Процесс воспитания подрастающей личности осуществляется не только в рамках деятельности школы (урочной и внеурочной), но и на уровне детских и молодежных общественных организаций
Молодежное движение – это деятельность различных объединений и организаций, направленная на изменение молодыми людьми самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.
Молодежное движение является основой формирования демократической культуры общества. Оно создает условия для самораскрытия, самореализации личности юноши или девушки в среде, где они наиболее комфортно себя чувствуют, и поэтому свободны в своем волеизъявлении. Молодежное движение представляет собой открытый и многоярусный процесс, для которого характерны взаимодействие и конкуренция.
Детское движение помогает (создает условия) самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует и поэтому свободен в своем волеизъявлении. Детское движение - одно из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно представляет собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и связи, объединения.
Детское движение – процесс открытый, многоярусный. Для него характерны взаимодействие, конкуренция, дифференциация и интеграция составляющих.
Размах детского движения, его развитие – показатели уровня демократизации общественной жизни в государстве.
В узком смысле детское движение представляет собой совокупность координированных действий несовершеннолетних граждан, направленных на реализацию какой-либо идеи (достижения цели), связанной с изменением социальной действительности или своего положения в обществе.
Наиболее доказательно приоритетность воспитания в целостном образовательном процессе выразил классик немецкой философии И. Кант.
В работе «О педагогике», в основу которой были положены его педагогические лекции для студентов, Кант писал, что в педагогическом процессе логично выделить два направления: научение и дисциплинирование. Важнейшим из них, по мнению выдающегося философа, является дисциплинирование путем приучения человека к выполнению нравственных норм и правил, принятых в том социуме, где живет и действует конкретный индивид. И если в школьные или студенческие годы человека не приучить это делать, если не сформировать у него привычку подчиняться разумной дисциплине, порядку и ответственности, то вступив в самостоятельную жизнь, он не сможет подчиняться самому себе, в конечном итоге станет человеком безответственным и безнравственным [8, с. 446].
Не случайно очень часто взрослый человек повелевает себе, но не в состоянии повиноваться себе. Что же касается недостатков в обучении, то они преодолеваются проще, чем в воспитании. Недостаток знаний или профессиональных компетенций взрослый человек может восполнить путем самообразования, дополнительного обучения или повышения квалификации. В этом смысле, добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы, так как возле каждого человека блюстителя порядка не поставишь. Предлагать людям самое лучшее образование или законодательство, не дав надлежащего воспитания, является делом бесполезным или даже опасным.
2 ГЛАВА ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В БЕЛАРУСЬ
Детское и молодежное движение Республике Беларусь представляет собой совокупность детских и молодежных объединений, которые реализуют ценности, права и интересы детей, подростков, молодежи.
Целесообразно рассматривать детские и мо общественные объединения как добровольные, самоуправляемые общественные формирования детей, подростков, молодых людей и разделяющих их ценности взрослых, взаимодействующих в процессе цели, провозглашенной в Уставе или ином документе, регулирующем их деятельность.
направления деятельности и молодежных объединений, действующих в РБ.
Асацыяцыя беларускiх гайдаӯ. Основана в 1993 г. Добровольная общественная организация, объединяющая девочек и с 7 до 18 лет.
Цель: содействие духовному, интеллектуальному, физическому развитию, совершенствованию социальной адаптации девочек и девушек в обществе. Организация является частью Всемирной девочек-гайдов и девочек-скаутов, самого многочисленного женского движения в мире.
Структура организации:
· группы – 7-9 лет (звенья-патрули по чел.);
· средние группы – 10-14 (отряды по 12-24 чел.);
· старшие группы – 15-18 лет (подвижные группы, общественно значимой деятельностью, проводят занятия со средними младшими группами).
Изучив научно-теоретическую, педагогическую и литературу по выбранной теме, рассмотрев деятельность белорусских детских и молодежных общественных объединений и проанализировав их взаимодействие с учебными заведениями, мы можем следующие выводы:
1. Воспитание является одним из деятельности по преобразованию человека или людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная изменение психического состояния, мировоззрения и знания и способа деятельности, личности ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику обнаруживает в определении цели и воспитателя по отношению к воспитаннику. этом воспитатель учитывает единство природной, психологической и социальной сути воспитуемого, также его возраст и условия жизни.
2. всех детских и молодежных объединений ориентирована как на личностные достижения участников организации, так и на благо общества. Организации объединяют представителей разных социальных групп молодежи и работу по различным направлениям: патриотическое и духовное воспитание, волонтерская деятельность, экологическая тематика, поддержание здорового образа жизни, спортивная направленность, а также помогают молодежи приобрести лидерские качества умение работать в коллективе.
3. Воспитание учащихся осуществляется не на традиционных общешкольных мероприятиях, но и во проведения тематических мероприятий в детских общественных объединениях.
4. Учебные заведения и и молодежные общественные организации плодотворно по вопросам профилактики противоправного поведения, наркомании.
5. Учебные заведения помогают организациям в проведении акции, мероприятий, конкурс и концертных программ на городском республиканском уровнях.
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002. – 608 с.
2. Ассоциация белорусских гайдов ресурс]. – Режим доступа: http://www.belguides.com/. – Дата доступа: 23.11.2017.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.
4. Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belau.info/. – Дата 23.11.2017.
5. Белорусский Республиканский Союз Молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brsm.by/. – Дата доступа: 23.11.2017.
6. Белорусская республиканская пионерская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brpo.by/. – Дата доступа: 23.11.2017.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – Т. 1. А–З / В. И. Даль. – М.: Рус.яз. – Медиа, – 699 с.
8. Кант, И.О педагогике / И. Кант // и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 445–504.
9. Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп. по состоянию на 12 марта 2012 г. – НЦПИ РБ, 2012 – 399 c.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
11. Лучин, В.О. Жалобы граждан в суд Российской Федерации / В.О. Лучин, О.Н. Доронина. – М.: Закон и ЮНИТИ, 1998. – 258 с.
12. Молодежная служба [Электронный ресурс]. – Режим http://www.mcc.by/tseli-i-istoriya/. – Дата доступа: 23.11.2017.
13. Моммзен, Т. История Рима Т. Моммзен. – М.: ACT: Фолио, 2002. 268 с.
14. Педагогика. Теория и технологии учеб. для студентов вузов, обучающихся направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2007. 463 с.
15. Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь 4 октября 1994 г. № 3254 XII: ред. Закона Республики Беларусь от 19 июля г. / Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
16. Ожегов, Словарь русского / С.И. под ред. Шведовой. М.: Рус.яз 1988. – 750 с.
17. Союз скаутов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – Дата доступа: 23.11.2017.
18. Степанский, А.И. общественных организаций России / Степанский. – М.: МГИАИ, 1979. – 81 с.
19. Томсинов, В.А. Всеобщая государства и права: в 2 / В.А. Томсинова. – Зерцало-М, 2002. – Т.2. 318 с.