Индивидуальное общение учителя с учащимися как средство повышения уровня воспитанности учащихся
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Индивидуальное общение учителя с учащимися как средство повышения уровня воспитанности учащихся»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
45.00 BYN
Индивидуальное общение учителя с учащимися как средство повышения уровня воспитанности учащихся
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Тест на определение творческого потенциала
Приложение Б Вопросник коммуникативных и организаторских способностей (КОС)
Приложение В Примерные темы индивидуальных бесед
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы индивидуального общения учителя с учащимися как средство повышения уровня воспитанности учащихся
1.1 Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе: сущность, критерии, этапы реализации
1.2 Структура и содержание воспитательной работы учителя с учащимися старших классов
2 Реализация индивидуального общения учителя в воспитательной работе с учащимися старших классов
2.1 Характеристика педагогических условий эффективной организации воспитательной работы с учащимися старших классов
2.2 Организация воспитательной работы с учащимися старших классов с учетом индивидуального подхода к общению
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Современное общество выдвигает перед образованием задачи воспитания творчески мыслящей личности, способной находить решение в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. В этой связи усилилась необходимость использовать в процессе воспитания эффективные приемы и методы. При традиционном подходе к воспитанию практически не учитывались индивидуальные особенности учащихся, поэтому не было возможности уделять внимание каждому ученику в отдельности. Применение же нетрадиционных приемов воспитания и обучения создает условия для осуществления индивидуального подхода в образовательном и воспитательном процессе.
Развитие индивидуальности ученика является основой для формирования восприятия окружающей действительности, глубокого усвоения знаний, умений и навыков, практического их применения. Поэтому, воспитание личностных качеств помогает расширить культурный и духовный мир ученика, облегчает вступление в коммуникативные отношения. В функции же учителя входит педагогическое управление данными процессами, то есть он должен оптимально использовать разные формы информации, установить сотрудничество с каждым учеником, представлять материал, ориентируясь на индивидуальные особенности учащихся.
Основные вопросы, на которые нужно обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся – это состояние физического развития и здоровья учащихся; особенности психического развития, внимания, мышления, памяти, способностей и других сторон познавательной деятельности; особенности потребностно-мотивационной и эмоциональной-чувственной сферы; внешкольные увлечения, межличностное общение и содержание свободного времени; переживаемые трудности в учебной и других видах деятельности выявление их причин; характер обучаемости и воспитуемости, которые проявляются в степени восприимчивости педагогических влияний, а также в динамике личностного развития в целом и обучении отдельных свойств и качеств в частности.
Школьники в зависимости от условий жизни, семейного воспитания и природных задатков (связь социального и биологического) значительно отличаются друг от друга, и их становление как личностей характеризуется существенными особенностями, без учета которых трудно рассчитывать на успех обучения и воспитания. Поэтому, только глубокое знание возрастных и индивидуальных особенностей развития учащихся создает предпосылки для успешного обучения и воспитания.
1 Теоретические основы индивидуального общения учителя с учащимися как средство повышения уровня воспитанности учащихся
1.1 Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе: сущность, критерии, этапы реализации
Индивидуальность – своеобразность черт отдельного учащегося, сумма лишь ему присущих качеств. В психологии проблема индивидуальности указывается в связи с цельной особенностью отдельного человека в разнообразии его желаний, интеллекта, интересов, качеств перцептивных процессов, мотивов, мыслей, настроений, переживаний, привычек, потребностей, проявлений воли, склонностей, способностей, чувств и других качеств. В их конкретном сочетании развивается целостная уникальная структура переживающей и действующей отдельной личности. Синонимом термина «индивидуальность» является термин «индивид», используемый при определении неповторимой суммы свойств, присущих отдельной личности и отличающих отдельную личность от всех других [24, с. 5].
Понятие «индивидуализация» в педагогике понимается, как регистрация индивидуальных качеств учащихся в учебном процессе, во всех его способах и формах, независимо от того, в какой мере и какие качества учитываются. Понятие «индивидуальный подход» включает принцип обучения, индивидуализацию и реализацию данного принципа обучения. В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация обучения определяется как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [12, c. 142].
И.М. Чередов рассматривает индивидуализацию обучения следующим образом: «С точки зрения дидактических соотношений следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроках – как конкретную форму организации обучения, представляющую оптимальные условия для реализации этого принципа в условиях классно-урочной системы» [11, c. 102].
И.М. Осмоловская трактует это понятие, как «предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика» [6, c. 122].
2 Реализация индивидуального общения учителя в воспитательной работе с учащимися старших классов
2.1 Характеристика педагогических условий эффективной организации воспитательной работы с учащимися старших классов
Использование индивидуального подхода в процессе воспитания старшеклассников предполагает принципиальные изменения в организации процесса обучения и воспитания, в управлении ими, в деятельности учителей. Реализация данного подхода на практике требует соблюдения ряда педагогических условий. В справочной литературе «условие» понимается как:
– обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;
– правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;
– обстановка, в которой что-нибудь происходит [27, c. 80–82].
Педагогические условия трактуются как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. Перейдем к их рассмотрению.
Проанализировав литературные источники можно выделить восемь педагогических условий:
1. Информированность преподавателя. Обычно процесс воспитания и обучения ориентирован на средний уровень обученности и развития познавательных способностей, в результате чего не каждый обучающийся может реализовать свои потенциальные возможности. Для осуществления воспитательного процесса с учетом тех или иных индивидуальных особенностей всех учащихся учителю необходимо получить точное представление об определенных чертах личности каждого подопечного. Необходимо учитывать вербально-логическое мышление, память и внимание учащихся в процессе работы с ними. Следовательно, возрастает значимость подбора диагностических методик, помогающих установить уровень развития данных психических процессов.
2. Осознание обучающимися собственных мотивов деятельности и необходимости систематической работы по совершенствованию своих способностей. Выполнение данного условия является необходимым для осуществления перехода от учета индивидуальных особенностей учащихся преподавателем к саморегуляции каждым обучающимся своего индивидуального потенциала.
Заключение
Индивидуальный подход к обучающемуся рассматривается как один из дидактических принципов, который позволяет практически организовать целенаправленное воздействие на каждую формирующуюся личность в направлении развития ее творческой индивидуальности. Индивидуальный подход рассматривается нами как такой подход, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности индивида (биологические, социальные, психологические, духовные). Применение индивидуального подхода в воспитательном процессе повышает активность учащихся, способствует развитию их познавательных интересов, улучшению качества успеваемости, обретению нравственной зрелости. Принцип индивидуального подхода является обязательным в процессе обучения и воспитания, так как он является связующим звеном между индивидуальными потенциалами каждого учащегося и содержанием обучения, между коллективными способами процесса обучения и индивидуальными особенностями овладения учебного материала и формирования личности подростков. Индивидуальный подход – это такой подход, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности индивида. Поэтому, применение индивидуального подхода в воспитательном процессе повышает активность учащихся, способствует развитию их познавательных интересов, улучшению качества успеваемости, обретению нравственной зрелости. Применение индивидуального подхода необходимо для каждого учащегося, как «благополучного», так и для «трудного».
Принцип индивидуального подхода является важным элементом воспитательного процесса. Так как, воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Воспитание – это педагогическая, психологическая и социальная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые и корректируемые обществом. Одной из таких структур выступает школа.
Проанализировав реализацию индивидуального подхода в воспитательной работе со старшеклассниками, можно сделать следующие выводы. Описанный в работе комплекс педагогических условий (информированность преподавателя, осознание обучающимися собственных мотивов, осуществление учителем целенаправленной и систематической работы по повышению мотивации, создание благоприятного психологического климата, построение учебной и внеклассной самостоятельной работы учащихся на вариативной основе, педагогическое сопровождение, опора на инновационные технологии, разнообразие методов и форм педагогической деятельности) основан на стандартах, направляющих внимание педагогов на развитие неповторимой индивидуальности личности учащегося. Эффективность выделенных педагогических условий может быть реализована только тогда, когда у самих учащихся появится сильный мотив к собственному развитию.
1. Асомиддинов, М.М. Основы применения индивидуального и компетентностного подходов в моделировании учебного процесса / М.М. Асомиддинов / Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. – 2017. – № 1-4. – С. 101–105.
2. Белявский, А.С. Организация воспитательной работы в омском кадетском корпусе / А.С. Белявский // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 7. – С. 246–251.
3. Верцинская, Н.Н. Индивидуальная работа с учащимся / Н.Н. Верцинская. – Минск: Нар.асвета, 1983. – C. 58–63; 124–132.
4. Войнова, О.А. Структура, содержание, специфика учебно-воспитательной работы / О.А. Войнова // Научные исследования в образовании. – 2009. – № 10. – С. 19–22.
5. Емельянова, Л.А. Как усилить индивидуальный подход: возможности школы / Л.А. Емельянова, О.А. Семиздралова // Народное образование. – 2014. – № 3. – С. 129–134.
6. Емельянова, Л.А. Пути обеспечения индивидуального подхода в условиях школы / Л.А. Емельянова, О.А. Семиздралова // Воспитательная работа в школе. – 2014. – № 4. – С. 122–130.
7. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/ru/uchitelyu/organizatsiya-vospitaniya.html.
8. Лазарева, А.О. Интерактивные методы воспитательной и профилактической работы со старшеклассниками / А.О. Лазарева // Профессиональное самоопределение, профессиональное становление молодежи – важное условие социально-экономического развития государства. – 2018. – С. 49–53.
9. Малкова, Е.М. Духовно-нравственная воспитательная работа со старшеклассниками / Е.М. Малкова, И.В. Кашуба // Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки. – 2017. – С. 107–113.
10. Найн, А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А.Я. Найн. – Челябинск: УралГАФК, 1996. – 144 с.
11. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1998. – 223с.
12. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 145–146.
13. Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
14. Пидыбаева, М.С. К проблеме управления воспитательной работой в образовательной организации / М.С. Пидыбаева // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 1-2. – С. 258–260.
15. Принципы организации содержания, воспитания и социализации учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/printsipy-orghanizatsii-sodierzhaniia-vospitaniia-i-sotsializatsii-uchashchikhsia.html.
16. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной деятельности / Е.С. Рабунский. – Изд.: Педагогика, 1975. – 184 с.
17. Рябикова, Н.Е. Основы менеджмента / Н.Е. Рябикова. – М.: Академия, 2006. – 272 c.
18. Самсонова, Е.В. Возможности для индивидуализации обучения / Е.В. Самсонова // Народное образование. – 2014. – № 7. – С. 180–185.
19. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
20. Селиверстова, И.Ф. К вопросу о воспитательной работе / И.Ф. Селиверстова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – С. 85–87.
21. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – С. 113–189.
22. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов: / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 70–125.
23. Синицына, И.А. Психологические основы процесса изучения иностранного языка и реализация принципа индивидуального подхода / И.А. Синицына // Педагогические науки. – 2015. – № 3. – С. 35–36.
24. Способы активизации учебно-познавательной деятельности школьников через их ценностные ориентиры: методические рекомендации / сост. И.В. Шманева. – Магнитогорск: МГПИ, 1996. – 24 с.
25. Суворова, О.В. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка / О.В. Суворова, С.Н. Сорокоумова, Л.А. Споткай // Приволжский научный журнал. – Нижний Новгород: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2015. – № 2. – С. 281–285.
26. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие для студентов вузов педагогических специальностей / И.Ф. Харламов. – Минск: 2002. – 272 с.
27. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация в обучении / И. Унт. – М.: Педагогика. – 1990. – С. 8–161.
28. Формы внеклассной воспитательной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov75.html.
29. Юсупова, Ф.И. Эффективность реализации индивидуального подхода к ученику в образовательном процессе / Ф.И. Юсупова // International scientific review of the problems of pedagogy and psychology. – 2018. – С. 37–39.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Тест на определение творческого потенциала
Приложение Б Вопросник коммуникативных и организаторских способностей (КОС)
Приложение В Примерные темы индивидуальных бесед
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты