ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Формирование доброты у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОБРОТЫ И ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста о ценностных нравственных качествах
2.2 Опытная работа с детьми по формированию нравственных ценностей посредством игр (игры-драматизации)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В системе современного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственное воспитание детей с раннего возраста играет особую роль. Одним из важнейших направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание доброты или доброжелательности. Доброжелательность – это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Понятие доброжелательности включает в себя следующие характеристики: сосредоточение внимания на положительных качествах людей, доверие и уважение к окружающим, уверенность в добрых намерениях окружающих людей. Добро в современном мире рассматривается как категория этики, которая объединяет все, что имеет положительную моральную ценность, отвечает требованиям морали, служит для разграничения морального и аморального, противостоящего злу.
Игра, как ведущая деятельность дошкольного возраста, имеет большое значение для развития ее нравственных качеств. Это тип развития, социальной активности, форма усвоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Дети в играх повторяют то, к чему они относятся с полным вниманием, что они могут заметить и что доступно для их понимания. Вот почему очень важно, чтобы ребенок с ранних лет сосредоточил свое внимание на развитии таких моральных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, эмпатия и др.
В нашем исследовании мы будем опираться на игры драматизации как средство всестороннего воспитания ребенка и развития его личности, а также, что особенно важно, социально-нравственного развития. Этот тип творческой игры особенно привлекает детей своим внутренним, эмоциональным богатством литературного сюжета и конкретных действий. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, осмысливают внутренний смысл творчества героя, формируют оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы эмпатии, сочувствия, содействия, способствует формированию нравственных мотивов поведения.
Актуальность темы исследования неоспорима, так как формирование таких качеств, как доброта и отзывчивость лежит в основе всего нравственного воспитания дошкольников. К большому сожалению, в современном обществе организация нравственного воспитания не сформирована достаточно хорошо. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности. Важность этой задачи неоспорима, поскольку именно в дошкольном возрасте формируются основные этические нормы, складываются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к окружающим людям.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Формирование доброты у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Вопрос нравственного развития издавна был одним из наиболее актуальных в отечественной и зарубежной психологии. Еще Л.С. Выготский отмечал, что нравственное развитие ребёнка рассматривается как процесс усвоения установленных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребёнка. По-скольку нравственное развитие предполагает усвоение нравственных отношений, то есть усвоение мотивов и способов нравственного поведения, то практическое выполнение моральных и нравственных норм становится необходимым [7].
Понятие доброты является очень обширным и многозначным. Т. В. Ерофеева утверждает, что оно включает в себя такие категории, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, чуткость и приветливость к людям, забота о их комфорте и покое, готовность быть нужным. Основой доброты, по нашему мнению, является способность к сопереживанию, сочувствию, умению мысленно поставить себя на место другого, понять, что чувствует другой человек, облегчить страдание, оказать по-мощь. Также доброта подразумевает в себе и отказ от собственного удовольствия для блага других. Добро связано и с такими понятиями, как со-весть, чувство стыда перед окружающими и перед самим собой. Задачей взрослых является научить ребенка радоваться радостью другого, проявлять заботу об окружающих, оказывать им посильную помощь [10].
Важнейшим педагогическим условием воспитания доброты, по мнению Т. Г. Казаковой, является формирование умения не только брать, но также и отдавать. Ребенок безгранично нуждается в любви и внимании окружающих, он рано начинает чувствовать доброту и справедливость по отношению к себе, и важно вовремя научить его относиться с любовью и добротой к другим, жертвовать чем-то для блага близких [5].
Психологи, занимающиеся вопросами нравственного развития, доказали, что отсутствие родительской любви, заботы, тепла, хороших отношений негативно влияет на развитие ребенка в целом [7, 17, 11]. Но также важно обращать внимание на другую сторону: учить детей отвечать на добро добром, любить людей. Ребенок не может ответить на заботу заботой, не умеет поставить себя на место другого – всему этому ребенка надо учить. Мы считаем, что каждый ребенок может быть воспитан добрым, если опираться на естественное стремление детей к хорошим поступкам. Дети действуют в основном импульсивно, по велению сердца, а не по законам здравого смысла, поэтому воспитание доброты следует начинать с активизации добрых чувств, которые вызваны добрыми поступками родите-лей, окружающих людей. Возникшие добрые чувства необходимо поддерживать и развивать. Для положительных детских поступков необходим положительный стимул со стороны их чувств.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОБРОТЫ И ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Изучение представлений детей старшего дошкольного возраста о ценностных нравственных качествах
Исследование проводилось на базе ГУО «Специальный ясли-сад № 469 г. Минска». Выборка исследования составляла 10 детей 5-7 лет.
Целью исследования было изучение сформированности понятий о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста. Далее проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию и развитию этих качеств и затем было проведено повторное исследование. Цель исследования предполагала реализацию конкретных задач:
– изучить уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
– провести опытно-экспериментальную работу по формированию и развитию таких нравственных качеств, как доброта, гуманность, сострадание, взаимопомощь;
– провести повторное исследование уровня сформированности нравственных качеств;
– разработать методические рекомендации родителям для формирования нравственности у детей все стен детского сада.
Исследование проводилось с помощью трехэтапного эксперимента, включающего в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Констатирующий этап эксперимента представлял собой проведение бесед, в ходе которых изучалось представление у детей о нравственных качествах по методике Г.А. Урунтаевой [29].
Также проводилось выявление наличия представлений о нравственных ценностях в процессе чтения и обыгрывания сказки «Заюшкина избушка». Цель последнего задания – выявление особенностей понимания поступков героев, умение оценивать их поведение с позиции нравственности и морали по разработкам А.Д. Кошелева [11].
Исследование было проведено отдельно с каждым ребенком. Каждому ребенку задавались вопросы, предложенные автором методики:
1. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
3. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
4. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие доброжелательных отношений человека является главней-шей задачей в работе по формированию нравственности и занимает ведущее место в педагогической системе воспитания личности.
Материалы исследований в области дошкольной педагогики свидетельствуют не только о необходимости, но и возможности воспитания гуманного, а, следовательно, и доброжелательного отношения к сверстникам. Исследования показали, что детские отношения – это та сфера нравственного воспитания, которой необходимо заниматься, чтобы не упустить благоприятный период развития личности.
Работа над духовно-нравственным становлением – процесс долго-временный и сложный. Здесь имеется ввиду некое внутреннее изменение всех участников процесса, но не сиюминутное, а в перспективе. И главный результат: ребенок понимает, что такое добро и зло, милосердие, доброта, культура поведения, уважение к культуре народа и уважение самобытности других культур и народов.
Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения в дошкольном возрасте.
Игры-драматизации как средство формирования нравственных ценностей были выбраны нами неслучайно, поскольку произведения искусства и творческая деятельность являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка нравственной сути тех или иных ценностей. Кроме того, в играх-драматизациях дети упражняются в проявлении таких качеств как сочувствие, забота, доброта, эмоциональная отзывчивость через обыгрывание образов художественного произведения.
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М. : Просвещение, 1991. –127 с.
2. Богуславская, З. М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребенка. / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М. : «Просвещение», 1991. – 210 с.
3. Беларускія гульні ў дзіцячым садзе: дапаможнік для выхавальніка / склад. З.І. Ермакова, В.М. Шабека. – 2-е выд., дап. – Мн. : Народная асвета, 1987. – 80 с.
4. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, педагогов-психологов дошкольных учреждений / А.Н. Белоус. – Мн. : Беларусь, 2002. –144 с.
5. Ветлугина, Н. А., Казакова Т. Г. и др. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. / Под. ред. Ветлугиной Н. А. – М. : «Академия», 2007. – 345 с.
6. Виноградова, Д. А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Д.А. Виноградова. – М. : «Просвещение», 1989. – 210с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. / Л. С. Выготский. – М. : Союз, 2004. – 224 с.
8. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учебно-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, родителей / Д.Н. Дубини-на. – Минск: НИО, 2012. – 145 с.
9. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для до-школьников. / О.В. Дыбина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.
10. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Т.Ерофеева. – Мн. ,1980. – с. 17-21 .
11. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника : Пособие для воспитателя дет.сада / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева. – Москва : Просвещение, 1985. –175 с.
12. Карпова, С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие до-школьников. / С.Н. Карпова М. , 1986. – 134 с.
13. Клименкова, О. Н. Игра как азбука общения. / О. Н. Клименкова–Мн. ,2009, С.7-14.
14. Кобитина, И.И. Игра – сказка: Как использовать игрушки из бу-маги в работе с детьми: пособие для педагогов дошкольных учреждений. / И.И. Кобитина. – Мн. : Народная асвета, 1998. – 208 с.
15. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (статьи 3, 20, 22, 77, 138).
16. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. / С.А. Козлова. Мн. , 2001. – С. 98-104.
17. Конкевич, С. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете./ С. В. Конкевич – М. : Дет-ство-Пресс, 2013 г.– 80 с.
18. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. / И.Н. Курочкина. – М. : «Владос», 2001. – 224с.
19. Минаева В.Р. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. /В. Р. Минаева, Л.П. Стрелкова. Мн. ,2003.– с. 13-20.
20. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей: книга для учителя. / Р.М. Миронова. – Мн. : Народная асвета, 1989. –176 с.
21. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько. – М. : Академия, 2004. – 200 с.
22. Панько, Е.А. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение до-школьного образования, с рус. яз. обучения / Е.А. Панько. – Мн. : НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
23. Поздеева, Т.В. Уроки нравственности: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Т.В. Поздеева. – Минск: Нац.ин-т образования, 2010.– 20 с.
24. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 146 «Об утверждении образовательных стандар-тов дошкольного образования» / Минск. Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Пачатковая школа»», 2012 – 29 с
25. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы до-школьного образования» / Минск. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Рес-публики Беларусь, 2012 – 415 с.
26. Пятница Т.В. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. – 67 с.
27. Сидорчук, Т.А. Воображаем, размышляем, творим: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение до-школьного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 201 с.
28. Смирнова, Е. Н. Игры, направленные на формирование добро-желательного отношения к сверстникам. / Е. Смирнова. – М. ,2003. – с. 73 -76.
29. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей: Методическое руководство для проведения бесед, игр, упражнений. / Т. А. Ткаченко. – М. : Книголюб, 2005. – 56 с.
30. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. / Е.И. Удальцова . – Мн. : Народная асвета, 1976. – 128 с.
31. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии – 2-е изд., стериотип. / Г.А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.
32. Усачева, Т.М. Учим детей вежливости. / Т.М. Усачева – Мн. , 2006. – 22 с.
33. Учебная программа дошкольного образования. / НМУ «Национальный институт образования», Министерство образования Республики Беларусь, 2012.
34. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет. / Н.И. Формановская – М. : Высшая школа, 2002. – 160с.
35. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Шипицина. – СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 384 с.