ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ УЧАЩИХСЯ I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Цели обучения иноязычному произношению учащихся I ступени общего среднего образования
1.2 Характеристика особенностей произношения английского языка
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ УЧАЩИХСЯ I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Способы и приемы введения и закрепления иноязычных фонем
2.2 Упражнения для формирования слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков
2.3 Методическая разработка плана урока английского языка по обучению иноязычному произношению в 3 классе средней школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос обучения произношению на I этапе изучения английского языка представляет собой один из самых главных вопросов методики обучения английскому языку. Обучение правильному английскому произношению – очень сложный процесс, ведь не овладев поставленным произношением невозможно овладеть коммуникативной функцией языка. На начальном этапе нужно научить школьников произносить звуки так, как их произносят носители языка. Обучение произношению как продуктивному процессу требует от учащегося знания как устройства речевого аппарата, что представляет собой сложную методическую задачу, поскольку на данном этапе такую информацию непросто донести учащимся, что потребует больших временных затрат и усилий со стороны учителя и учащихся. Однако, потраченное время и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этим умением на начальном этапе на подробно отработанном минимальном материале, обеспечивающим мотивационный уровень и надежную основу для формирования речевой деятельности.
По мнению многих специалистов, при обучении фонетике важно ограничиваться не только имитацией, а дать ребенку возможность сопоставить знаки родного и английского языков и найти различия, после чего дать образец общепринятого произношения. Поэтому многие авторы в своих программах по обучению школьников младшего возраста английскому языку большое внимание уделяют этой стороне обучения.
Актуальность данной курсовой работы определяется значимостью фонетических навыков для иноязычного общения, при этом необходимо учитывать, что именно на начальном этапе обучения дети быстро схватывают новый материал, им свойственна имитация, что помогает, на подсознательном уровне, закреплять вновь полученные знания. Приоритетом на начальном этапе обучения выступают развивающие задачи, которые связаны с формированием положительной мотивации.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения учащихся 3 классов иноязычному произношению.
Предметом исследования является методика обучения учащихся младших классов иноязычному произношению.
Целью данного исследования является изучение особенностей методики обучения иноязычному произношению учащихся на начальном этапе изучения иностранного языка.
Исходя из цели, объекта и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
– Исследовать теоретические основы обучения иноязычным произношением учащихся I ступени учащихся общего среднего образования;
– Выявить цели обучения иноязычному произношению учащихся I ступени учащихся общего среднего образования;
– Изучить походы, способы и приемы, упражнения на введение и
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ УЧАЩИХСЯ I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Цели обучения иноязычному произношению учащихся I ступени общего среднего образования
Общее среднее образование является частью основного образования, который направлен на физическое и духовно-нравственное развитие личности ученика, его подготовку к полноценной жизни в обществе, овладение базовыми знаниями наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Общее среднее образование делится на следующие ступени: первая ступень – это начальное образование (I – IV классы);II ступень – базовое образование (V – IX классы); III ступень – среднее образование (X – XI классы).
В перечень основных предметов начальной ступени образования входит иностранный язык.
Особенности современных социальных условий определяют роль и место предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования, которое ориентирует на изучение языков, степень владения которыми сделает возможным их широкое использование как средства человеческого общения между носителями разных языков в контексте диалога их национальных культур.
Необходимость для современного общества высокого уровня языкового образования находит поддержку на государственном уровне. Соответствуя новой образовательной политике, I ступень новой 11-летней школы ставит перед собой задачи, не уступающие мировым тенденциям развития образования.
Изучение иностранного языка в I-IV классах развивает:
–психические функции ученика (внимание, мышление, восприятие, память) и его речевые способности;
–более раннее вступление ребенка в общечеловеческую культуру через общения на новом для него языке;
–более качественное владение первым иностранным языком, создавая базу для дальнейшего его изучения в школе и открывая возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость овладения которыми становится все очевиднее.
Ценность языкового образования младших классов должна сочетаться с его личностно-ориентированной ценностью. Личностная
2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ УЧАЩИХСЯ I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 . Способы и приемы введения и закрепления иноязычных фонем
Становление произносительного навыка подразумевает перестройку привычной артикуляции на базе выделения схожести и отличия произнесения звуков родного и иностранного языков, закладку фонематического слуха, в паре с овладением техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и в речевом потоке в процессе говорения [10, с. 68].
Методика обучения произношению выделяет имитативный и аналитико-имитативный способы введения нового фонетического материала. Имитативный способ предполагает опору не на осознанное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию.
Аналитико-имитативный подход сочетает различные варианты создания новых звуковых образов: описание и артикуляция, имитация.
Этот подход оправдал свою целесообразность в обучении произношению. Суть его состоит в том, что звуки извлекаются из связного текста и объясняются на базе артикуляционного правила; так протекает аналитический этап работы. Далее эти звуки возвращаются в целое, организованное постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и учащиеся проговаривают их, имитируя образец. В процессе следования правилам-инструкциям, предложенным учителем, школьники знакомятся с понятиями альвеол, межзубных звуков, придыханием. Эти правила носят аппроксимированный, то есть приближенный к правильному, характер. В качестве примера можно привести инструкцию, что, чтобы произнести английский звук [w], необходимо округлить губы и несколько выдвинуть их вперед, как при произношении русского «у». Аналитико-имитативный метод используется в большинстве общеобразовательных учебных заведений для введения и закрепления иноязычных фонем [16, с. 29].
Процесс формирования произносительного навыка проходит следующие этапы:
- Восприятие - появление необходимого звукового или слухового образа;
- Дифференциация – осмысление, различение признаков звука;
- Имитация – закрепление речедвигательных образов речевой единицы;
- Изолированная репродукция - укрепление артикуляции на основе использования произносительного явления;
- Комбинирование - переключение внимания с одного фонетического явления на другое.
Помимо способов введения и закрепления произносительных навыков,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы обучения произношения позволило нам решить ряд задач и сделать соответствующие выводы о том, что роль произношения для речевой деятельности не ставится под сомнение ни одним специалистом, потому что обучение произношению направлено на непосредственное развитие речевой деятельности, которое происходит, начиная с I этапа образования. Недостаточное овладение навыками произношения может привести к нарушению коммуникации. В настоящее время себя оправдал аналитико-имитационный подход, как более легкий при обучении произношению. Он наиболее подтвержден экспериментальными ис¬следованиями, проведенными на начальном этапе обучения. Речь идет здесь о рациональном сочетании имитации с доступ-ным описанием артикуляции, слогового и фразового ударения, интонации и т.д.
Анализ психологических аспектов обучения иноязычному произношению в контексте коммуникативного подхода показал, что в процессе обучения необходимо учитывать: интересы учащихся, формирования слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков; способы и приемы овладения этими навыками, их связь с основными видами речевой деятельности.
Обучение фонетике заключается, в большинстве своем, в выполнении двух видов упражнений, совершенствующих произносительные навыки. На начальном этапе обучения используются упражнения в слушании, которые направлены на развитие фонетического слуха. Для выполнения такого вида упражнений иногда могут использоваться графические опоры. Большим плюсом в обучении могут считаться технические средства обучения, в частности, магнитофон. Однако, не стоит забывать о том, что каждый новый вид заданий вводится только с речи учителя. Упражнения в воспроизведении нацелены на формирование собственно произносительных навыков. Материалом этих упражнений могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. Задания могут выполняться как со зрительной опорой, так и без нее.
Для постановки, поддержания и совершенствования произношения учащихся наиболее эффективным считается разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений.
При условии выполнения всех вышеперечисленных упражнений и систематическом контроле работу над слухо-произносительными навыками можно будет считать результативной.
Выделяют два этапа в обучении слухо-произносительным навыкам. Первый, или начальный этап, ориентирован на формирование навыков. В работу включены упражнения в активном слушании образца и осознанной имитации.
Для второго этапа характерно закрепление приобретенных навыков и предотвращение их деавтоматизации. Здесь вполне целесообразно
1. Азимов, Э. Г., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г.Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Биболетова, М. З. Английский язык: Английский с удовольствием Enjoy English: Учебник для 3 кл. общеобраз. учрежд./ М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева. – Обнинск: Титул, 2011. –128 с.
3. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы / И. Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.
4. Борисова, Л.В. Теоретическая фонетика английского языка / Л.В. Борисова, А.А. Метлюк. – М.: «Высшая школа», 1980.–144 с.
5. Вайсбурд, М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух / М.Л. Вайсбурд.– М.: Просвещение, 1965.–79 с.
6. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
7. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н.И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов —М.: Высш. школа, 1982. –373 с.
8. Ионкина, К. В. Упражнения как один из видов формирования слухо-произносительных навыков у младших школьников в процессе овладения иностранным языком // Молодой ученый. – 2016. –№8. – С. 962-964.
9. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер.– М., 2000.–169 с.
10. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.– Минск, Вышэйшая школа, 1997.– 263 с.
11. Никитенко, З. Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие/ З. Н. Никитенко. – М.: МПГУ, 2013. –288 с.
12. Пассов, Е.И. Формирование произносительных навыков: учебное пособие / Е.И. Пассов. – Воронеж: НОУ «Интерлингва»,2002.–625 с.
13. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах / И.П. Подласый. – М, 1999. – 186 с.
14. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 2000. – 232 с.
15. Сорокина, Е. В. Формирование слухо-произносительных навыков у студентов-иностранцев на начальном и среднем этапах…: дис. канд. пед. наук / Е. В. Сорокина. – Москва, 1985. – 172с.
16. Старков, А.П. Обучение английскому языку в средней школе /А.П. Старков. - М.: Просвещение, 1978– 254 с.