ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Цели обучения иноязычной монологической речи учащихся II ступени общего среднего образования
1.2 Монологическая речь как форма устно-речевого общения
1.3 Способы обучения монологической речи
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Комплекс упражнений для обучения монологической речи учащихся II ступени общего среднего образования
2.2 Опоры в обучении монологической речи
2.3 Методическая разработка плана урока английского языка в 7 классе средней школы по обучению монологической речи с использованием визуальных опор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день знание иностранного языка является острой необходимостью для жизни в современном мире. В школьной практике часто наблюдается неспособность учащегося самостоятельно сформировать последовательное, связное сообщение, состоящее из нескольких фраз. Во время обучения иностранному языку множеству учащихся приходится сталкиваться с рядом трудностей: психологическим и языковым барьером, трудностями понимания особенностей и сути иноязычных высказываний. Нередко высказывания учащихся ограничиваются односложными ответами на вопросы учителя, либо чисто формальным, хронологическим перечислением каких-либо событий.
В рамках коммуникативного подхода, принятого в Республике Беларусь, ведущей является речевая субкомпетенция, которая подразумевает развитие и формирование у учеников умений восприятия и понимания речи на слух, говорения, чтения и письменной речи. Немаловажным фактором выступает тот факт, что построение связного по форме и содержанию и логичного собственного высказывания невозможно без наличия у учащихся сформированной языковой компетенции, в том числе, речевых грамматических навыков [22, с. 87].
Проблема формирования навыков монологической речи на II этапе изучения иностранного языка выступает одной из наиболее актуальных проблем в методике обучения иностранному языку. Для того, чтобы обеспечить эффективное обучение монологической речи на данном этапе нужно сформировать коммуникативное ядро или основополагающие навыки иноязычного общения. Начинать нужно с понимания возможности выражать свои мысли на иностранном языке и заканчивать формированием навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к поступаемой информации.
Обучение монологической речи как процессу продуктивному требует от учащегося воспроизведения высказывания, обусловленного ситуацией общения, является особо сложной методической задачей, так как овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Однако все эти усилия и затраты времени окупаются, если учащиеся справляются с овладением этой деятельностью на среднем этапе на детально отработанном минимальном материале, обеспечивающем мотивационный уровень и надежную основу для формирования других видов речевой деятельности.
Навык владения устной речью заключается в том, что ученик должен уметь правильно выражать свои мысли на данном языке в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Учитель иностранного языка должен обучить детей не только умению пользоваться иным языковым материалом, но и научить самому общению.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Цели обучения иноязычной монологической речи учащихся II ступени общего среднего образования
Ни для кого не секрет, что основной целью обучения иностранному языку является коммуникативная. Она означает обучение общению в устной и письменной форме на иностранном языке, а также развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в соответствии с их реальными потребностями и интересами в разнообразных ситуациях. Процесс овладения иностранным языком заключается в образовании, развитии и воспитании школьников, тем самым предопределяет постановку целей обучения в единстве образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.
Образовательные цели обучения заключаются в усвоении и актуализации знаний об изучаемом языке, в овладении основными видами речевой деятельности (говорение, восприятие и понимание иноязычной речи на слух, чтение, письмо).
Развивающие цели состоят в когнитивном, коммуникативном и эмоциональном развитии учащихся. Обучение иностранным языкам обеспечивает формирование речевых процессов и речевых механизмов, способствуя развитию языковой способности в единстве речепопрождения и речевосприятия.
Воспитательные цели обучения иностранным языкам ориентированы на обогащение духовного мира учащихся, воспитание у них культуры мышления, чувств, поведения.
Реализация основной цели преподавания иностранного языка в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление данного опыта с приобретенными на уроке иностранного языка знаниями, навыками и умениями, призваны выработать у школьников обширное представление о достоинствах культуры собственного народа и народа страны изучаемого языка.
При формировании навыков монологической речи на уроке иностранного языка важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в то же время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. На уроке решается одна главная задача, при этом остальные являются сопутствующими. В своей совокупности уроки иностранного языка должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Комплекс упражнений для обучения монологической речи учащихся II ступени общего среднего образования
Характер взаимодействия участников общения определяет создание таких разновидностей речи, как диалог и монолог, которые, как известно, различаются между собой как с точки зрения структуры, лежащей в основе речевой ситуации, так и с точки зрения действующих в них закономерностей текстообразования [13, c.134].
Однако общими для монолога и диалога характеристиками выступают смысловая целостность, тема - рематическая организация его составляющих и коммуникативная преемственность между его компонентами, наличие структурных показателей связности, эмоциональность и личностный характер суждений [6, c. 159].
Общими являются и трудности обучения диалогической и монологической речи на иностранном языке (психологические, лингвистические, экстралингвистические), и поэтапный характер процесса становления умений в системе уроков по теме.
Из вышесказанного видно, какое значение имеют отбор и правильная организация обучающих коммуникативных упражнений, и какое место они занимают среди прочих упражнений урока. Именно организация системы упражнений определяет их методическую ценность, потенциальные возможности адекватно служить цели развития речевого умения в говорении на той или иной стадии его становления.
Под системой упражнений в методической литературе понимается научно-обоснованная классификация различных типов упражнений и определенная последовательность в их выполнении. Система упражнений – организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности [1, с. 207].
Система упражнений по развитию профессиональной монологической речи на иностранном языке может быть определена с учетом исходных положений методических исследований, в которых классификация речевых упражнений основывается на теории поэтапного формирования речевых действий. Эти этапы соотносятся с этапами рецепции, репродукции и продуцирования речевых высказываний. В эстетико-коммуникативной сфере учебного общения этапы рецепции, репродукции и продуцирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы обучения иноязычной монологической речи с использованием визуальных опор позволило нам решить ряд задач и сделать важные выводы.
В настоящей курсовой работе был рассмотрен процесс говорения с точки зрения его основных аспектов, механизмов и компонентов, требования, предъявляемые к обучению монологическому высказыванию. В ходе написания курсовой, были рассмотрены теоретические основы обучения иноязычному говорению, в частности монологической речи, а также изучена методика его обучения на II ступени общего среднего образования.
Установлено, что знание психолого-педагогических особенностей учащихся позволяет организовать учебные занятия таким образом, чтобы процесс обучения способствовал повышению мотивации и познавательной активности учащихся. Таким образом, для эффективного развития умений монологической речи следует соблюдать строгую последовательность методических действий, необходимых и достаточных для успешного овладения данным видом речевой деятельности, конечной целью которых является заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию монологической речи способствует значительному росту умения правильно выражать на данном языке свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач.
Монологическая речь раскрывается нам как наиболее сложный вид речевой деятельности и влечет за собой определенные трудности, пути преодоления которых разнообразны и подробно описаны во многих методических изданиях. В связи с этим, сегодня мы видим разнообразие упражнений и подходов, которые помогают учащимся и учителям в процессе обучения говорению на английском языке в средней школе.
Cпециально разработанный комплекс упражнений по обучению учащихся 7 классов иноязычной монологической речи с использованием визуальных опор, должен включать в себя не только языковые упражнения, но и условно-речевые, речевые, что позволяет совершенствовать монологические умения. Данный комплекс упражнений в совокупности с чтением и слушанием способствует развитию монологической речи.
Отметим, что именно в умении коммуникативно, мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме и заключается во многом смысл овладения иностранным языком.
Для повышения заинтересованности учащихся, пробуждения их мотивации к формированию навыка монологической речи, упражнения по обучению монологическому высказыванию должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. Необходимо, чтобы ребята были не только
1. Алхазишвили, А.А. Основы овладения устной иностранной речью/ А.А. Алхазишвили.– М.:Просвещение, 1988.– 334 c.
2. Гальскова, Н.Д., Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика /Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез.–М.: Академкнига, 2006.– 325 с.
3. Джаббарова, О.А. Система заданий и упражнений по обучению устной монологической речи учащихся академических лицеев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
4. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности/ И.А. Зимняя.– М.: РАО/МПСИ, 2001.– 396 с.
5. Иванова, Т.В. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Часть II/ Т.В.Иванова, З.Р.Киреева, И.А. Сухова.– Уфа: Изд. БГПУ, 2009.–196 с.
6. Казарцева, О.М. Культура речевого общения/ О.М. Казарцева. –М.: Наука, 2001. –267 с.
7. Колесникова, И. Л., Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И. Л.Колесникова, О. А. Долгина.– М.: Дрофа, 2008.– 431 c.
8. Кудревич, М.А. Учебно-методическое пособие по развитию навыков устной речи/ М.А. Кудревич.– М.,1990.–215 с.
9. Леонтьев, А.А.. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема//Иностр. языки в школе. - 1972. - № 1.
10. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Е.А.Маслыко, П.К. Бабинская. – Минск:Высшая школа, 2001. – 263 с.
11. Методика преподавания иностранных языков: общий курс [учеб. пособие] / отв. ред. А.Н. Шамов. — М.: АСТ: АСТ-Москва: Восток — Запад, 2008.–198 с.
12. Миньяр‐Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку/ Р.К. Миньяр‐Белоручев.– М., 1990. – 268 с.
13. Москальская, И.О. Грамматика текста/ И.О. Москальская.–М.:Высшая школа, 1981.–183 с.
14. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/ Е.И. Пассов.– Москва: Просвещение, 1991. – 264 с.
15. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению/ Е.И. Пассов. – М., 1989. – 276 с.
16. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе/ Е.И. Пассов. – М., 1988. – 223 с.
17. Попова, Э.И. Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы: дис. …канд. пед. Наук /Э.И. Попова.– Ленинград. - 1985- 220 с.
18. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова.– М: Просвещение, 2002.-289 с.
19. Рогова, Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе Пособие для учителя/ Г.В Рогова, И.Н. Верещагина – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
20. Скалкин, В.Л. Обучение монологическому высказыванию: пособие для учителей/ В.Л. Скалкин.– Киев, 1983. – 54 с.
21. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. -239 с.
22. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения: Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский): 3-11 классы. – Мн., 2014. – 132 с.
23. Царькова, В.Б. Речевые упражнения на немецком языке/ В.Б. Царькова.–М.:Просвещение,1983.– 144 с.