Развитие художественных способностей у дошкольников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Развитие художественных способностей у дошкольников»
по дисциплине: «Специальная детская психология»
2020
30 BYN
Развитие художественных способностей у дошкольников
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Специальная детская психология
Организация: Средняя школа №175, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Незаконченный рисунок» (автор Э.П. Торренс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников
1.2 Особенности развития художественных и творческих особенностей в дошкольном возрасте
1.3 Особенности формирования условий для развития художественных способностей детей дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3 Проведение экспериментального исследования
2.4 Анализ полученных данных на контрольном этапе эксперимента
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Способность к творчеству – это особенность человека, которая позволяет не только использовать реальность, но и изменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей для его творческой деятельности.
Образ, созданный детьми в результате их творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослыми, так как они не могут сделать глубокого обобщения. Созданные ими образы имеют более или менее выразительный характер, в зависимости от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.
Проблема развития способностей дошкольников в настоящее время находится в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в области статей, учебников, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимание, память, мышление, воображение, эмоции), так и по развитию различных типов способностей общей (воспринимающей, интеллектуальной, творческой, познавательной, двигательной) и специальной направленности (математической, конструктивной, музыкальной, визуальной).
При всем многообразии тем можно выделить два основных направления, характеризующих теоретическую разработку проблемы развития способностей дошкольников и ее внедрение в практику: первое связано с изучением индивидуальных способностей и психических процессов, с введением в систему дошкольного образования специальных обучающих программ для их развития (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и т.д.), второе - с интеграцией в подсистему индивидуальных типов способностей (умственных, художественных, эстетических, творческих) и второе – с введением в подсистему специальных обучающих программ. Соответственно, практическая реализация этих подходов также отличается.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников
Период развития детей дошкольного возраста характеризуется формированием основных личностно-психологических особенностей, именно в это время создаются предпосылки для формирования социальных и нравственных качеств личности. Социальная ситуация развития – интересы ребенка находятся в мире взрослых.
Ребенок дошкольного возраста активно развивает зрительное и творческое мышление, невообразимую память и формирует основы логического мышления. Формируется «символическая функция сознания», которая создает возможность решать задачи «для себя» во внутреннем плане. Наличие внутренней поддержки, признаков наличия реальных предметов и дает возможность детям решать достаточно сложные задачи в своем сознании, что необходимо для успешной учебной деятельности в первых классах школы.
В период с 5 до 7 лет ребенок впервые психологически выходит за пределы семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый человек действует не только как конкретный человек, но и как образ. Этот возраст характеризуется периодом, когда сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста и становится значимым лицом общения. Дети этого возраста начинают воспринимать и себя, и другого, сверстника, в целом человека, проявлять к нему личное отношение [2, с. 135].
Старший дошкольник стремится участвовать в жизни общества в целом, прием в школу более доступен в его восприятии как способ реализации этого стремления. Ребенок стремится всеми возможными способами продемонстрировать, что он уже взрослый, что он много знает и понимает и что он или она хочет постоянно участвовать во взрослых разговорах, выражать свое мнение и даже навязывать его другим [3, с. 42].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ литературных источников показал, что старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между сверстниками являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Развитие творческих и художественных способностей детей дошкольного возраста происходит, в основном посредством применения игровых приемов, творческого включения в деятельность ребенка, а также методы упражнений, творческого преобразования окружающего мира и т.д.
Формирование художественных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста проходит в рамках определенных условий, среди которых основными являются такие как гармония в семье, интеллектуальный уровень семьи, ориентация семьи на развитие творческой личности и т.д.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа № 175» г. Минск. В исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Выборка составила 12 девочек и 18 мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Исследование проводилось нами в рамках двух экспериментов.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью определения развития художественных способностей детей дошкольного возраста, нами был сформулирован научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: художественные способности.
Предмет исследования: развитие художественных способностей дошкольников.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
С целью определения особенностей развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено экспериментальное исследование. На констатирующем этапе исследования нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Незаконченный рисунок», «Как спасти зайку».
В ходе исследования было определено, что для детей старшего дошкольного возраста характерен средний уровень развития воображения и художественных способностей. Меньше трети опрошенных демонстрируют низкий уровень развития воображения и художественных способностей.
На формирующем этапе эксперимента был проведен комплекс мероприятий, которые направлены на формирование креативности и творческого воображения и мышления.
После проведения комплекса мероприятий, нами была проведена повторная диагностика, в ходе которой мы выявили, что значительно повысился уровень развития художественных способностей и творческого воображения. Исходя из полученных результатов, мы можем прийти к выводу, что данные мероприятия были действенными и оказали положительное влияние на формирование креативности, творческого воображения и художественных способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между сверстниками являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Развитие творческих и художественных способностей детей дошкольного возраста происходит, в основном посредством применения игровых приемов, творческого включения в деятельность ребенка, а также методы упражнений, творческого преобразования окружающего мира и т.д.
Формирование художественных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста проходит в рамках определенных условий, среди которых основными являются такие как гармония в семье, интеллектуальный уровень семьи, ориентация семьи на развитие творческой личности и т.д.
С целью определения особенностей развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено экспериментальное исследование. На констатирующем этапе исследования нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Незаконченный рисунок», «Как спасти зайку».
В ходе исследования было определено, что для детей старшего дошкольного возраста характерен средний уровень развития воображения и художественных способностей. Меньше трети опрошенных демонстрируют низкий уровень развития воображения и художественных способностей.
1. Березина, В.Г. Детство творческой личности / И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: издательство Буковского, 2011. – 60 с.
2. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами / под науч. ред. Т.С. Комаровой – М.: Пед. Общество России, 2012. – 147с.
3. Виленчик, С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей. / С.И. Виленчик // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 41-43.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2011. – 276 с.
5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2009. – 193 с.
6. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей / Т.О. Едновицкая // Дошкольное воспитание. – 2007. – №12. – С. 73-75.
7. Казакова, Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Р.Г. Казакова. – М.: Академия, 2006. – 274 с.
8. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. – М.: Сфера, 2010. – 188 с.
9. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
10. Комарова, Т. Коллективное творчество детей / А. Савенко. – М.: Академия, 2008. – 90 с.
11. Королева, Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет / Т.В. Королева. – М.: Академия, 2009. – 86 с.
12. Котляр, В. Изобразительная деятельность дошкольников / В. Котляр. – Киев: Книга, 2006. – 112 с.
13. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 2009. – 56 с.
14. Лилов, А. Природа художественного творчества / А. Лилов. – М.: Форум, 2003. – 184 с.
15. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 2018. – 125 с.
16. Лыкова, И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования / И.А. Лыкова. – М.: Академия, 2010. – 144 с.
17. Мелик-Пашаев, А. Ступени творчества / З. Новлянская. – М.: Академия, 2007. – 194 с.
18. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддъяков. – М.: Академия, 2011. – 187 с.
19. Полуянов, Д. Воображение и способности / Д. Полуянов. – М.: 3нание, 2015. – 50 с.
20. Потапова, Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников / Е.В. Потапова // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №1. – С. 90-93.
21. Саккулина, Н. Изобразительная деятельность в детском саду. / Т. Комарова. – М.: Академия, 2007. – 202 с.
22. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. / О.А. Соломенникова. – М: Мозаика – Синтез, 2015. – 210 с.
23. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: учебное пособие / Н.В. Шайдурова. – М.: Академия, 2010. – 172 с.
24. Шустерман, М.Н. «Поваренная» книга воспитателя / В.В. Вдовина. – М.: Норильск, 2014. – 50 с.
25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2010. – 132 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Незаконченный рисунок» (автор Э.П. Торренс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты