ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
1.1 Теоретические основы использования творческих мастерских в обучении
1.2 Особенности обучения иноязычному говорению на III ступени обучения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ ДЛЯ 10 КЛАССА
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В связи с активным вхождением Республики Беларусь в европейское социально-экономическое пространство, кардинальным преобразованием всех структур общества, высокими темпами развития современных технологий перед образованием встает задача внедрения новых подходов к обучающей, развивающей, познавательной и воспитательной деятельности учащихся. Уроки иностранного языка должны более полно отвечать насущным потребностям как реформируемого общества, так и каждого индивида. В документах, рассматривающих концепцию модернизации языкового образования в республике Беларусь, среди основных требований развивающего общества к выпускнику школы выдвигаются готовность к сотрудничеству и способность принимать ответственные решения.
Обучение иноязычному говорению является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку, поскольку именно благодаря умению излагать свои мысли на иностранном языке обеспечивается полноценное речевое взаимодействие партнеров по общению.
Технология творческих мастерских находит широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что она позволяет гармонично интегрировать знания обучаемых из разных областей, побуждая их самостоятельно приходить к открытию и построению знания в индивидуальном или коллективном поиске, сравнивая полученные результаты с другими. Темы, выдвигающиеся на обсуждение, затрагивают различные сферы человеческой деятельности, благодаря чему обучающиеся приобщаются к серьезным проблемам, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, образованием, и мн. др. и тем самым развивают умения монологического высказывания и диалогической речи.
Актуальность выбранной теме заключается в том, что в сморенной системе образования идет поиск новых технологий в обучении,
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
1.1 Теоретические основы использования творческих мастерских в обучении
Педагогические мастерские берут начало из творческих мастерских французских учителей «Французская группа нового образования (GFEN)», основанных на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, гуманистической психологии Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса [19, с. 62].
Сущность технологии творческих мастерских состоит в специально организованном учителем-мастером развивающем пространстве, которое позволяет учащимся в индивидуальном и коллективном поиске приходить к открытию или построению знания [14, с. 52].
Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия в диалогической и монологической формах, за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения алгоритмических шагов и блок-структур разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов, как правило, не поощряется, а для того, чтобы что-то демонстрировать перед аудиторией, необходимо осуществить самоподготовку, выполнить специальные задания, подготовить презентацию [14, с. 55].
Технология творческих мастерских имеет ряд преимуществ. Во-первых, при использовании мотивация носит личностный характер; данный вид работы вызывает и поддерживает сильную внутреннюю мотивацию к говорению и постоянный интерес учащихся, так как тема, и конечный продукт, и
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ ДЛЯ 10 КЛАССА
Рассмотрим методическую разработку для 10 класса по теме «Great people: Mark Twain and his «The Prince And The Pauper»
Цель: Организовать «встречу» с текстом, героем, включить учащихся в творческое чтение, дающее возможность определить свое отношение к тексту.
Задачи:
• Развитие мотивации к дальнейшему познанию.
• Развитие коммуникативной культуры.
• Через социализацию, афиширование работ предоставление возможности появления самооценки обучающихся.
• Практика в чтении и говорении с разными стратегиями.
1. Введение в мастерскую
• Приветствие.
• Вводное слово мастера – объявление темы.
• Самостоятельное чтение материала об авторе произведения, ответы на вопросы по содержанию.
Mark Twain is a famous American writer. His real name is Samuel Langhorne Clemens. He was born in 1835. Mark began to work when he was 12 years old. The newspaper was the literary school of Twain. His novels and stories are humorous and satiric. His books about Tom and Gek became classic of children’s literature. Mark Twain died in 1910.
2. Индукция
• Представление репродукций с изображением бедных людей (репродукции известных картин русских художников).
• Ответы на вопросы мастера о репродукциях, изображенных на них людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе мы поставили цель – проанализировать применение технологии творческих мастерских в обучении учащихся иноязычному говорению на III ступени обучения.
В ходе анализа научно-теоретической и методической литературы мы пришли к выводам:
1. Обучение говорению на иностранном языке является одной из главных целей, реализуемых в современной школе. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, что представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
2. Технология творческих мастерских – личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учащимися улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, пропадает страх делать ошибки при произнесении монологической или диалогической речи, увеличивается вера в свой успех.
Во второй главе курсовой работы мы предоставили методическую разработку урока английского для 10 класса.
В ходе составления методической разработки мы пришли к следующим выводом:
1. Использование творческих мастерских позволяет повысить интерес и мотивацию к изучению иностранного языка;
2. Благодаря данной социальной технологии поддерживаются межпредметные связи (в данном случае с литературой и мировой художественной культурой);
3. Использование творческих технологий помогает раскрыть творческих и организационный потенциал учащихся.
1. Алхазишвили, А.А. Основы овладения устной иностранной речью / А.А. Алхазишвили. – М., Просвещение, 1988. – 334 с.
2. Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М. Андреасян // Замежные мовы у Рэспублiцы Беларусь. – 2006. – № 2 – С. 18–24.
3. Андреасян, И.М. Обучение учащихся старших классов устному иноязычному общению в симулятивной среде / К М. Андреасян, А. Леонович // Материалы ежегодной научной конференции преподавателей и аспирантов университета, 27–28 апреля 2010 г.: в 5 ч. – Минск: МГЛУ. – С. 105–107.
4. Андреасян, И.М. Технология обучения как средство оптимизации иноязычного образовательного процесса / И.М. Андреасян, М.В. Кравченко // Вестн. МГЛУ. Сер. 2 - Мн.: МГЛУ, 2004. – № 2. – С. 54–62.
5. Аниськович, Н.Р. Использование социальных технологий в обучении учащихся иностранному языку: учеб-метод. пособие / Н.Р. Аниськович. – Минск: МГЛУ, 2011. – 80 с.
6. Аниськович, Н.Р. Социальные технологии в профессионально-методической подготовке будущих преподавателей иностранного языка /Н. Р. Аниськович // Вестник МГЛУ. Сер. 2. – Минск, 2009. – № 2. - С. 50-57.
7. Асеев, В.Г. Возрастная психология / В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ, 1989. – 194 с.
8. Балабайко, М.С. Обучение моделирования диалогической речи / М.С. Балабайко // Иностранные языки в школе. – 1976. – № 1. – С. 26–31.
9. Белова, Н.И. Педагогические мастерские: теория и практика / Н.И. Белове, И.А. Мухина. – СПб.: изд. при поддержке Программы PHARE и TACIS «За демократию», 1998. – 312 с.
10. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1977. – 278 с.
11. Бухбиндер, В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения / В.А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. – Киев: КГУ, 1980. – 568 с.
12. Буя, Т.А. Современные технологии в литературном образовании учащихся. – Сургут: РИО СУРГПИ, 2003. – 100 с.
13. Гез, Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения / Н.И. Гез // Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». – М: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1984. – 124 с.
14. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2006. – 288 с.
15. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. –М.: РАО/МПСИ, 2001. – 396 с.
16. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
17. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 456 с.
18. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 130 c.
19. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.
20. Шмальц, С.И. Некоторые приемы работы при обучении говорению / С.И. Шмальц // Современный учитель английского языка (сборник статей). – Санкт-Петербург, 2012. – С. 7–9.