Введение
Глава 1 Лингвистические аспекты речевого портрета личности
1.1 Проблема создания речевого портрета личности в современном языкознании
1.2 Понятие речевого портрета и его лексико-синтаксические характеристики
1.3 Лингвокультурологические и структурно-композиционные особенности сказочного текста
1.4 Фонетическая организация художественной речи сказочных персонажей
Глава 2 Аудитивный анализ экспериментального материала
2.1 Подбор экспериментального материала и методика проведения эксперимента
2.2 Результаты анализа сегментных характеристик речи сказочных персонажей
2.3 Результаты анализа супрасегментных характеристик речи сказочных персонажей
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире возрастает интерес к социальной обусловленности речи и языка. Именно явление социума придает языку определенный характер, специфику функционирования. Язык является социальным продуктом, который развивается в коллективе при общении, поэтому его развитие не может быть автономным. Изменения общественной жизни влияют на характер языка и речи.
Вопросы речи и языка рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных лингвистов. Среди них У. Лабов, П. Траджила, Б. Прайслер, Р. Лакофф, Х. Липс, О. С. Ахманова, С. М. Вуд, И. И. Токарева и многие другие.
Курсовая работа посвящена выявлению особенностей функционирования фонетических явлений на формирование характера речи персонажей английских художественных произведений таких как Король, Великан, Принц, студент, Кот в сапогах, Королева (мать Белоснежки, Отец Пиноккио, Мудрец, 3 поросенка, Рассказчик.
Объектом исследования являются отрывки художественных произведений на английском языке.
Предмет исследования – сегментные и супрасегментные характеристики речей персонажей.
Целью исследования является изучение характера функционирования сегментных и супрасегментных средств в процессе создания речевого портрета персонажей английской сказки и проведение сопоставительного анализа с речевыми характеристиками персонажей видеофильмов.
В ходе выполнения данной работы выполнялись следующие задачи:
- изучить проблемы создания речевого портрета в языкознании;
ГЛАВА 1 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ
1.1 Проблема создания речевого портрета личности в современном языкознании
Интерес к языку как к социальному явлению, его сущности, значимости, установление языковых величин являются отличительными чертами языкознания XX столетия. Развитие теории языковой личности в рамках ее взаимодействия с языком и речью позволило выделить понятие «речевая личность». Под речевой личностью понимается человек, в речи которого отражается его компетенция, профессиональные качества, некоторые черты характера.
Отношения между языком и речью складываются таким образом, что в систему языка включаются только наиболее устойчивые и неслучайные компоненты речи. Исходя из этого положения, можно утверждать, что для наиболее полного и точного описания языковой личности (носителя языка) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее речевого портрета. Анализ представленных понятий позволяет говорить о соотношении понятий «языковая личность» и «речевой портрет». Они тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга, так как языковая личность реализуется в речи, переходя в речевую личность.
Взаимообусловленность данных понятий прослеживается и при анализе трехуровневой модели языковой личности, которая включает:
- вербально-семантический уровень (складывается из лексикона личности);
ГЛАВА 2 АУДИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
2.1 Подбор экспериментального материала и методика проведения эксперимента
Экспериментальные методы в языкознании - методы, позволяющие изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем. В данной работе посредством эксперимента мы смогли проанализировать фонетические особенности речевых портеров персонажей художественных произведений. Нами были использованы отрывки из сказок «The Emperor’s new clothes», «The Selfish Giant», «The Happy Prince», «The Nightingale and the Rose», «Puss in boots», «Snow white and the seven dwarfs», «Pinocchio», «Aladdin and the lamp», «The three little pigs», «Johnny-Cake». Философской основой применения экспериментальных методов в языкознании является тезис о единстве теоретических и эмпирических уровней познания [25]. Эксперимент является наиболее сложным и эффективным методом эмпирического исследования Сущность его заключается в целенаправленном прослушивании и просмотре отрывков сказок, преднамеренном преобразовании их в текстовую информацию, в проведении аудитивного анализа фонетических явлений звукописи, аллитерации и ассонанса, интонации, типов тонов и интонационных шкал для характеристики речевых персонажей.
Аудитивный анализ, как экспериментальный метод, является основной формой практической деятельности, так как эта работа привела к обнаружению влияния звукового состава на характер персонажа, выявление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение лингвистических аспектов речевого портрета героев художественных произведений является емким и интересным процессом, иллюстрирующим лексико-синтаксические, лингвостилистические, структурно-композиционные и фонетические характеристики, поскольку именно сказка во все времена производит на человека наибольший художественный эффект.
В результате проведенного нами исследования в данной работе мы пришли к определенным выводам:
1. Речевой портрет определяется как подбор особых слов и выражений, как средство художественного изображения персонажей.
2. Речевая характеристика создается посредством лексических и синтаксических средств, лингвокультурологических и структурно-композиционных, фонетических.
3. Эксперимент является методом, позволяющим изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем.
4. Сегментные и супрасегментные фонетические характеристики речевого портрета определяют его характер.
5. В художественных произведениях наибольшее распространение среди сегментных характеристик получили аллитерация и ассонанс.
6. Наиболее употребимые нисходящий и восходящий тона, характеризующие речь героев положительно.
7. Существует разница в частоте использования типов тонов и шкал при отборе отрывков художественных произведений посредством чтения и просмотра видеофильмов.
1. Бабиян, Т. В. Лингвокультурные особенности русской народной сказки и ее английского эквивалента в компаративном аспекте исследования / Р. В. Бабиян, В. И. Федосова // Молодой ученый. – № 17. – Казань, 2016. – С. 504 – 508.
2. Бабушкина, Е. А. Речевой портрет личности: фонетические характеристики / Е. А. Бабушкина // Вестник Бурятского государственного университета. – Выпуск 11. – Бурятия, 2011. – С. 7 – 11.
3. Винокурова, И. Ж. Лингвостилистические аспекты соотношения зачина и концовки в художественном тексте / И. Ж. Винокурова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Москва, 2004. – 28 с.
4. Каргин, В. Р. Экспериментальные методы исследований / В. Р. Каргин // Методология научных исследований. – Самара, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Китайгородская, М. В. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия / М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова. – М. : Наука, 1995. – 128 с.
6. Крысин, Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета / Л. П. Крысин // Русский язык в научном освещении. – М., 2000. – С. 90 – 107.
7. Лексические и стилистические характеристики речи [Электронный ресурс] / Инфоурок. – Новокузнецк, 2010. – Режим доступа : http://infourok.ru/statya-po-filologii-leksicheskie-i-stilisticheskie-harakteristiki-rechi-kak-elementi-rechevogo-portreta-lorda-genri-uottona-na-m-1307880.html. – Дата доступа : 23.10.2017.
8. Леорда, С. В. Речевой портрет современного студента [Электронный ресурс] / Человек и наука. – Саратов, 2006. – Режим доступа : http://cheloveknauka.com/rechevoy-portret-sovremennogo-studenta. – Дата доступа : 20.10.2017.
9. Лингвокультурные характеристики англосаксонского сказочного дискурса [Электронный ресурс] / Академия. Режим доступа : http:// academia.edu/28160321. – Дата доступа : 24.10.2017.
10. Мамаева, С. В. Речевой портрет школьника 5 – 7 классов / С. В. Мамаева // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Кемерово, 2007. – 21 с.
11. Матвеева, Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего / Г. Г. Матвеева // Диссертации кандидата филологических наук. – СПб., 1993. – С. 87.
12. Милованова, М. В. Методы изучения языковой личности современного диалектоносителя [Электронный ресурс] / Эколингвистические исследования языка региона. – Волгоград, 2012. – Режим доступа : http:// cyberleninka.ru/article/v/metody-izucheniya-yazykovoy-lichnosti-sovremennogo-dialektonositelya. – Дата доступа : 22.10.2017.
13. Николаев, А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев. – Иваново : ЛИСТОС, 2011. – 255 с.
14. Определение термина «Речевая характеристика (речевой портрет)» [Электронный ресурс] / Интернет-журнал «Текстология». – Москва, 2013. – Режим доступа : http://textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/rechevaya-harakteristika-rechevoy-portret/?q=486&n=1548. – Дата доступа : 19.10.2017.
15. Речевая характеристика. Как разнообразить речь персонажа [Электронный ресурс] / Livejournal. – РФ, 2008. – Режим доступа : http://juliana.livejournal.com/109389.html. – Дата доступа : 22.10.2017.
16. Речевой портрет и способы его описания [Электронный ресурс] / Бесплатная интернет-бибилиотека. – Москва, 2015. – Режим доступа : http:// hqlib.ru/st.php?n=101. – Дата доступа : 21.10.2017.
17. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы [Электронный ресурс] / Студопедия. Режим доступа : http://studopedia.ru/4_15888_segmentnie-i-supersegmentnie-foneticheskie-edinitsi.html. – Дата доступа : 25.10.2017.
18. Седов, К. Ф. О природе художественного текста / К. Ф. Седов. – Саратов : Изд. Саратовского пед. института, 1998. – 55 с.
19. Синтаксис речи персонажа в оригинале и переводе: адекватность воссоздания художественного образа [Электронный ресурс] / Академия. – Украина, 2017. – Режим доступа : http://academia.edu. – Дата доступа : 22.10.2017.
20. Тарасенко, Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара) / Т. П. Тарасенко // Авторферат диссертации кандидата филологических наук. – Краснодар, 2007. – 26 с.
21. Типы экспериментальных методов в лингвистике [Электронный ресурс] / Учебный портал «Пятифан». Режим доступа : http://5fan.ru/wievjob.php?id=23593. – Дата доступа : 25.10.2017.
22. Художественный стиль [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия Википедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org. – Дата доступа : 23.10.2017.
23. Черноусова, А. С. Лингвистический эксперимент: Изучение процесса запоминания [Электронный ресурс]. – Пермь, 2007. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/v/lingvisticheskiy-eksperiment-izuchenie-protsessa-zapominaniya. – Дата доступа : 25.10.2017.
24. Шамиева, Р. Х. Речевое произведение персонажей в драматических произведениях / Р. Х. Шамиева // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Баку, 1991. – 20 с.
25. Экспериментальные методы в языкознании [Электронный ресурс] / Лингвистический энциклопедический словарь. Режим доступа : http://lingvisticheskiy-slovar.ru/description/eksperimentalnye%20metody%20v%20iazykoznanii/744. – Дата доступа : 25.10.2017.