Влияние спортивных игр на совершенствование двигательных способностей детей дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Влияние спортивных игр на совершенствование двигательных способностей детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
2020
30 BYN
Влияние спортивных игр на совершенствование двигательных способностей детей дошкольного возраста
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста
Организация: Ясли-сад №1 г.Минск, ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Описание диагностических тестов для оценки двигательной подготовленности дошкольника (по Ю.Н. Вавилову)
Приложение 2 Анкета для родителей по определению значимости развития двигательных способностей ребенка старшего дошкольного возраста
Приложение 3 Протокол по результатам анкетирования родителей по определению значимости развития двигательных способностей ребенка старшего дошкольного возраста
Приложение 4 Результаты диагностики степени развития двигательных способностей детей старшей группы №9 (констатация)
Приложение 5 Результаты диагностики степени развития двигательных способностей детей старшей группы №9 (контроль)
Приложение 6 Обучение элементам игры в хоккей
Приложение 7 Работа с родителями
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития двигательных способностей детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогический анализ по проблеме исследования
1.2 Особенности развития двигательных способностей детей дошкольного возраста
1.3 Место спортивных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
2.2 Методика развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в ходе спортивных игр
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей дошкольного образования является защита и укрепление физического и психического здоровья детей.
Физическое воспитание в учреждениях дошкольного образования в Республике Беларусь осуществляется как на специальных занятиях по физическому воспитанию, так и в игровой деятельности, в повседневной жизни ребенка. Учебная программа дошкольного образования определяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать физкультурная работа в УДО [19].
Одна из задач дошкольного образования направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. В общей системе всестороннего и гармоничного развития личности физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место.
В дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья, правильного физического развития и высокой работоспособности. В эти годы формируется двигательная активность, а также начальное воспитание физических качеств.
Современное понимание природы и развития движений ребенка основано на учениях русских физиологов: П.К. Анохина, В.М. Бехтерева, Н.А. Бернштейна, И.П. Павлова, И.М. Сеченова и других.
Дошкольный возраст – это период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и способности ребенка, которые служат основой его нормального физического и умственного развития.
Трудно переоценить роль движений в жизни человека. Моторный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет большое значение для развития функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие является основой всего психического развития ребенка, а также выступает фундаментом, на котором строится вся совокупность высших психических функций.
Игра давно стала неотъемлемой частью человеческой жизни, она занимает свободное время, обучает, удовлетворяет потребность в общении, получает внешнюю информацию, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра благотворно влияет на формирование детской психики, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек учится жизни.
Современные дети испытывают «моторный дефицит», то есть количество движений, которые они выполняют в течение дня, ниже возрастной нормы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогический анализ по проблеме исследования
Подвижные игры – это сложная эмоциональная активность детей, направленная на решение двигательных проблем, основанная на движении и наличии правил. Игра на свежем воздухе активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, улучшает движения, развивает их координацию, формирует скорость, силу, выносливость, учит детей играть в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, узнавать о мире, активировать память, идеи, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в команде, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплину, сопереживание, желание помогать друг другу, а также развивает чувство ритма, пространственную терминологию [22, с. 15].
Спортивные игры представляют собой сложные подвижные игры [22 с.16]. Это виды игровых соревнований, в основе которых лежат различные технические и тактические приемы поражения при столкновении конкретной цели со спортивным оборудованием (обычно это спортивный мяч). Содержание и организация спортивных игр регулируются официальными правилами. Большинство спортивных игр представляют собой комплексы естественных движений, физических упражнений (бег, прыжки, броски, удары и т.д.), выполняемые игроком или взаимодействующими партнерами в борьбе против соперника и нацеленные на создание игровых ситуаций, которые в конечном итоге обеспечивают победу. Во многих спортивных играх спортсмены занимаются прямой, контактной борьбой. Широкое использование спортивных игр обусловлено их доступностью, относительной простотой содержания и организации, силой эмоционального воздействия на участников и зрителей.
Существуют спортивные командные игры (например, волейбол, гандбол, крикет, все виды хоккея), индивидуальные (например, боулинг, керлинг, шахматы, шашки) и игры, которые могут быть как индивидуальными, так и командными (например, бадминтон, гольф, настольный теннис, теннис). Спортивные игры культивируются среди людей разного пола и возраста; некоторые, как правило, требуют больших физических нагрузок и боевых искусств (водное поло, регби, хоккей и т.д.) – только среди мужчин, хотя в последние годы такие игры, например, футбол, хоккей с шайбой, стали осваиваться и женщинами [16, с.67].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
Цель практического исследования – опытно-экспериментальным путем изучить эффективность использования спортивных игр для совершенствования двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы и методики исследования: анализ литературы; эксперимент (констатирующий; формирующий и контрольный); комплексная оценка развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста (по Ю.Н. Вавилову); анкетирование; количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №1 г.Минска», старшая группа №9. Выборка испытуемых – 20 детей в возрасте 5-6 лет, составившие контрольную и экспериментальную группы; 20 родителей детей группы №9.
Итак, опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1-ый – начальный: формирование выборки испытуемых; подбор комплексной оценки развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста; проведение первичной диагностики двигательных способностей воспитанников старшей группы №9 (констатирующий эксперимент);
2-ой – основной: проведение физкультурных занятий в старшей группе №9 по подгруппам: с детьми экспериментальной группы – с использованием элементов спортивных игр, с детьми контрольной группы – без использования элементов спортивных игр (формирующий эксперимент);
3-ий – заключительный: проведение вторичной диагностики двигательных способностей воспитанников старшей группы №9 (контрольный эксперимент); сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики.
Для оценки уровня развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста была использована комплексная оценка развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста (по Ю.Н. Вавилову).
Описание диагностических тестов для оценки двигательной подготовленности дошкольника (по Ю.Н. Вавилову):
1. Равновесие.
2. Бег 30 метров.
3. Челночный бег (3 х 10 м).
4. Прыжок в длину с места.
5. Сгибание туловища (пресс) (Приложение 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования разработана методика совершенствования двигательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования спортивных игр.
Необходимость использования спортивных игр и упражнений в физическом воспитании детей дошкольного возраста отмечается многими специалистами. Упрощенные игры с элементами спорта, построенные на различных моторных программах, которые различаются по составу задействованных мышц, по характеру координации, по активности, по сенсорной поддержке, способствуют развитию двигательные способности детей дошкольного возраста. Для игр с элементами спорта характерны следующие особенности: специфика и аккуратность техники двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий. В процессе обучения спортивным играм необходимо учитывать индивидуальную двигательную подготовленность ребенка, уровень здоровья и возраст.
Двигательные способности – это способность автоматически контролировать движения. Процесс обучения движению состоит из следующих этапов: начальное обучение, углубленное изучение, закрепление навыков и совершенствование процесса выполнения. В формировании двигательного навыка важнейшую роль играет нервная система. Для развития двигательного навыка мозг нуждается в довольно длительном упражнении.
Особый интерес для детей дошкольного возраста представляют спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и др.). К основным видам движений, которые наиболее важны в спортивных играх, относятся: бег (футбол, гандбол), прыжки (волейбол, баскетбол), метание (гандбол, баскетбол, хоккей). Спортивные игры способствуют улучшению деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, повышению положительных морально-волевых качеств и развитию необходимых качеств характера.
В ходе исследования были выявлены различные степени развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста, причем средняя степень рассматриваемого критерия является преобладающей как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
В рамках формирующего эксперимента с целью создания интереса у детей к спортивной игре ознакомление с ней проводили посредством вербальных методов наглядности: рассматривание иллюстраций; чтение энциклопедий; просмотр диафильмов, мультимедийных презентаций; дидактические игры.
1. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992. – 56 с.
2. Балеева, Л.В. Подвижные игры / Л.В. Балеева, И.М. Коротков. – М.: ФиС, 1992. – 118 с.
3. Баскетбол: учебник для вузов физ. культуры / Ю.М. Портнов [и др.]; под общ. ред. Ю.М. Портнова. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 354 с.
4. Былеева, Л.В. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 224 с.
5. Вавилов Ю.Н. Диагностические тесты для оценки физической подготовленности дошкольников. – М., 1985.
6. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1986.
7. Вареник Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
8. Волошина, Л.Н. Программа «Играйте на здоровье» / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. – М.: АРКТИ, 2004. – 39 с.
9. Голомидова, С.Е. Физкультура. Игровая деятельность. Старшая группа / С.Е. Голомидова. – М.: Корифей, 2010. – 25 с.
10. Гришин, В.Г. Малыши открывают спорт / В.Г. Гришин, Н.Ф. Осипов. – М.: Педагогика, 1978. – 88 с.
11. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Н.Н. Кожухова. – М: Академия, 2000. – 124 с.
12. Литвинова, О.М. Система физического воспитания в детском саду / О.М. Литвинова. Волгоград: Учитель, 2007. – 316 с.
13. Логвина Г.Ю., Шебеко В.Н., Шишкина В.А. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста.- Минск, 1996.
14. Осокина, Т.Н. Физическая культура в детском саду / Т.Н. Осокина. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
15. Пачкова, О.С. Методика обучения дошкольников элементам спортивным игр. Овладение элементами игры в баскетбол детьми старшего дошкольного возраста / О.С. Пачкова. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2003. – 211 с.
16. Пачков, С.С. Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей / С.С. Пачкова. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2003. – 210 с.
17. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 1988. – 56 с.
18. Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Просвещение, 2004. – 145 с.
19. Учебная программа дошкольного образования. – Мн.: Аверсэв, 2019. – 480 с.
20. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / Под ред. А.В. Кенемана. – М.: Просвещение, 1980. – 90 с.
21. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О. Филипповой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.
22. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду / А.И. Фомина. – М.: Наука, 1984. – 63 с.
23. Шебеко, В.Н. Физкульт-ура!: Программа физического воспитания детей в детском саду / В.Н. Шебеко, В.А. Овсянкин, Л.В. Карманова; под ред. В.Н. Шебеко. – Мн.: изд. В.М. Скакун 1997. – 64 с.
24. Шишкина, В.Л. Движение + движение: Книга для воспитателя детского сада / В.Л. Шишкина. – М.: Просвещение, 1999. – С. 3-4,6-8,15-16.
25. Шпак, В.Г. Элементы спортивных игр в детском саду: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.Г. Шпак. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2004. – 134 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Описание диагностических тестов для оценки двигательной подготовленности дошкольника (по Ю.Н. Вавилову)
Приложение 2 Анкета для родителей по определению значимости развития двигательных способностей ребенка старшего дошкольного возраста
Приложение 3 Протокол по результатам анкетирования родителей по определению значимости развития двигательных способностей ребенка старшего дошкольного возраста
Приложение 4 Результаты диагностики степени развития двигательных способностей детей старшей группы №9 (констатация)
Приложение 5 Результаты диагностики степени развития двигательных способностей детей старшей группы №9 (контроль)
Приложение 6 Обучение элементам игры в хоккей
Приложение 7 Работа с родителями
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты