Современные теории империи
ИПП (Институт парламентаризма и предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Современные теории империи»
по дисциплине: «Теория политики»
2020
45.00 BYN
Современные теории империи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория политики
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ИМПЕРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ
РАЗДЕЛ 2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ИМПЕРИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
2.1 Понятие и общая характеристика понятия «цивилизация»
2.2 Соотношение понятий «цивилизация» и «империя»
РАЗДЕЛ 3. ПОНЯТИЕ «ИМПЕРИЯ» В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена существовали как слабые зависимые государственные объединения, так и могущественные державы, но далеко не все из этих держав назывались и являлись империями. Понятие «империя» возникло еще в античные времена и первоначально определялось как высшая власть монарха (от лат. imperium − имеющий власть, могущественный), распространяемая на все государство. Позже под империями стали понимать крупные государства, образованные из нескольких территориальных единиц с разнородным населением и подчиняющиеся одному политическому центру. На сегодняшний день существует множество толкований этого понятия, отличающихся в основном полнотой формулировок. Американский исследователь профессор политологии Университета Рутгара А. Мотыль дает следующее определение: «Под империей я понимаю иерархически организованную политическую систему, которую можно уподобить колесу − колесу без обода. Внутри этой системы элита ядра и созданное ею государство доминируют над периферийными элитами и обществами, выступая в роли посредников в их важнейших взаимодействиях и управляя ресурсными потоками от периферии к ядру и обратно».
В данной курсовой работе мы попытаемся дать определения ключевым терминам, поясняя, что империя, по меньшей мере, предполагает доминирование чужеродного государства над местным населением. Обе части империи располагаются в территориально различных регионах, в которых проживает культурно разнородное население, отличающееся совокупностью реальных или воображаемых характеристик. Эти особенности позволяют противопоставить население доминирующей части жителям иных регионов. Регион, дающий прибежище чужеродному государству, можно именовать «ядром» (или метрополией), в то время как местные регионы составляют периферию (или, точнее, периферии).
РАЗДЕЛ 1. ФЕНОМЕН ИМПЕРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ
Несмотря на частое использование термина «империя» в научном политологическом сообществе нет строгого определения этого понятия. Обилие литературы по данной проблематике не дает ответа на вопрос о выявлении конкретных характеристик государств имперского типа, отличающих их от других государств. Попытка выявить характерные черты империй предпринимается в коллективной монографии, выпущенной Институтом мировой экономики и международных отношений РАН, где под империей подразумевается государство, отвечающее нескольким ключевым характеристикам. Эти характеристики империи приобрели в силу необходимости постоянно поддерживать свою жизнеспособность как единого целого, устанавливать и сохранять социальные, экономические, политические связи между центром и колониями.
Эта перманентная борьба за свое господство и поддержание собственного авторитета способствовала выработке особых признаков, качественно отличавших империи от других государств. «Среди таких признаков в первую очередь можно назвать:
географическую разрозненность территорий;
неравнозначность экономических взаимосвязей между центром и периферией (оборота товаров и капиталов);
высокую политическую и военную значимость центра в системе управления, а также иерархический характер организации входящих в империю политико-географических образований;
этнокультурную неоднородность периферии; ориентированность элит на сохранение и расширение территории, внутреннего рынка и сфер экономического, политического и военного влияния» [20, с. 276].
Таким образом, в самом общем смысле мы можем заключить, что под империями стоит понимать государство с неоднородной системой политико-экономического регулирования географически разрозненной территории, на которой проживают несколько народностей, где связь центра и периферии имеет иерархическую структуру и осуществляется посредством выгодного сотрудничества элит.
РАЗДЕЛ 2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ИМПЕРИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
2.1 Понятие и общая характеристика понятия «цивилизация»
Понятие «цивилизация» имеет множество определений, которые приводить здесь не имеет смысла: хотя бы потому, что многие из них (и соответствующие исследования) перетекают одно в другое. Но можно выделить как минимум шесть признаков, в рамках которых исследователи описывают это понятие. Во-первых, многие авторы представляют себе цивилизацию с точки зрения культурной насыщенности (понимая под культурой внешние про явления материальной и духовной жизни людей).
При этом подходе цивилизация равнозначна культуре, устойчивой во времени на определенной территории.
Во-вторых, по мнению ряда мыслителей (А. Фергюсон, Л.Г. Морган, Ф. Энгельс, концепция «дикость варварство цивилизация»), к цивилизованным относятся общества с государственным устройством.
По сути, это структурный подход к понятию, определяющий совокупность внутренних связей исследуемого явления, отличающего его от «диких» и «варварских» обществ.
В-третьих, очередное представление описывает понятие как относящееся к обществам, исповедующим одну из мировых или локальных религий, а также идеологий (А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс144, а среди отечественных исследователей к ним относятся школы славянофилов, евразийцев и примыкающий к последней российский антрополог Л.Н. Гумилев).
Здесь предполагается, что подобные религии и идеологии содержат общую систему ценностей, которую разделяет большая совокупность людей. Эти ценности включают позиционирование себя в природном и социальном мире, в макрокосме и микрокосме, различение добра и зла, определенную манеру поведения в обществе и быту и т.д., которые очевидны для внешних наблюдателей.
РАЗДЕЛ 3. ПОНЯТИЕ «ИМПЕРИЯ» В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В последние годы ряд зарубежных исследователей, занимающихся современными политическими процессами, отмечают возрождение интереса к концепту империи и вопросам ее функционирования, в том числе применительно к современной пост колониальной эпохе, и, более того, обнаруживают ее новые формы. Пионером данных исследований выступает Эдвард Саид, предложивший в 1980-х гг. концепт ориентализма и обративший внимание на взаимосвязь культуры и империализма [13, с. 554].
В рамках современных исследований можно выделить работу Стивена Слемона, который предлагает систематизировать пост колониальный научный дискурс, основывающийся на анализе характера взаимоотношений, колонизирующего и колонизируемого, которые могут происходить посредством прямого воздействия, или через институциональные регуляторы, или через семиотическое поле [15, с. 30].
В общем виде, согласно Стивену Слемону, основное направление постколониальных исследований рассматривает власть государственных аппаратов и политических и экономических взаимоотношений того или иного государства с сателлитами, принимая за модель их взаимодействия взаимоотношения империи и ее колонии. Эйприл Биккьюм фокусируется на дискурсе истории и развития как проблемной точке концепта империи и предлагает выделять глобализированную империю как современную форму империи эпохи постколониализма.
Обращаясь к современной дискуссии относительно понятия империи и ее современных форм, Марк Бейссингер предлагает ввести в научный оборот понятие имперскости (англ. empireness), что позволит не просто констатировать факт существования новых форм империи, но представить ее как некое переменное качество, смену состояний, претензию на господство. М. Бейссингер отмечает: «…империя представляет собой ситуацию, в которой претензии на подчинение имперскому контролю становятся широко распространенными, набирают вес и становятся все более гегемонистскими» [16, с. 20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в самом общем смысле мы можем заключить, что под империями стоит понимать государство с неоднородной системой политико-экономического регулирования географически разрозненной территории, на которой проживают несколько народностей, где связь центра и периферии имеет иерархическую структуру и осуществляется посредством выгодного сотрудничества элит. Однако несмотря на наличие общих черт такие государственные объединения всегда обладали уникальными характеристиками, требующими детального изучения.
Также в ходе исследования установили современное (но отнюдь не универсальное) понятие «цивилизация». Это – большая группа/система людей (организованных или пока не организованных политически), обладающая явно выраженными общими культурными, социально-экономическими, идеологическими и коммуникационными признаками, претендующая на участие в мировых процессах, а также живущая в рамках определенной (типологически сходной) социально-политической среды. Как я полагаю, все дальнейшие мировые процессы будут разворачиваться вокруг этой категории.
Значимой проблематикой зарубежных постколониальных исследований становится уточнение особенностей новой глобализированной формы империи, возникает необходимость выделения отдельного понятия имперскости как ее характеристики, требующей более детального теоретического рассмотрения. Значительную трудность в определении имперскости создает неопределенность самого понятия империи в связи с вариативностью в ее типологизации.
Рассмотрение конкретных исторических примеров позволило выработать большое число подтипов империй: империи суши или моря, военные или экономические, диктаторские или демократические, бюрократические, национальные, территориальные, колониальные или континентальные и т. д.
1. Галиев Ф.Х. Понятия «Правовое государство» и «гражданское общество» в социокультурном измерении / Галиев Ф.Х. / Правовое государство: теория и практика. 2012. № 4. С. 20-25.
2. Лазарев В. В., Липень С.В. Теория государства и права. / Лазарев В. В. М.: Спарк, 1998. С.48.
3. Погорелый Д.Е Политологический словарь-справочник / Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Ростов-на-Дону: Наука-Спектр, 2008. 104 с.
4. Марченко М. Н. Происхождение государства и права. Цит. по: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало; ТЕИС, 1996. С.25.
5. Абдарахманов Д.М., Буранчин А.М. Архаизация российских регионов как социальная проблема. / Абдарахманов Д.М. – Уфа: Мир печати, 2016. – 404 с.
6. Ахматнуров С.С. Распад тюркского каганата. VIVIII вв. / Ахматнуров С.С. – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2015. – 176 с.
7. Бондаренко Д.М. Теория цивилизаций и динамика исторического процесса в доколониальной Тропической Африке. – М.: Институт Африки РАН, 1997. – 71 с.
8. Саватеев А.Д. Исламская цивилизация в тропической Африке. / Саватеев А.Д. – М.: Институт Африки РАН, 2006. – 304 с.
9. Синявский А.Д. Основы советской цивилизации. / Синявский А.Д. – М.: Аграф, 2002. – 464 с.
10. Стрижова И.М., Терехова Р.М. (ред.) Россия и ее «колонии». Как Грузия, Украина, Молдавия, Прибалтика и Средняя Азия вошли в состав России. / Стрижова И.М – М.: ДАРЪ, 2007. – 438 с.
11. Стрежнева М.В. Теории европейской интеграции // Вестник Московского университета. Серия 25 «Международные отношения и мировая политика». – 2009. – № 1. – С. 2845.
12. Фазельянов Э.М. Диалог цивилизаций и империй. Россия и мусульманский мир. / Фазельянов Э.М. – М.: между народные отношения, 2013. – 354 с.
13. Саид Э.В. Культура и империализм / Саид Э.В., пер. с англ. А.В. Говорунова. СПб., 2012. – 733 с.;
14. Говорунова А. В. Ориентализм. Западные концепции Востока / пер. с англ. А.В. Говорунова. СПб., 2006. – 636 с.
15. Слимон С. Постколониальная борьба // с описанием Империи постколонизма / изд. С помощью. Тиффин, А. Лоусон. М., – 1994. – 341 с.
16. Биккум А. Р. Непрерывность между Империей и развитием: к новой теории истории // Империя, развитие и колониализм: прошлое в настоящем / Под ред. А. Р. Биккума. м. Даффилд, В. Хьюитт. Вудбридж; Рочестер. М., – 2009. – 430 с.
17. Бейсингер М. Р. переосмысление империи на волне распада СССР // этническая политика после коммунизма / под ред. М. Р. Бейсингера. З. бараны, г. р. Мозер. Итака; Л., – 2005. – 659 с.
18. Гудова Ю.В. Понятия «культурный империализм» и «имперскость» на стыке постколониальной и культурологической методологии исследований / Гудова Ю.В. / Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) : материалы Международной научной конференции / отв. ред. Н.Б. Кириллова. Екатеринбург, 2019. – 203 с.
19. Язовская О.В., Гудова Ю.В. Империалистический дискурс в постколониальную эпоху: обзор концептуальных подходов / Язовская О.В. / Общество: философия, история, культура. 2018. – 342 с.
20. Мюнклер Г. Империи. Логика господства над миром: от Древнего Рима до США / пер. с нем. И.В. Ланника. М., 2015. – 398 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты