страх монстров (20%), страх врачей (10%), страх грозы (10%).
3. Для большинства опрошенных родителей детей старшего дошкольного возраста характерным является средний уровень представлений о страхах своих детей – 50% – 10 человек и для 40% опрошенных родителей – 8 человек, характерен низкий уровень представлений о страхах своих детей.
Полученные результаты обусловили разработку психолого–педагогических рекомендаций, нацеленных на развитие социально–психологической наблюдательности родителей и формирование у них адекватных представлений о проблемах и переживаниях своих детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст является лучшим возрастом для развития эмоциональной сферы. Эмоции и чувства, как и другие психические явления, играют важную роль в развитии ребенка и представляют собой различные формы отражения реального мира.
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей.
Выделяют: проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т. п.); поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.); эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, страхи, раздражительность и т.п.); проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, и т.д.); неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).
В психологической науке подчеркивается, что нарушение психического развития ребенка тесно связано с блокированием его основных потребностей и возникновением депривационной ситуации, приводящей к различным психологическим проблемам. В то же время, особенности психики ребенка 5–6 лет еще не являются жестко фиксированными и завершенными, и поэтому, именно в этом возрасте, еще возможна коррекция и компенсация тех эмоциональных, личностных, поведенческих и других нарушений, которые значительно труднее будет преодолеть в дальнейшем.
С целью изучения уровня развития страхов и основных видов страхов у детей старшего дошкольного возраста, а также уровня представдений родителями о страхах своих детей нами было проведено эмпирическое исследование при помощи таких методик как Опросник А.И. Захарова «Подверженность ребенка страхам» и тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», тест «Чего боится ваш ребенок?», (В. Амен).
В данном исследовании приняли участие 20 воспитанников данного дошкольного учреждения, старшей группы, в возрасте 5–6 лет. В процентном соотношении, в данной группе было 13 мальчиков (65%) и 7 девочек (35%). В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился.