Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Техногенная цивилизация обостряет эту проблему в связи с увеличением числа рисков для детского здоровья. Об этом достаточно много пишут и говорят. Также активно обсуждается проблема формирования у детей навыков здорового образа жизни. Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но и педагогической. У большинства детей не сформировано положительное отношение к физической культуре, они не приучены систематически заниматься физическими упражнениями, не информированы должным образом о решающей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья [4].
Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, воспитателей и медицинских работников.
Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с вышесказанным необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.
Актуальность работы обуславливается тем, что в последнее время становится востребованным формирование у детей культуры здорового образа жизни, при этом, в дошкольных учреждениях чаще всего с этой целью используются активные досуги и занятия, а дидактическим играм, чтению специальной литературы уделяется недостаточное внимание.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ученые С.П.Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии. С.С.Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии.
В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались В.М. Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против «алкогольного змия».
Кроме того, проблема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А.Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [8].
Подробнее отснаовимся на том, что такое здоровье и здоровый образ жизни. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье дается следующим образом: «...состояние полного, физического, душевного социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». По мнению С.В.Попова, если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что здоровье является абстракцией, и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или физические дефекты, даже в стадии компенсации.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ВОЗРАСТА
проводилось среди детей группы среднего дошкольного возраста. В эксперименте принимало участие воспитанников. Исследование проводилось при участии педагога и помощника вопитателя. Чтобы продиагностировать уровень сформированности культуры питания детей дошкольного возраста, методы:
1. педагогическое наблюдение за детьми;
2. анкетирование родителей.
Наблюдение проводилось следующим параметрам:
1. умеют ли дети правильно сидеть за столом;
2. ли салфетками;
3. знают ли дошкольники названия блюд;
4. соблюдают ли правила поведения столом;
5. используют ли столовые приборы по назначению.
Анкетирование для родителей включало вопросы:
- знаете вы правила поведения за столом?
- знаете ли секреты аппетита ?
- как правильно сервировать стол?
- умеют ли дети пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, блюдце)?
- какие являются вредными и какие полезными?
- говорите с детьми о пользе фруктов?
Для более достоверных результатов анкетрирование проводилось анонимно. родителей показало, что вопросы культуры питания практически для каждой семьи. Не всегда родители знают способы и приемы организации приема пищи таким образом, чтобы ребенок не капризничал, вел себя за столом. Как оказалось, частой проблемой является употребление перед приемом пищи сладкого: конфет, соков, напитков, которые быстро снижают аппетит. После этого запланированный прием пищи представляет собой довольно юбольшую трудность, так ребенок уже не хочет есть.
1. Понятие здоровья и здорового образа жизни является включающим многие факторы. В настоящее время данная проблема является особенно актуальной, разработкой занимаются многие исследователи. В частности значительное количество исследований посвящено формированию образа жизни детей дошкольного возраста, формированию у детей представлений о здоровье незыблемой ценности.
2. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста проводится по нескольким направлениям: построение рационального режима дня, организация правильного питания дошкольников, полноценной двигательной активности в течение дня, проведение закаливающих процедур, обеспечение психоэмоционального воспитанников, а также соблюдение правил личной гигиены.
3. Культура питания в детском саду – наука, в современной жизни. который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно растущего детского Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое аккуратно питаться Формирование культуры питания в дошкольном учреждении может разнопланово, с включением различных направылений деятельности в данной области. При нужно понимать, что для достижения качественного результата необходимо организовать совместную деятельность педагогов и родителей дошкольников.
3. Проведенное исследование показало, что культура питания детей среднего дошкольного возраста сформирована не в полной мере, что требует разработки комплекса игровых упражнений по формированию и повышению данных у детей. Кроме того, представляется необходимым провести с родителями консультационные встречи по теме организации культуры питания, так как анкетирование показало, что пробелы в знаниях родителей о том, как необходимо правильно организовать повседненвное принятие пищи, является полезным вредным для ребенка.
1. Береснёва, Здоровый малыш. М.: Творческий центр, 2008. Л.В. технологии в ДОУ. М.: Творческий 2008.
2. Билич Г.Л., Л.В. Основы Учебник / Л.В. - СПб.: 1998. - с.
3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. Л.: Наука, 1987. - 123 с.
4. Брехман, Валеология наука о / И.И. - М.: и спорт, - 212 с.
5. Валеологические аспекты образования. Под ред. Э.М. Казина. Кемерово, 1995. - 165 с.
6. Гончаренко, М.С., Т.И. Задачи практической валеологии / М.С. Гончаренко, Исакова // III национальный по профилактической и валеологии, С. - Петербург, 28-31 мая г.: Тез.докл. СПб., 1996.
7. Грач, И.С. Здоровый образ Сущность понятия и содержание работы его формированию /И.С. Грач // - 2002. - №5.-С. - (Здоровье образование).
8. Гундаров, И.А., В.А. Актуальные вопросы практическойвалеологии / И.А. Гундаров, Полесский // Валеология: Диагностика, средства и практика здоровья. - СПб., 1993.
9. Деркунская Диагностика культуры дошкольников. Учебное М.: Педагогическое России, 2005.
10. Жураковский, Очерки по античной / Г.Е. - М.: 1940. - 243 с.
11. Зайцев, / Г.К. В.В. Колбанов, Колесникова. - Питер, 1994. 78 с.
12. Змановский, здорового ребенка: аспект / Змановский воспитание. - - №9.
13. Иванюшкин, «Здоровье» и «болезнь» в системе ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин АМН СССР. - 1982. Т. - №. 4. С. 29-33.
14. Изуткин, Д.А. Формирование здорового образа жизни / Д.А. - Советское здравоохранение, - №11. - с. 8-11.
15. Казначеев, В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. - 194 с.
16. Кочеткова Оздоровление детей в условиях детского сада. М.: центр, 2008.
17. Павлова М.А., Лисогорская М.В. Здоровьесберегающая дошкольного образовательного учреждения. Волгоград: Учитель, 2009.
18. Кузнецов, Е.Д. Новаявалеология нового времени / Кузнецов. - Тюмень: Истина, 1999. - 201 с.
19. - человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - - №2. - С. 58-65.
20. Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и жизни / Ю.П. Лисицын. - Просвещение, 2001. -231 с.
21. Нежина, Н.В. здоровья детей дошкольного возраста Н.В. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4.
Пралеска. Воспитание и обучение детей дошкольном учреждении. программа и методические Мн., 2007. - 681 с.