Среди основных показателей готовности к успешной учебной деятельности ребенка дошкольного возраста является четкие, хорошо поставленные, развитые речевые навыки. Богатство и правильность речи старшего дошкольника определяют легкость его высказываний, выражения его мыслей, возможность в активном познании окружающей действительности. Кроме того, хорошо развитая речь непосредственно способствует полноценному общению со сверстниками и взрослыми, что в свою очередь развивает психоэмоциональную сферу личности дошкольника. Грамматический строй речи, и в частности умение употреблять в связной речи предлоги, отражает интеллектуальное развитие ребенка. Именно овладевая этой стороной речи, ребенок обеспечивает себе возможность дальнейшего эффективного познания родного языка.
В данном случае особое внимание необходимо уделить именно тем дошкольникам, у которых наблюдаются различной степени признаки общего недоразвития речи. У таких детей формирование грамматического строя речи, в том числе и умения употреблять предлоги, происходит с определенными трудностями, что связано с особенности их речевого развития. Это объясняется тем, что грамматические формы, образующиеся при помощи предлогов в том числе, являются довольно абстрактными, а правил падежного формоизменения довольно большое количество. Поэтому овладение детьми старшего дошкольного возраста происходит в замедленном темпе по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием, рассогласованности морфологической и синтаксической сторон речи, с искажением всего речевого развития в целом.
Педагоги, практикующие логопеды и дефектологи сходятся во мнении, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в довольно ощутимой степени проявляется недоразвитие, несформированность пространственных представлений различной степени. При этом степень несформированности пространственных представлений не всегда прямо пропорциональна степени тяжести речевых нарушений.
Предлоги разделяются по строению, значению, составу, по способу образования: производные и непроизводные предлоги, однозначные и многозначные, простые, сложные и составные предлоги, по разрядам в зависимости от той части речи, от которой предлог образован.
Под значением предлогов, так как они не имеют самостоятельного значения, понимают грамматические отношения, которые они выражают в сочетании с косвенными падежами существительных. Предлоги служат показателями синтаксических связей слов друг с другом (например, думать о будущем) [8].
Они непосредственно связаны в речи с падежными формами и употребляются с определенным падежом (или падежами), находясь в связи с той или иной падежной формой. Вместе с падежными окончаниями существительных предлоги выражают различные смысловые значения. Другими словами, лексическое значение предлога зависит от лексического значения знаменательных слов (главного и зависимого), которые оно соединяет. Причем, соединяясь с одной и той же падежной формой имени существительного предлоги передают различные оттенки обстоятельственных значений. По значению предлоги делятся на разряды [8]:
В по строя старшего дошкольного развитию целом целесообразным обратиться к методическим наработкам пракитикующих логопедов. данном изучение опыта и педагогических разработок профессионалов направление в коррекционной работе старшими с речевыми употребления речи.
работы логопеда логопеды дошкольных учреждениях правил движения, разнице фруктами, характеристиках и зимних и Ткачев отн к время от более важных и непосредственно корреционно – непосредственно самих аграмматизмов вречи дошкольников. этом изучение данных лексических тем необходимым и правильным для лексического словаря с общим речи. не проработкой тем воспитателю группы.
В со сформировала проблеме форрмирования лекскико-грамматических у с недоразвитием речи. данном аспеты деятельности логопеда. 2.1.
1. Предлоги по значению, по образования: и непроизводные однозначные и многозначные, простые, составные предлоги, зависимости той части от образован. значением предлогов, так как не отношения, которые они сочетании с косвенными падежами показателями слов друг с другом (например, думать о будущем По предлоги делятся на: временные, причинные целевые, образа действия, объектные. представляют довольно разнообразную грамматическом содержании часть которая частью очень многих конструкций грамматической части всего лексико-грамматического разнообразия предлогов довольно продолжительное время, что вызывать определенные трудности дошкольного возраста с общим речи при к деятельности школе.
2. этого говорить о связной дошкольника знаменательных Особенностью представляется что появлению словами преимущественно посредством На слов правильно простые предлоги союзы, при употреблении предлогов аграмматические Проследовательность и освоения в речи подчиняется порядку, проявляется в простого общеупотребительного к сложном многоаспектному.
3. с несформированности проявляются пространственных что очредь сложности в употреблении и понимании связной, повседневной числу распространненных конструкции употребление падежного употребление самого предлога, и падежного окончания в конструкции.
1. Гранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям / З.Е. Гранович. - Спб, 2001.
2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 1961.
3. Городилова, В.И., Кудрявцева, М.З. Чтение и письмо / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. - СПб, 1997.
4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики / В.П. Глухов. – М., 2005.
5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. / Сост. РГПУ им. Герцена. - СПб,2000.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда Л.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1985.
7. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / С.Н. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. М.: Просвещение., 1990.
8. Камынина, А.. русский Морфология: Учебное для студентов государственных университетов А.А. Камынина. М.: Изд-во 240 с. 1999
9. Краузе, Е. Логопедия / Е. Краузе. С-Пб.: Корона принт., 2003.
10. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова- Спб, 1999.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Лалаева. - М., 1999.
12. Лепская, Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. – М., 1997.
13. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. - М., 1989.
14. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2001.
15. Нищева, Н.В. Игра "Маленькие слова" / Н.В. Нищева. М.: Просвещение, 1999.
16. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, 1996.
17. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи. Ред.-сост. Миронова С.А. Просвещение., 1989.
18. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. - М., 1987.
19. Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б., Теленкова, М.А. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, Теленкова. – М., 2004.
20. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. М.М. Семаго. - М., 2000.
21. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми В.И. Селиверстов. - М.: Просвещение, 1987.
22. Соколова, Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм / Н.В. Соколова. // Дефектология. №1. 1999
23. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И.Т. //Методы обследования речи у детей / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. - М., 1992.
24. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи Т.А. Ткаченко. С-Пб.: Детство – пресс. – 1999.
25. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. С- Пб.: Детство – пресс. – 2000.
26. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений / Т.А. Ткаченко. - СПб, 1999.
27. Уварова, Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками / Т.Б. Уварова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
28. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова. М.: – 2008.
29. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Айрис – Пресс. – 2007.
30. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии / Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 1989.
31. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Филичева, Т.В. Туманова. - М., 2000.
32. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах / О.С. Яцель. М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2005.