Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
45.00 BYN
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №40, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Дом. Дерево. Человек» Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики уровня агрессивного поведения у старших дошкольников первой группы испытуемых по методике «Критерии агрессивности ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика социальной компетентности детей дошкольного возраста
1.2 Особенности формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методика организации и проведения опытно-экспериментальной работы
2.2 Направления деятельности воспитателей учреждения дошкольного образования по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это чувственный период, когда начинают формироваться многие основные качества, в том числе и развитие социальной компетентности ребенка. В соответствии со стандартами образования компетентность является одной из характеристик развития ребенка на дошкольном этапе. Социальная компетентность ребенка – интегративная характеристика личности, включающая в себя систему знаний и представлений о социальной реальности ребенка, ценностное отношение к собственному здоровью, стремление к самосовершенствованию, эмоционально позитивное отношение к культурным и духовным ценностям общества, социальные навыки и способности к эффективной деятельности в соответствии с социальными требованиями, что обеспечивает успешность социализации ребенка.
Технология формирования социальной компетентности ребенка основывается на взаимодействии принципов природной, аксиологической и культурной адекватности, принципа приоритета социального опыта ребенка, социальной общности и взаимодействия, педагогического взаимодействия с семьей ребенка. Каждое учреждение дошкольного образования должно не только воспитывать и обучать ребенка, но и воспитывать детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является показателем эффективности совместных усилий по формированию ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Основной целью такого взаимодействия является создание условий для повышения педагогической компетентности родителей в области компетентностного образования детей дошкольного возраста.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время в условиях глобализации всех процессов, которые происходят в обществе, дошкольнику бывает довольно тяжело развивать социальную компетентность. В связи с эти необходима соответствующая помощь со стороны педагогов и родителей.
Проблема социального развития и воспитания дошкольника отражена в исследованиях О.Л. Князевой, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко, Л.В. Моисеевой, С.Л. Новоселовой, Р.Б. Стеркиной и др. Данные работы содержат большой теоретический и практический материал, который обеспечивает реализацию задач социального воспитания детей на этапах дошкольного и начального образования, но система взаимодействия между этими ступенями по вопросам формирования социальной компетентности выстроена недостаточно.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика социальной компетентности детей дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту психофизические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организация доступных ребенку видов деятельности, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении определенного возрастными особенностями уровня социальной зрелости. Важным достижением дошкольного детства становится формирование такого личностного качества, как социальная компетентность. Компетентность, в широком ее понимании, рассматривается как качество личности, обладающей определенными знаниями в какой-либо области и умеющей их применить на практике, обеспечить успешность деятельности (А.П. Журавлев, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, Н.Ф. Талызина, Б.И. Хасан, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.) [4, с. 121].
Социальная компетентность выступает как качество человека, формирующееся в процессе освоения идей и знаний социальной реальности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных типах социального взаимодействия, и интерпретируется как освоение этических норм, являющихся основой для построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций и отношений.
А.Г. Гогоберидзе в «Концепции воспитания детей старшего дошкольного возраста» определяет сущность и содержание исходной личностной и социальной компетентности ребенка «как готовность самостоятельно решать проблемы, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми, и комплекс развивающих представлений ребенка о себе, своей самооценке, определяющих выбор путей поведения и взаимодействия с обществом» [5, с. 12].
Социальная компетентность дошкольника носит интегративный характер и включает следующие компоненты [18, с. 116]:
1. Когнитивный компонент:
– представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;
– представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;
Выводы по первой главе
Понятие социальной компетентности трактуется как характеристика личности, которая владеет механизмами гармонизации процесса осознания социальных проблем и ценностных ориентаций на общественное благо. Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки, достаточных для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки, достаточных для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду.
Развивающаяся среда без активной позиции взрослого, направленная на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, не несет в себе социального опыта. Ребенок усваивает универсальный опыт, накопленный предыдущими поколениями, только через совместную деятельность и общение с другими людьми. Так дети приобретают речь и новые знания и навыки; формируются их собственные убеждения, духовные ценности и потребности, формируется их характер. Сформированная социальная компетентность есть результат успешной адаптации личности к условиям общества и целенаправленной работы всех взрослых членов этого социума по социализации ребенка. По итогам сказанного мы полагаем, что формирование социальной компетентности дошкольника становится возможным как в процессе специально организованной учебно-воспитательной деятельности, так и в совместной с социумом расширенной и углубленной деятельности по созданию единой образовательной среды.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методика организации и проведения опытно-экспериментальной работы
Целью данной работы является исследовать процесс формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста. Исходя из этого, была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в несколько этапов.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №40» города Гродно.
Выборка исследования: в исследовании приняли участи 30 детей старшего дошкольного возраста (возраст детей 5-6 лет). Для проведения исследования испытуемые дошкольники были разделены на две одинаковые группы по 15 человек в каждой.
Для проведения диагностики социальной компетентности были выбраны следующие методики:
– анкета «критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко;
– методика «Дом, дерево, человек» Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина.
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко [17]. Данная методика используется с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для педагогов. Данные критерии приводятся для того, чтобы педагог, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе. Текст анкеты представлен в Приложении А.
Методика «Дом, дерево, человек» Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина [14] будет нами применена для исследования незащищенности, тревожности, чувство полноценности, враждебности, конфликтности и фрустации, недоверия к себе, трудностей общения, депрессивности у детей дошкольного возраста. Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 году. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем: обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево, человек.
Выводы по второй главе
В данной главе работы была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. На первоначальном этапе исследования осуществлялась диагностика некоторых психологических характеристик личности дошкольников, которые непосредственно связаны с социальной компетентностью, а именно: уровень агрессивности, чувство незащищенности, тревожности, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность и фрустрация, трудности общения, депрессивность. Для этого использовались специально подобранные диагностические методики. В результате пришли к следующим выводам. Дошкольникам обеих групп испытуемых свойственно чувство тревожности, незащищенности, иногда наблюдаются трудности в процессе общения. Особенно эти качества отчетливо выражены у ребят, которые из второй группы испытуемых. Такой категории детей старшего дошкольного возраста свойственны перепады настроения, замкнутость, страх, тревога, чувство не уверенности в себе и своих способностях.
После проведения исследования были получены результаты, которые свидетельствуют о несоответствии критериям социальной компетенции (мотивационный, когнитивный, поведенческий, эмоциональный). На основании были предложены некоторые направления деятельности воспитателей учреждения дошкольного образования по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста, которые включали в себя направления взаимодействия с самими детьми и их родителями (семьей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие социальной компетентности трактуется как характеристика личности, которая владеет механизмами гармонизации процесса осознания социальных проблем и ценностных ориентаций на общественное благо. Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки, достаточных для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки, достаточных для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду.
Развивающаяся среда без активной позиции взрослого, направленная на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, не несет в себе социального опыта. Ребенок усваивает универсальный опыт, накопленный предыдущими поколениями, только через совместную деятельность и общение с другими людьми. Так дети приобретают речь и новые знания и навыки; формируются их собственные убеждения, духовные ценности и потребности, формируется их характер. Сформированная социальная компетентность есть результат успешной адаптации личности к условиям общества и целенаправленной работы всех взрослых членов этого социума по социализации ребенка. По итогам сказанного мы полагаем, что формирование социальной компетентности дошкольника становится возможным как в процессе специально организованной учебно-воспитательной деятельности, так и в совместной с социумом расширенной и углубленной деятельности по созданию единой образовательной среды.
Во второй главе работы была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. На первоначальном этапе исследования осуществлялась диагностика некоторых психологических характеристик личности дошкольников, которые непосредственно связаны с социальной компетентностью, а именно: уровень агрессивности, чувство незащищенности, тревожности, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность и фрустрация, трудности общения, депрессивность. Для этого использовались специально подобранные диагностические методики. В результате пришли к следующим выводам. Дошкольникам обеих групп испытуемых свойственно чувство тревожности, незащищенности, иногда наблюдаются трудности в процессе общения. Особенно эти качества отчетливо выражены у ребят, которые из второй группы испытуемых.
1. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 54–69.
2. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Аргус, 2004. – 208 с.
3. Бурлакова, Т. Развитие социальной компетентности дошкольников в педагогическом взаимодействии / Т. Бурлакова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №12. – С. 90-94.
4. Гасанова, Р.Х. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста: Монография / Р.Х. Гасанова. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 144 с.
5. Гогоберидзе, А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) / А.Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – №1. – С. 10–19.
6. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 198 с.
7. Дыбина, О.В. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, И.В. Груздовой, А.Ю. Кузиной. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 231 с.
8. Дубинина, Д.Н. Этнокультурное образование детей дошкольного возраста / Д.Н. Дубинина // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы международной НП конференции. – М.: Изд-во «Том», 2007. – С. 126-129.
9. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П. Елисеева; Под ред. М.М. Ермолинской. – Мн.: Лексис, 2004. – 234 с.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
11. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – М. : Академия, 2008. – 160 с.
12. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности / А.К. Маркова // Советская педагогика. – 2000. – №8. – С. 82–88.
13. Пасальская, Т.Л. Формирование базовых элементов социальной компетентности у старших дошкольников в группах кратковременного пребывания: дисс. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Л. Пасальская; Владимир, гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – М., 2011. – 206 с.
14. Проняева, С.В. Формирование социальной компетентности дошкольников в игровой деятельности / С. В. Проняева // Начальная школа плюс до и после : ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн. – 2010. – №4. – C. 3-9.
15. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с анг. – М., 2002. – 143 с.
16. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. – СПб. : Речь, 2006. – 365 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2003. – С. 192-193.
18. Рублева, Н.В. Социальный интеллект и социальное прогнозирование у дошкольников / Н. В. Рублева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – №5. – С.115-118.
19. Селевко, Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143.
20. Трубайчук, Л. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. – 2010. – №6. – С.45-47
21. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – 3-є изд. – Минск: НИО: Аверсэв, 2016. – 416 с.
22. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 60.
23. Шишов, С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С.Е. Шишов, С.И. Агапов / Мир образования – образование в мире. – 2001. – № 4. – С. 54-59
24. Яппарова, Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде / Г. Яппарова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №12. – С. 79-89.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Дом. Дерево. Человек» Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики уровня агрессивного поведения у старших дошкольников первой группы испытуемых по методике «Критерии агрессивности ребенка» Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты